Развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования

Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста.

Автор: Ишкинина Елена Григорьевна

Заместитель заведующего по УВР, ГБДОУ детский сад № 104 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Конструирование обладает рядом педагогических возможностей. Отмечается значение конструирования в развитии художественно – эстетических способностей, в развитии трудовой деятельности (Грубе Г. В.), обогащении математического опыта (Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Н. Никитин, М. Н. Полякова).

Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста, основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д  (1)

В  процессе конструирования  важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

Примеры образовательных ситуаций.

1. Серия.

«Домик (Теремок) для Мишки»

Цель: активизировать интерес к конструированию знакомых построек, желание принимать участие в совместной со взрослым деятельности, развитие умений выкладывать постройку по вертикали, учить строить по словесной инструкции, играть с постройками.

Стимульный материал: наборы деревянного конструктора, игрушка – медведь.

Фрагмент образовательной ситуации. Для активизации детей используется игровой персонаж – медведь. Он грустный, так как заблудился  в детском саду. Воспитатель предлагает ему остаться в группе, но он пытается отказаться – у него нет домика. Вместе с детьми решают построить домик.

Воспитатель обращает внимание детей вовремя постройки на то, с чего начинать строить, что для этого используется (называет детали: «кубик», «пластина», «кирпич»); какие детали используются;

- Как нужно прикладывать детали (аккуратно), демонстрирует способ, активизирует детей повторить (положить), просит показать ту или иную деталь («Дай нам кубик» , «Где у нас тут пластинка?»).

Предлагается детям придумать: «Что можно сделать из деталей?» (окошки, дверцу), Показывается способ их создания.  Потом медведь «заходит» в каждый домик, хвалит детей, говорит, что ему все понравилось, поправляет, если детали не совсем аккуратно   расставлены.

Усложнение.

Вариант 1. «Домик для Мишки и Лунтика».

Методические рекомендации. Используются игровые персонажи, значительно отличающиеся в размерах. Обращается внимание детей, что домики построить нужно разного размера – большой и маленький. Детям предлагается найти знакомые детали («Найди кубик, кирпич, призма. Какого цвета построим дом для Мишутки, Лунтика? Чей домик будет больше?).

Предлагается детям выложить на плоскости, обратить внимание на то, как должны прилегать кубики к друг другу (плотно, стоять аккуратно), как можно украсить домики друзей, кого они могут в гости пригласить. Потом  Лунтик и Мишутка заходит в каждый домик (отодвигает кирпичик).

- Давайте отберем кубики разного цвета и для Мишутки построим красный домик, а для Лунтика синий домик построим. Мишутка, какой у нас? (большой). Значит какой для него построим домик? Лунтик у нас меньше Мишутки?(меньше)  Какой построим домик для Лунтика?

- Какую деталь будем использовать для крыши? Что нужно сделать, чтобы ветер не сдул крышу? (соединить детали плотно)

Вариант 2. «Принимаем гостей».

Методические рекомендации. Используется деревянный и  крупный пластмассовый (разноцветный конструктор), 12 деталей.

Цель: упражнять в воспроизведении простых построек.

Игровая ситуация:  в гости к Мишке и Лунтику пришли гости – лисичка и мышка, которые хотят побывать у нас в гостях и посмотреть домики, которые для них ребята построят. Обращается внимание детей на то, что размер домиков зависит от размеров игрового персонажа, для которых они строят домики. Уточняется, какие детали конструктора они использовали (детей просят назвать показываемые детали («напомнить Мишке»), показать способы выкладывания (дети «самостоятельно показывают персонажу»).

Активизация  игровых умений:  детям предлагается обыграть постройку – подвести мишку к постройке, похвалить, пояснить, почему  домик такого размера построен, для кого, назвать цвет домика, из каких деталей построен.

Вариант 3. «Заборчики» - конструирование заборов, мостов.

Цель: активизировать интерес к конструированию, желание играть  друг с другом, развитие умения выкладывать постройку (забор), устанавливая кирпичики в ряд, комбинируя их положение и чередуя по цвету, освоение новых фигур – конусов.

