Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия

Автор-составитель: Горбунова Валерия Олеговна,  учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29», г.Иваново

Анонс: Материал предназначен для учителей-логопедов. НОД направлено на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей логопедической группы, включает закрепление детьми знаний о звуках В-Вь и их дифференциацию. Занятие состоит из трех частей: вводная часть (5 минут), основная часть (20 минут), поведение итогов (5 минут). Продолжительность использования данной разработки: 30 минут.

Тема: «Дифференциация звуков В – Вь».

Цель: Дифференциация звуков В – Вь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Учить детей характеризовать звуки В - Вь по признаку твердости – мягкости;

- Упражнять в определении места звука в слове;

- Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать фонематические процессы;

- Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- Развивать коммуникативную компетенцию;

- Развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

- Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;

- Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Вид занятия: фронтальное занятие.

Оборудование:

- Фишки зеленого и синего цвета на каждого ребенка;

- Картинки: Шапокляк, девочка, мальчик; лепестки ромашек с картинками, в названии которых звуки В-Вь;

- Лотки с песком на каждого ребенка.

Конспект НОД

I. Вводная часть.

1. Введение в игровую ситуацию.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав загадку.

Я старушка хоть куда:

И умна, и молода!

Со мною всюду крыска

По имени Лариска.   

Ответы детей: Шапокляк.

На доске картинка Шапокляк

Логопед: Правильно, но она пришла не просто так, она собирается испортить наше занятие. Помешаем ей это сделать?

Ответы детей: Да.

2.  Введение в тему.

На доску выставляются картинки мальчика и девочки.

Логопед: К нам за помощью обратились ребята. Шапокляк украла первые звуки из их имен. Поможем им вернуть их?

Ответы детей: Да.

Логопед: Мальчика зовут …аня, а девочку – …ика. Как правильно зовут ребят?

Ответы детей: Ваня и Вика.

3.   Формулирование темы.

Логопед: Какие звуки были украдены из имен?

Ответы детей: Звуки В и Вь.

Логопед: Правильно и сегодня на занятии мы повторим эти звуки, научимся их различать и спасем от злой старухи Шапокляк.

II. Основная часть занятия.

Логопед: Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужно хорошенько подготовиться.

1.  Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Посмотрите в зеркало, улыбнитесь себе.

✓ «Улыбка» - «Трубочка».

✓ Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю.

✓ Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним.

✓ Упереть кончик языка в левую щеку, в правую.

2. Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши

Щеки, словно шар воздушный.          (надуть щеки)

А у Пети и у Гали –

Худенькими щеки стали.                   (втянуть щеки)

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.            (нахмурить брови)

3.  Работа над развитием дыхания и голоса.

Работа над дыханием: дети медленно друг за другом идут по кругу. На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе – опустить вниз с длительным произношением звука: e-e-e (3 раза).

Работа над голосом: произнести предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:

Ветер воет.

Ветер воет?

Ветер воет!

4. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети дают характеристику звукам.

Звук В – согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета, звонкий.

Логопед: В имени Вика, какой звук?

Ответы детей: Звук Вь.

Логопед: А в имени Ваня?

Ответы детей: Звук В.

5. Связь звуков и буквы.

Логопед: Как называется домик, в котором живут эти звуки.

Ответы детей: Буква В.

На доску выставляется буква В и каждому выдается небольшой лоток с песком.

Логопед: Напишите эту букву в воздухе, а теперь на песке.

Дети пишут букву «В» в лотках с песком.

6. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Шапокляк любит произносить «дразнилки». Слушайте внимательно и определите лишний слог.

Логопед: ва – во – ву – ви

Ответы детей: Лишний Ви.

Логопед: Почему лишний именно этот слог?

Ответы детей: Во всех слогах звук В, а в этом Вь.

Логопед: Правильно, слушайте дальше.

Ви – ве – ва – вя

Ответы детей: Лишний Ва, т.к. во все слогах звук Вь.

7. Дидактическая игра «Сигнальщики».

У детей сигнальные фишки зеленого и синего цвета.

