Конспект занятия в старшей группе на тему: Насекомые и цветы

Занятие по экологии в ДОУ. Старшая группа

Тема: «Насекомые и цветы созданы друг для друга».

Цель: показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе; вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они когда-нибудь на цветущем лугу. (Ответы детей).

- А кто-нибудь из вас слышал голоса цветов? (Ответы детей).

- Послушайте стихотворение.

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо.

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли».

- Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели.

Кто посеял столько цветов на лугу? Может быть, семена разносят птицы? Может быть, семена принес сюда ветер? Может быть, семена оказались здесь с потоком воды? А может быть, какой-нибудь зверек занес их сюда?

Никто не разгадает эту загадку. Только весной каждый год случается чудо: из семян вырастают ростки с крошечными листьями и маленькими корешками. Благодаря солнцу и дождю ростки становятся все больше и больше и превращаются в разные растения. Вскоре появляются бутоны и со временем раскрываются и превращаются в прекрасные цветы.

Внутри цветов - запасы сладкого нектара. Именно за нектаром сюда собираются насекомые.

Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жуки и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчелы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль.

Как же насекомые находят нектар? Оказывается, насекомые видят цветы более пестрыми и узорчатыми, чем мы, люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчелы делают из нектара мед, и сами питаются вкусным лакомством. Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая.

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела,

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!»

- Оказывается, на лугу нужно быть очень осторожным, иначе можно оставить без ужина насекомых. Но насекомые питаются не только нектаром из цветков. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Послушайте интересный рассказ В. Танасийчука.

В комнате у моего приятеля в больших кадках росли два лимонных деревца. Расти-то росли, и даже цвели летом, а плодов не было. Но вот однажды кадки с лимонами вынесли на балкон. Было это рядом с большим парком, и пчелы быстро разведали, что на пятом этаже растут белые с узкими лепестками цветы, что они нежно пахнут и нектар дают хороший. Целый день копошились на цветах мохнатые сборщицы. А осенью оба деревца покрылись ярко-желтыми плодами.

- Спасибо пчелам - хорошо поработали!

- Причем же тут пчелы? Ведь не они же вырастили лимоны?

- Зато они опылили цветы, а без этого никаких бы лимонов не было.

- Оказывается, когда пчелы пробираются за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды.

- Ребята, кто видел, как работают весной пчелы и шмели в цветущем саду? (Ответы детей).

- Если бы не было пчел, шмелей, мух и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Мы никогда бы не знали, что такое помидоры и огурцы, арбузы и дыни. Цветы без насекомых просто не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомых яркими цветами, как будто развешивают объявления.

Дорогие шмели!

Здесь вы найдете вкусный и свежий нектар. Кушайте на здоровье, а по дороге прихватите немножко пыльцы для других цветов.

- Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.

Дидактическая игра «Угадай по запаху растение».

- Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, пчел, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их.

- После того, как на цветок попала пыльца с соседнего цветка, на нем начинает созревать плод с семенами. Семена у разных цветов разные, они отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. Придет время, семена попадут в землю, прорастут и дадут жизнь новым растениям. И зацветет опять луг прекрасными цветами.

Воспитатель предлагает вниманию детей алгоритм роста растения от семечка до созревания плода.

Рекомендуем посмотреть:

Про кузнечика детям

Про комаров для детей

Про жуков для детей 5-8 лет

Беседа про гусеницу для детей

Стихи про насекомых для детей дошкольников 5-6 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!