Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Задание для учащихся. Нужно ответить на вопрос «Кто я?» двадцатью словами. Например: человек, личность, сын, ученик, брат, внук, друг, юноша, землянин, отличник, любящий, любимый, помощник, существо, часть природы, спортсмен, организатор, победитель, оптимист. Участвуют представители трех команд. С выполненными заданиями работают члены жюри.

Ведущая. Конечно, самонаблюдение необходимо. Оно помогает нам лучше узнать себя и заняться самовоспитанием. Но следует заметить, что одного самосозерцания недостаточно. Необходима деятельность. Только в этом случае самопознание будет иметь успех. Именно в деятельности человек познает, что такое он есть, на что способен и что еще он должен познать. А, узнав и познав, проанализировав, он сможет отказаться от бесплодных усилий и занятий, не станет ставить перед собой неразрешимых задач, не будет мучить себя несбыточными мечтами, а займется конкретным, посильным для него делом, которое принесет удовлетворение, а значит, и сохранит свою нервную систему и здоровье. Да и сама психика проявляется и формируется в этой деятельности.

Мы строим свои суждения о других людях именно на основе наблюдений. Мы стараемся угадать их мысли и чувства, делаем заключения об их характерах, об отношении к нам. Точно так же люди судят и о нас.

Ученик. Но все это, что называется, на обычном, житейском уровне. А я читал, что научное психологическое наблюдение - дело довольно сложное и, как говорится, тонкое.

Психолог. Да, это так. И уже хотя бы потому, что большинству людей просто не нравится, когда за ними наблюдают. Как вы думаете, почему?

Ученики:

- В присутствии посторонних мы чаще всего чувствуем какое-то напряжение.

- При посторонних мы становимся актерами, то есть не совсем искренними. Мы играем. А если мы играем, значит, мы неискренни. И какая польза может быть от такого наблюдения?

Психолог. Естественно, это затрудняет не только наблюдение, но и дальнейшие выводы психолога, а значит, особенно в случае оказания врачебной помощи, и коррекцию дальнейшего поведения человека. Психологи прибегают и к камерам, и к микрофонам. Иногда психолог внедряется в группу, которую хочет изучить. К нему привыкают, и поведение людей становится более естественным. Порой бывает трудно избежать еще одного отрицательного момента - субъективности. Психологу необходимо видеть и фиксировать именно то, что происходит, а не то, что ему кажется. Вот тогда исследования достигнут своей цели.

Задание для учащихся. Перед нами три человека, которые собираются в школу: в ранец складывают школьные принадлежности, шнуруют ботинки, одевают и застегивают верхнюю одежду и др. Используя метод наблюдения, необходимо сделать выводы о мыслях и чувствах ребят, об их характере и отношении к данной процедуре и школе. Команды сдают выполненные задания. Жюри оценивает результаты.

Ведущая. Изучая тайны нашей психики, психологи проводят много всевозможного рода исследований. Изучается и такая область нашей психики, как память. Исследовательский эксперимент провели с детьми, объединив точность и повторяемость с естественностью и жизненностью ситуации. Оказалось, что в игре, в которой была создана деловая ситуация, дети запомнили больше слов, чем в процессе занятий. Результаты этого эксперимента стали использоваться (деловые игры, создание определенных ситуаций для запоминания необходимого материала и т. д.). А еще наша память настроена лучше на запоминание, если что-то надо воспроизвести не сразу, не завтра, а через более длительный промежуток времени (это тоже доказано исследованиями). А на что способна ваша память?

Задание для учащихся

Вариант 1. Воспроизвести ряд слов, затем предметов, картинок. При этом дают разные установки. В первом случае среди множества слов необходимо запомнить как можно больше слов по теме «Школа», во втором случае - запомнить как можно больше предметов, имеющих так или иначе отношение к технике, в третьем - к природе. Жюри отмечает в карточках учета успехи каждой команды.

Вариант 2. Можно также предложить ребятам выполнить задания теста под названием «Память на числа». Назначение этой методики - определение кратковременной зрительной памяти на числа, ее объема и точности. В течение 20 секунд участникам демонстрируется таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить. А после того как таблица будет убрана, им необходимо записать эти цифры на бланках. Тестирование удобно, оно не занимает много времени.

Методика проведения. Звучит команда о начале работы. Психолог открывает таблицы. Одновременно включает секундомер. Он также следит за тем, чтобы участники тестирования не записывали демонстрируемые числа. При воспроизведении необходимо следить за тем, чтобы не было списывания. Через 1 минуту подается команда положить карандаш.

Инструкция. Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить как можно больше написанных чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы в течение 1 минуты будете записывать все те числа, которые вам удалось запомнить. Внимание, начинаем!

15

39

87

28

94

65

79

46

83

17

43

52

Оценка результатов.

По количеству правильно воспроизведенных чисел оценивается кратковременная зрительная память на числа. Норма для взрослого человека - 7±2. Результат 9 единиц и больше расценивается как высокий, 8-6 - средний, 5-4 - ниже среднего, 3 и меньше - низкий. Жюри выставляет оценки, исходя из шкалы оценок.

Оценка в баллах

2

3

4

5

Кол-во правильно названных чисел

1-4

5-6

7-8

9-12

Ведущая. А сейчас я предлагаю знатокам, представителям от каждой команды, ответить на вопросы небольшой анкеты.

1. Назовите одну из самых популярных психических особенностей человека. (Память.)

2. Назовите имя богини памяти. (Мнемозина. От ее имени произошли такие выражения, как мнемическая задача, мнемические действия, мнемическая деятельность.)

3. Какой медицинский термин употребляется для обозначения потери пациентом памяти? (Амнезия.)

4. Что позволяет человеку память? (Прежде всего, быть тем, кем он есть, то есть человеком. Дает возможность осознавать свое «я», действовать в этом мире, учиться, созидать, любить и т. д.)

(С анкетами работает жюри. Психолог оглашает правильные ответы и продолжает рассказ.)

Психолог. Память действительно заслуживает того, чтобы считаться одной из самых популярных психических особенностей человека. Человек, страдающий потерей памяти, не только сам испытывает определенные жизненные неудобства, но и заставляет страдать своих близких. А мир без памяти? Это была бы настоящая катастрофа. Такое могут показать в своих произведениях только писатели-фантасты.

В жизни люди часто завидуют тем, у кого хорошая память. Считают, что обладателям хорошей памяти везет во всем. Однако не стоит думать, что все хорошее и плохое в жизни человека, все его достижения и промахи, успехи, неудачи, поражения связаны только с хорошими свойствами его памяти. Многие жалуются на свою память, но редко жалуются на свой интеллект. Человек скорее скажет, что он что-то забыл, чем признает, что он не умеет рассуждать или мало что понимает в данном вопросе или деле.

Ученик 1. Некоторые люди уверены, что плохая память- это не повод для расстройства. Ведь при очень хорошей памяти и неумелом ее использовании происходит усыпление ума, он уже не так много и напряженно работает. Зачастую ум и человеческая проницательность обессиливаются, потому что недостаточно упражняются и совершенствуются.

Ученик 2. Вот что говорил о своей не очень хорошей памяти М. Монтень:

- Я немногословен в беседе, ибо память обладает более вместительной кладовой, чем вымысел.

- Я нахожу для себя утешение даже в том, что моя скверная память хранит в себе меньше воспоминаний... об учиненных мне обидах.

- Не без основания говорят, что тому, кто не очень-то полагается на свою память, нелегко складно лгать.

Страницы: 1 2 3 4

Я # 17 февраля 2013 в 19:42 +1
Спасибо огромное за Ваш труд!