Методические рекомендации. Используются деревянные конусы, пластины прямоугольной формы  и разных цветов.

Игровая ситуация: пришел грустный Мишка: подул сильный ветер и повали забор вокруг его теремочка, он не знает, что ему теперь делать, а заборы он строить не умеет. Его друг Лунтик пытался, но у него не получилось, он валится. Дети предлагают построить забор и помочь игровым  персонажем.

- Ребята, давайте принесем контейнер с нашим деревянным конструктором (воспитатель в месте с детьми перебирает его, и там находит фигуру, просит ее назвать, потом сам называет ее – конус, сравнивается, уточняется у детей на что эта фигура похожа, что напоминает, каждый ребенок может эту фигуру взять, потрогать, попробовать прокатить, уточняется, для чего в постройке его можно использовать- воротики, крыша)

Во время постройки обращается внимание на то, что забор можно сделать красивым – чередовать пластины, кирпичики по цвету, уточняются цвета пластин, уточняются, что пластины все одинаковые по размеру, обращается внимание детей на то, чтобы пластины укладывались ровно.  Показывается способ выкладывания, а конусы используются как столбушки для воротиков, так и для украшения забора. Затем детям предлагается поочередно выкладывать «свои» детали забора (строится общий забора).

Вариант 4 .

Стимульный материал:  деревянный цветной конструктор – кирпичики, пластины, конусы, коллекция домашних животных и птиц.

Детям предлагается огородить лужайку (зеленый лист бумаги овальной формы), уточняется какой формы  лужайка, какого цвета трава. Обращается внимание детей, как замыкать пространство, предлагается построить калитку, используя деталь или другого цвета  или деталь другой формы. Уточняется у детей, для кого они огородили лужайку (курочек, уточек, гусей, телят и т.д.), предлагается в свою лужайку «поселить» игровых персонажей ( на выбор)

Вариант 5. Создание коллективной работы. Используется деревянный, пластиковый конструктор, фигурки деревьев, кустарников. Создание коллективной работы - каждый ребенок на общей полянке делает свой забор).

Создание полянки вокруг домика. На полянке озеро, которое нужно огородить, сам домик нужно так же огородить. Детям предлагается самостоятельно выбрать детали  из заготовленных наборов конструктора, построить «высокий» и «низкий» заборчик, использовать любые способы построения. После постройки  ребенку предлагается уточнить для кого он строил забор, пояснить , какие детали конструктора он использовал (Где кирпичик лежит? как ты его положил? какого он цвета?) назвать высоту, цвет, как сооружалась калитка. Ребенку предлагается проводить своего персонажа вдоль забора, зайти через калитку, обращается внимание ребенка, что забор ровный, вместе с персонажем его поправить.

Вариант 6. «На полянке гости собрались»

Цель: продолжить учить детей делать перекрытия, изменяя постройку в ширину, развивать умение строить по словесной инструкции.

Стимульный материал: разноцветный деревянный конструктор, разноцветный конструктор «Лего».

Методические рекомендации. Выбор конструктора зависит от желания детей. Воспитатель предлагает такую ситуацию - на полянке собрались веселые друзья мышонок, лисичка, медвежонок, им надо переправиться на другой берег ручья (из цветного картона изготовлен ручей); они не знают, как это сделать. После того, как дети предложат варианты, решается, что нужно построить мостики. Рассматривание детей, обсуждение формы, размера, выбора детей, подходящих к построению моста.

Игровые и практические задания:  Как будем строить мостик, что сначала возьмем? (кирпичик) А что будем использовать для перекрытия(пластину, кирпичик)? Как нужно укладывать детали, чтобы мостик не развалился? Какой мостик построим для Мишутки? Почему широкий? Какой мостик можно построить для мышки? А если они все вместе решаться пройти по мостику, то он каким должен быть? Предлагается построить широкий красный мост, узкий синий мостик. После постройки игровые персонажи проходят по мостику, благодарят ребят, а потом предлагают поиграть (проводиться физминутка).