Логопед: «Посигнальте» фишкой нужного цвета, когда в словах услышите звуки В и Вь.

Ветер, сова, воет, вьюга, волк, вечер, ваза, весна.

8.  Динамическая пауза.

Выполнение движений по тексту.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

9.  Дидактическая игра «Замени звук».

Логопед: замените первый звук в слове на звук В или Вь.

Пой – вой                  Митя - Витя

Мыть – выть           Лесть – Весть

Голос – волос           Пеликан – Великан

10.  Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов ВИКА, СОВА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слов на слоги.

11.  Дидактическая игра «Дни недели» (определение места звука в слове).

Логопед: Назовите дни недели в названии которых есть звуки В и Вь.

Ответы детей: вторник, четверг, воскресенье.

Логопед: где находятся звуки В-Вь в этих словах?

Ответы детей: в слове вторник звук В находится в начале слова, в слове четверг звук Вь – в середине слова, в слове воскресенье звук В – в начале слова.

12.  Дидактическая игра «Собери цветок».

Логопед: Ребята, как вы думаете, если мы подарим Шапокляк цветы, она станет добрее?

Ответы детей: Да.

Логопед: У вас на столах лепестки ромашек на которых нарисованы предметы в названии, которых есть звук В или Вь. Мальчик Ваня подарит цветок с синей серединкой, а девочка Вика с зеленой. Какие лепесточки вы положите к синей серединке, а какие к зеленой и почему?

Ответы детей: К синей серединке положим лепесточки с картинками в названии, которых есть звук В, т.к. он обозначается фишкой синего цвета, а к зеленой – лепестки с предметами, в которых звук Вь, т.к. он обозначается фишкой зеленого цвета.

Дети подходят к столам и собирают ромашки.

Логопед: А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали ромашки.

Логопед: Вы собрали очень красивые и необычные цветы. Подарим их Шапокляк?

Ответы детей: Да.

Логопед: Она обещает больше не похищать звуки в именах ребят и прощается с вами.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Логопед: Какие звуки мы сегодня спасали от Шапокляк?

Ответы детей: Звуки В и Вь.

Логопед: Дайте характеристику этим звукам.

Ответы детей: Звук В – согласный, твердый, обозначается фишкой синего цвета, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета, звонкий.

Логопед: Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?  (ответы детей)

2.  Оценка деятельности детей.

Логопед: Как вы сегодня занимались?    (ответы детей)

Кто был самым активным и больше всех отвечал?     (ответы детей)

У кого что получилось?      (ответы детей)

3. Сюрпризный момент.

Логопед: Вы все постарались на славу. На память о нашем занятии Шапокляк дарит вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить и рассказать родителям.

Детям раздаются черно-белые картинки с изображением Шапокляк.

Рекомендуем посмотреть:

Физкультминутки на НОД по формированию правильного произношения

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Василя Раисовна Амирова # 31 января 2014 в 20:09 0
Хорошее занятие для старших дошкольников! Грамотная постановка задач. Понравился сюрпризный момент с "испорченными именами".Все игры с выводами.
Юлия Владимировна Мамина # 7 февраля 2015 в 19:46 +1
Валерия Олеговна, познакомилась с конспектом вашего занятия.Четко выдержана структура занятия. Я бы еще добавила работу над предложением: со словами на картинкам составить предложения. И еще в слове ВТОРНИК мы слышим звук [Ф], а не звук [В].
Ольга Михайловна Кочура # 19 мая 2015 в 22:51 +1
Здравствуйте, Валерия Олеговна!
Понравилось, как вы проводите занятие по дифференциации звуков. Всё вертится вокруг двух имён, но столько заданий можно выполнить! Радует наличие артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений.
Спасибо.
О. М.
Галия Сямигулловна Мушакеева # 16 сентября 2015 в 20:40 0
Я не логопед, но приходится вести подобные занятия. Мне такие конспекты хорошо помогают в работе
Эвелина Викторовна Бодарева # 27 марта 2023 в 11:45 0
ВТОРНИК немного смущает , дети слышат как "ФТОРНИК"