Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России

День России. Сценарий для школьников

Сценарий познавательной программы для учащихся 3, 4, 5 классов.

Сценарий праздничной программы: Я люблю тебя, Россия!

Музыка: русские народные и современные песни о России

Оформление: на сцене — журнальные столики и стулья, на столах бумага и карандаши.

Сцена и задник красочно оформлены: в центре задника — березка, вокруг нее силуэты девушек, сделанные из разноцветных шалей и платков.

Звучат песни о России. Входит ведущий и его помощники в русских национальных костюмах.

Ведущий (на фоне музыки). Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы приветствуем вас и приглашаем принять участие в познавательно-развлекательной программе «Я люблю тебя, Россия!»

Звучит музыка.

Ведущий. Встречайте! Команды... (названия) Капитаны команд... (имена и фамилии).

Зал приветствует команды. Команды занимают места и надевают атрибуты русского национального костюма (косоворотки, кушаки, платочки)

Ведущий. Тема сегодняшней нашей встречи — Россия, ее быт, культура, история, обряды. Игра будет проходить в несколько туров. Вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях: кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы будет оценивать жюри в составе

Председатель жюри (Ф.И.О.)

Члены жюри (Ф.И.О.)

Творческие конкурсы оцениваются в 5 баллов

Интеллектуальные — в 7 баллов

Звучит музыка.

Ведущий. Вести программу буду я... (Ф.И.О. ведущего.) Начинаем первый тур нашей игры. Разминка. Вы должны отгадать русские народные загадки. Загадки — это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Русские народные загадки ясные, поэтичные. Итак, начали:

1.

Голубой платок,

Алый клубок,

По платку катается —

Людям улыбается. (Небо, солнце)

2.

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (Месяцы в году)

3.

Сидит Пахом

На коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает. (Очки)

4.

Утка ныряла-ныряла –

И хвост потеряла. (Нитка с иголкой)

5.

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит. (Письмо)

6.

Без языка, без голоса,

А всё расскажет. (Книга)

7.

Белый тулупчик

Сшит без рубчика.  (Яйцо)

8.

Маленький Иван —

Костяной кафтан. (Орех)

9.

И языка нет,

А правду скажет. (Зеркало)

10.

Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла. (Картофель)

Ведущий. Спасибо. Пока жюри будет подводить итоги разминки, послушайте русскую народную песню в исполнении... (имя и фамилия или название коллектива).

Звучит песня. Председатель жюри объявляет результаты разминки.

Ведущий. Переходим к первому заданию первого тура Вам необходимо ответить на вопросы о быте, истории и культуре обряда русского народа. Итак, приготовились:

— Как назывался праздник проводов русской зимы? (Масленица)

— Какое угощение было обязательным на этом празднике? (Блины)

— Почему именно блины? Что это означало? (Символ солнца.)

— Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

— Какую одежду носили русские женщины? (Сарафаны душегрейки, сапожки, полушалки.)

— Как называется русская мужская рубашка? (Косово ротка )

— Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти)

— Что такое изба? (Деревенский крестьянский дом)

— Какое национальное дерево России? (Береза)

— Назовите полюбившийся во всем мире сувенир земли русской. (Матрешка)

— Какой русский город называли городом мастеров? (Тулу)

— Какими ремеслами славилась Тула? (Производством оружия, самоваров, баянов, пряников.)

— Чем знаменит был Нижний Новгород? (Ярмарками)

— Назовите великую русскую реку. (Волга)

— Назовите первую столицу русского государства. (Киев)

— Что такое вече? (Общее собрание горожан в древнем Новгороде.)

— Когда была основана Москва? (В 1147 году, по свидетельству летописей.)

— Назовите двух русских князей, которые получили почетные прозвища по названию рек. (Александр Невский, Дмитрий Донской)

— Какое историческое событие описал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» (Бородинскую битву, равное сражение Отечественной войны 1812 года.)

— Назовите первого русского первопечатника. (Иван Федоров.)

— Назовите первого русского ученого с мировым именем, основателя Московского университета. (М. В. Ломоносов)

— Назовите великих русских писателей. (А. Пушкин, А. Чехов, Л. Толстой, Н. Некрасов...)

— Какие композиторы прославили Россию? (М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов...)

— Назовите великих русских художников. (И. Шишкин, А. Васнецов, В. Суриков, И. Левитан...)

Ведущий. Пока подводятся итоги первого конкурса, для вас поет... (имя, фамилия).

Жюри объявляет итоги первого конкурса.

Ведущий. Следующее задание первого тура. Раз мы заговорили о русских художниках, давайте вспомним, кисти какого художника принадлежат эти картины:

Участникам предлагаются следующие картины:

И. Шишкин — «Утро в сосновом бору». «Рожь».

А. Васнецов — «Богатыри», «Сестрица Аленушка», «Иван- царевич на сером волке».

И. Левитан — «Золотая осень».

A. Саврасов — «Грачи прилетели».

И. Репин — «Бурлаки на Волге». «Иван Грозный убивает своего сына».

B. Перов — «Тройка».

И. Айвазовский — «Девятый вал».

В Суриков — «Боярыня Морозова». «Взятие снежного городка».

Ведущий (объявляет конец первого тура). Слово жюри. Начинаем второй тур. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта древнейшая русская прическа была известна еще в домонгольский период. Тогда же на Руси возникло разделение на девичьи и женские прически. Давайте вспомним с вами, какой головной убор на Руси носили молодые девушки, а какой — молодые и пожилые женщины.

Командам предлагается из предъявленных головных уборов выбрать необходимые.