Усложнение.

Вариант 1. После того,  как мостики будут построены, то детям предлагается построить игровую площадку для друзей: скамеечку, огородить площадку, горочку и т.д.

Вариант 2. Конструирование разных мостов, используются «Блоки Дьеныша» - чередование по цвету, размеру, форме.

Уточняется цвет, размер форма, что напоминает это фигура, на что похожа, как ее можно использовать?

2. Серия.

Разные автомобили.

Цель: упражнять в подборе предметов, ориентируясь на названные свойства, упражнять в называние цвета, формы, счете (один, два, много).

Стимульный материал: три игрушечные машины разного размера (из конструктора).

Фрагмент образовательной ситуации. Педагог предварительно снимает с машин все колеса и перемешивает их. Обращает внимание детей  на машины:

Ночью прошел снег, дорога была скользкая и машины по­пали в аварию, в которой потеряли все свои колеса. Помогите отремонтировать машины, нужно найти каждой машине свои колеса.

На этих машинах

Поедем далеко.

Прикрутим лишь колеса

умело и легко.

Цвет им нужный подобрали,

И прикручивать их стали.

Что же есть у нас, ребята? (Машины)

 

А чего же нет у них? (Колес)

 

Мне ответьте на вопрос,

Что за форма у колес? (Круглая)

В процессе подбора колес обращается внимание на то, почему именно это колесо подойдет, а не другое («Какой формы колеса?», «Если машина большая, то ей какие колеса нужны?», «А если машина маленькая?» сколько нужно колес для нашей большой машины?  Давайте посчитаем - один, два, три, четыре (ребенок пальчиком показывает на колеса и повторяет за педагогом)», «Какого цвета наши колеса? Назовите», «Покажи красное колесо. Черное…»). Дети определяют форму колеса (круглая), обводят колесо пальцем, в воздухе описывают круг, называют «круглое». После этого детям предлагается поиграть с игрушками, а потом расставить игрушки, детали на свои места.

Варианты усложнения  «Гаражи для машин»

Цель: упражнять в подборе предметов, ориентируясь на указанные свойства, а также в назывании цвета, размера, формы, количества (один, два, много), осуществление игрового действия.

Стимульный материал: крупный строительный набор, конструктор «Лего» игровой персонаж – мишка, машины разных размеров – 4 штуки.

Строим гаражи из синих (красных, желтых и т.д.), маленьких (больших, по размеру машин) кирпичей (кубов), пластин.

Образовательная ситуация. Педагог обращает внимание детей на то, что они оказались на стройке («Посмотрите сколько разных материалов у нас здесь есть!»), говорит, что дети будут настоящими строителями, помогут Мишутке построить гаражи для машин. Предлагается назвать цвета кубиков? Отобрать большие, маленькие; назвать одним словом, какие кубики отобрали, выдать «как настоящие» строители по 1 кубику Мишутке (каждый ребенок выдает 1 кубик, называет его цвет, размер), выдать несколько кубиков (пояснить цвет), чтобы он сам построил гараж для своей машины. Потом Мишутка предлагает сгрузить в самосвал 2 больших кубика и один маленький кубик, просит назвать их цвет, потом просит добавить 1 пластину, затем он их отвозит на «площадку». После этого предлагает  выложить кирпичики красного цвета (их остается 3) и желтого цвета (их 2), просит сравнить, каких кирпичиков больше, меньше, что нужно сделать, чтобы их стало поровну.

После этого все «строители» отправляются строить гаражи - для больших машин мы построим красный гараж, для маленьких – желтый, для средних – синий.

Литература:

1. Формирование элементарных представлений у дошкольников/ Под ред. А. А. Столяра.-М., 1988 г, с.7

2. Математика для дошкольников/ Под ред.Т. И. Ерофеевой М., 1992 г.

3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. - М., 2005 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Как научить ребёнка считать

Математические загадки для дошкольников в стихах

Математический КВН в старшей, подготовительной группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!