Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, Пычасский детский сад №2 п. Пычас Удмуртская Республика

Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями и учениками начальных классов.

Тема проекта: «Скоро в школу»

Сроки реализации: краткосрочный (2 неделя апреля)

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.

Цель: формировать представления  о школе и положительное  отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Задачи:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, вся эта может быть отражена именно в краткосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

- сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.

Основной этап. Реализация проекта: (таблица)

Заключительный этап.

- Презентация проекта - оформление папки;

- Создание альбома с детьми «Загадки из портфеля».

- Презентация творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».

- совместное мероприятие подготовительной группы и 1 класса КВН

 «Волшебное солнышко»

Ожидаемый результат:

- формирование у детей мотивационной готовности к школе;

 - повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

 -благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Таблица. Реализация проекта.

 

 

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и учителями начальных классов

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Понедельник

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

« Филиппок» Л.Н.Толстого

Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.

Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать.

Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

Вторник

Беседа с детьми

« Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу.

«Будь готов!»

( акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т.д.)

Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

 Цель: формировать у детей желание и понимание в                       необходимости учиться в школе.

Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

 

 

 

Среда

Игра – соревнование

«Скоро в школу»

( игры, эстафеты и т.д.)

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля»

Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Оформление папки – передвижки для родителей

«Какие стороны готовности к школе особенно важны»

Четверг

 

Интегративное занятие

(музыкально – художественная деятельность и рисование)

«Школьный день».

Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе.

Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.

Сюжетно – ролевая игра

«Школа»

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

Просмотр мультфильма

«Наш друг Пишичитай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.

Подготовка консультации для родителей

 «Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Пятница

Рассматривание картины

«Школа»

Цель: расширять представления детей о школе.

«Мы будущие школьники»

Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»

- «Числовые домики»

- «Логический поезд»

- «Лёгкий счет» и т.д.

Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Совместное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста и учеников 1 класса. КВН «Волшебное солнышко»

Цель: совершенствовать умение играть в командные игры.

Использованная литература:

1. Бурухина А.Ф  «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

Рекомендуем посмотреть:

Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Проект в средней группе «Город для маленьких пешеходов»

Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»

Педагогический проект во второй младшей группе детского сада

Творческий проект в подготовительной группе по ПДД: «Знаки, предупреждающие пешеходов и водителей об опасности»

Мила Кузьмина # 20 сентября 2013 в 19:49 +4
Данный материал  - находка для воспитателей подготовительной группы. В реализации проекта можно увидеть деятельность детей, взрослых ( родителей, воспитателей и учителей) Очень важно, чтобы ребенок  умел слушать и слышать, понимал, зачем он идет в школу.
Лариса Дорогина # 21 сентября 2013 в 11:51 +3
Присоединяюсь к коллеге. Материал отличный, разнообразные мероприятия, беседы и игры несомненно повысят мотивационную готовность детей к школе. Спасибо за материал.
Ольга Михайловна Подгорных # 26 января 2014 в 04:54 +1
проект интересный, очень хорошо, что задействованы и родители. не секрет, что родителей ,впервую очередь, надо готовить к тому, что их ребенок идет в школу. от подготовки родителей будет во многом зависеть и учеба детей. а в Вашем проекте работе с родителями отводится большое значение.
Елена Михайловна Гаун # 2 февраля 2014 в 09:20 +1
Большая находка для воспитателя подготовительной группы. Огромное спасибо за разработку такого проекта.Большое спасибо за материал!!!!
Галина Дмитриевна Эргеева # 18 февраля 2014 в 23:38 +1
Очень хороший проект. Согласна с коллегами. О подготовке к школе написано много научных статей. Такой проект на мой взгляд один из эффективных методов работы по теме.
оксана черепанова # 4 марта 2014 в 20:39 +1
материал действительно хороший.молодцы
Татьяна Теодоровна Щукина # 25 октября 2014 в 15:08 +1
Сама писала проект,знаю насколько это долгая и кропотливая работа,очень интересный проект,где отражена и работа с родителями и совместная деятельность взрослого и детей,и самостоятельная деятельность детей.Спасибо за интересную разработку!
Наталья Николаевна Деревянченко # 12 марта 2015 в 22:18 +1
Проект интересный, насыщенный. Есть за что зацепиться и использовать в работе. Спасибо Вам за информацию!
Марина Вячеславовна Дудкина # 29 марта 2015 в 14:59 +1
несмотря на свою краткосрочность проект насыщенный.Прослеживается взаимодействие с родителями и совместная деятельность педагога с детьми. Творческих вам успехов и достижений!
Наталья Александровна Полякова # 20 апреля 2015 в 11:25 +1
Проект краткосрочный, но очень занимательный!
Светлана Ивановна Куприй # 5 мая 2015 в 13:14 +1
Мне понравился проект Марии Николаевны, обязательно возьму некоторые моменты в свой проект. Спасибо за творческие идеи!
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 13:54 +1
Интересная форма проекта (взяла на заметку - СПАСИБО!). Подобранный автором материал отвечает главной задаче подготовки будущих школьников - формирование учебной мотивации. Повторюсь, именно учебной, когда ребенок четко понимает, зачем нужна школа и зачем он туда идет. А идет он туда за ЗНАНИЯМИ. Не за пятерками, не потому что портфель купили и не потому что ему уже семь и он большой. Подобная форма работы позволяет формировать у детей "правильную" школьную мотивацию. Успехов вам!
Елена Витальевна Иващенко # 23 октября 2015 в 04:31 +1
Очень актуальный материал. Большое спасибо. В работе с дошкольниками подготовительной группы мы спланировали работу в течение октября - марта. А вот к апрелю наша фантазия иссякла. Ваш проект- очень своевременная помощь коллегам))))Возьмем на заметку. Спасибо
Ирина Агафонова Агафонова # 17 ноября 2015 в 22:41 +1
Мне понравился проект. Спасибо.
Алёна Анатольевна Дозорова # 16 января 2016 в 13:17 +1
Актуальная тема в работе с дошкольниками. Проект способствует повышению компетентности родителей, социальной и познавательной активности детей.
Ольга Николаевна Литовкина # 4 февраля 2017 в 21:58 +1
Спасибо за разработку. Прочитав этот проект, сразу захотелось применить его на практике. Вызовет в детях немедленное желание отправиться в школу.
Людмила Николаевна Тонконог # 29 января 2018 в 19:56 +1
Этот проект- отличный старт для будущих первоклашек.Спасибо за интересный материал.