Ответ:

Молодые девушки — атласная лента, кокошник.

Молодые женщины — платок.

Пожилые женщины — чепец и платок, полушалок.

Ведущий. Второе задание второго тура. Назовите русский танец, где девушки должны быть с длинной косой (Хоровод.) Совершенно верно. Предлагаю командам вспомнить названия нескольких русских народных хороводов и записать их на силуэтах.

Ответы: «Во поле береза стояла...», «Посею лебеду на берегу...», «Со вьюном я хожу...», «Каразай», «А мы просто сеяли...» и т.д.

Ведущий. Жюри подводит итоги второго тура, а мы с вами слушаем песню.

Песня. Объявление результатов второго тура.

Ведущий. Начинаем третий тур. Задание первое: командам необходимо будет отгадать, о какой русской народной сказке идет речь. Ведь сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Итак, начали! Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но еще помощники скоро прибегут, победит упрямицу дружный, общий труд. («Репка».)

Колотил да колоти,

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль)

 

А дорога далека.

А корзина нелегка.

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. («Машенька и медведь»)

 

Ах ты, Петя-простота.

Оплошал немножко.

Не послушался кота.

Выглянул в окошко. («Петушок — Золотой гребешок»)

 

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

 

Красна девица грустна.

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

Ответы команд.

Ведущий. Спасибо. Следующее задание третьего тура. Представьте себе, что вы попали в музей русской старины. Угадайте, как правильно называются русские старинные предметы, увиденные вами в музее?

Деревянная ложка, прялка, глиняный горшок, туесок, лукошко, косоворотка, серп, лента, чугунок, веретено, ухват, рушник, плошка, коромысло и т. д.

Ведущий. Пока жюри подводит результаты двух заданий третьего тура, мы с вами послушаем песню.

Песня. Подведение итогов.

Ведущий. В старину на Руси молодые девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу. Этот обычай не забыт и в наши дни. В Новый год, Рождество, Крещение девушки пытаются узнать, что же их ожидает в будущем. А летом, когда цветут цветы, девушки, гадают на ромашках. Третий конкурс заключительного тура называется «Тройка, семерка, туз». Каждой команде предлагаются атрибуты гадания, которые находятся на разносах. Капитанам команд необходимо оторвать по три лепестка от ромашки и найти на разносе те предметы, которые указаны на лепестках. А затем всей команде продемонстрировать, как с помощью этого предмета можно погадать.

Предметы: зеркало, свеча, валенок, кольцо, карты, блюдце, спички. Звучит музыка. Команды выполняют задание.

Ведущий. Вот и закончилась наша программа. А кто сегодня победил, нам объявит жюри.

Подведение итогов. Награждение. Под музыку ведущий прощается с участниками и гостями программы.

РЕКВИЗИТ

1. Картины известных художников.

2. Русские головные уборы для женщин разного возраста

3. Деревянная ложка, прялка, ухват, глиняный горшок, туесок, лукошко, косоворотка, серп, лента, чугунок, веретено, рушник, коромысло, плошка.

4. Бумажные силуэты девушек.

5. Ромашка с лепестками.

6. Зеркало, свеча, валенок, кольцо, карты, блюдце, бумага, спички.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие против СПИДа

Внеклассное мероприятие по экологии 3-4 класс

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Морское путешествие

Театрализованная сценка-представление для школьников «Бабушка и внучка»

Внеклассное мероприятие для школьников. Борьба с вредными привычками

Наталия # 30 декабря 2013 в 10:20 0
Мне очень понравилось, хорошее познавательное мероприятие. Спасибо.
Юлия Александровна Харченко # 6 февраля 2014 в 05:36 0
Нестандартный подход:) Все привыкли к официальным, строгим мероприятиям ко Дню России, с торжественными речами и т.д. А в этой разработке по-новому все. Я думаю ребятам и родителям будет интересно!
Надежда Григорьевна Кириличева # 10 февраля 2014 в 11:19 0
Интересные, увлекательные, познавательные, содержательные задания. Всё объединено и направлено на раскрытие одной темы. Загадки заставляют детей думать, напрягать память, стимулируют мыслительную деятельность. Вопросы о живописи, народных песнях, сказках помогают развивать интерес к истории нашей страны. Ненавязчиво детей приучают любить свою Родину, относиться к ней с уважением и гордостью. Спасибо!
Лемара Шевкетовна Султанова # 28 октября 2014 в 23:02 0
Воспитание патриотизма через увлекательную, праздничную программу - это интересно. Спасибо!
Юлия Владимировна Малышева # 21 апреля 2015 в 23:00 0
Интересная разработка. Интересные, увлекательные, познавательные, содержательные задания. Данное мероприятие приучает любить Родину, воспитывает патриотизм.
Лопатина Людмила # 3 ноября 2015 в 10:01 0
Всё замечательно, но я бы добавила что-нибудь об единстве народов, всё-таки Россия страна многонациональная.
Ирина Викторовна Вострякова # 23 марта 2017 в 12:47 0
Мне понравился данный материал, у ребят есть стимул выполнять задания, использовать свои знания.Хотелось бы подкорректировать сценарий в начале: ведущий начинает мероприятие и нет вступления, сразу переход к представлению команд.Здесь нужно вступление о Дне России или тематическое стихотворение. В разделе "реквизит" правильнее написать "репродукции картин известных художников..(каких) или заменить это презентацией, это выигрышно будет смотреться в ходе всего мероприятия.Спасибо за работу!
Анна Николаевна Галицына # 10 января 2018 в 22:37 0
Очень актуально в наше новое время!!!!