Конкурсы для педагогов и детей

Праздник-конкурс в начальной школе с презентацией. Всемирный день кошек

Праздник-конкурс "Мягкие лапки, а в лапках царапки"
Автор: Шелягина Анна Вячеславовна, педагог-организатор МБУ ДО СЮН г. Новокузнецка
Сценарий праздника-конкурса для учащихся начальных классов «Мягкие лапки, а в лапках царапки» (слайд 1).
Данное мероприятие может быть приурочено к экологической дате - Всемирному дню кошек, который отмечается ежегодно 1 марта.

Сценарий праздника может быть использован учителями начальных классов для организации внеурочной деятельности, проведения тематических классных часов, посвященных кошкам, а также педагогами дополнительного образования для проведения праздников, викторин, бесед о животных.

Цель: развитие познавательного интереса к изучению животных через актуализацию знаний о видах семейства кошачьих.
Задачи:
1.Личностные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к диким и домашним представителям семейства кошачьих;
2.Метапредметные: развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение работать в команде, способность строить высказывание с учетом речевой ситуации, творческие способности;
3.Предметные: актуализировать имеющиеся знания и углубить представления детей о видах диких и породах домашних кошек, их внешнем облике, повадках, образе жизни, взаимоотношениях с человеком, значении в культуре разных стран и т.д.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Угадайте, о ком говорится в этих замечательных строках С.Я. Маршака:
«Серый, усатый,
Весь полосатый,
Хвостик на подушке,
На простынке ушки» (слайд 2).
Ну, конечно! речь идет о котенке. Именно кошкам – домашним и диким – и будет посвящен наш праздник «Мягкие лапки, а в лапках царапки».
Кошки занимают особое место в жизни человека. В разное время и в разных странах к кошкам относились не одинаково (слайд 3). Например, жители древнего Египта обожествляли кошек, считали, что они воплощают в себе сверхъестественные, магические силы. Кошка здесь была окружена глубоким почтением и трогательной заботой. В древнем Египте убившего кошку человека забивали камнями. Тому, кто наносил вред животному, отрубали пальцы или руку. Почти в каждом доме содержали кошку, а если случался пожар, ее выносили из огня первой. Когда в египетской семье умирала кошка, домочадцы носили знаки траура; люди верили, что душа кошки бессмертна; хоронили животное с почестями, в гробах из бронзы, дерева и даже золота (слайд 4).
Каких только качеств не приписывало человечество семейству кошачьих! За то, что кошки обладают удивительными способностями: ориентироваться в полной темноте, внезапно появляться и исчезать, бесшумно передвигаться, «зажигать глаза» в темноте, христианская церковь в средние века подвергала их жестоким гонениям. Кошек считали дьявольским отродьем; считалось, что ведьмы превращаются именно в кошек . Особенно боялись одноцветных и черных животных. Инквизиторы сжигали их на кострах. Из средневековья пришло к нам нелепое поверье о том, что человека ждет несчастье, если ему перебежит дорогу черный кот. А вы, ребята, верите в эту примету? И правильно! Разве виноват черный кот, что он черный? К тому же многие любители кошек считают, что у животных черной масти очень чувствительный и ласковый характер, они любознательны и общительны.
Помните замечательную песенку про черного кота? давайте споем (слайд 5).
(Дети поют песню «Черный кот» группы «Браво»)
Ведущий: Спасибо, ребята! Уверена, что все черные коты благодарны вам за поддержку (слайд 6).
Несмотря на то, что народ остерегается черных кошек, к представителям этого вида на Руси всегда относились гуманно. Кошка – единственное живое существо, которому допускались заходить в алтарь русской церкви. (Слайд 7) С кошками было связано много народных поверий: умывается – жди гостей, лежит мордочкой вверх – к теплой погоде и другие.
В Китае кошки считались символом долголетия и благополучия, поэтому их стремились держать в доме.
(Слайд 8) в наше время нередко выдвигаются версии о том, что кошки – существа инопланетные, попавшие на землю много веков назад и по неизвестным причинам решившие остаться тут. Подтверждением внеземного происхождения усатых – полосатых считались пресловутая кошачья отстраненность, независимость и упорное нежелание идти на тесный контакт с человеком.
А знаете ли вы, когда человек приручил кошку (слайд 9)?
История взаимоотношений человека и кошки длится уже несколько тысячелетий. Ученые полагают, что кошки были одомашнены 6 тысяч лет назад. Легко ли давалась человеку эта дружба? – давайте попробуем мысленно перенестись в те далекие времена …
(Дети читают сказку Льва Гаврилова «Человек и кошка»)
Однажды древний человек решил выгнать кошку из дома.
- Уходи! – сказал он ей. – Ты мне больше не нужна. Кошка ушла и вернулась в человеческую пещеру со своим диким собратом – львом.
Усадив гостя у огня, кошка представила его человеку: «Это мой близкий дикий родственник. Он – царь всех зверей».
«А это, - сказала кошка на ухо льву, - мой двуногий слуга, он ходит передо мной на задних лапках и кормит меня».
«Ничего себе у нее слуга!» – подумал лев, осторожно покосившись на человека.
«Ничего себе у нее родственник!» – подумал человек, с опаской взглянув на льва.
С тех пор кошка так и живет в доме человека.
Ведущий: Действительно, спустя многие и многие века кошки продолжают жить с человеком под одной крышей, оставаясь, впрочем, такими же свободными и независимыми, как их дикие предки.
И несмотря на то, что человек уже многое знает об этих замечательных животных – об их строении, породах, разновидностях, образе жизни и правилах содержания – кошки остаются для нас загадкой, неразгаданной тайной природы. Давайте попытаемся приоткрыть завесу этой тайны сегодня.
Кошачья викторина (слайд 10).
Предлагаю вам поучаствовать в занимательной кошачьей викторине. Я задам вам несколько вопросов. Тот, кто первый догадается, должен поднять руку. За каждый правильный ответ участник получает цветную фишку. Побеждает тот, у кого наберется большее число фишек. Самого сообразительного ждет приз.
Вы готовы?
Итак, первый вопрос.
1. Этот «мультяшный» котенок носил «собачью» кличку. Назовите его.
- Котенок Гав (слайд 11).
2. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?
- Кошка (слайд 12).
3. Этот герой французской сказки никогда не расставался со своей обувью. Как его за это прозвали?
- Кот в сапогах (слайд 13).
4. Эти кошки никогда не ловят мышей, не мяукают и вовсе не пушистые. Что это за кошки?
- Железные кошки-скобы для электриков.
5. Вспомните имя черной подруги Маугли и его полосатого недруга.
- Багира и Шерхан (слайд 14).
6. Название этой дикой красивой кошки совпадает с названием популярной в г. Новокузнецке газированной воды.
- Ирбис (слайд 15)
7. Какому знаменитому коту принадлежит фраза: «А я еще и вышивать умею».
- Кот Матроскин (слайд 16).
8. Назовите имя напарника лисы Алисы из сказки «Золотой ключик» А. Толстого.
- Кот Базилио (слайд 17).
9. Это самое крупное млекопитающее из семейства кошачьих.
- Тигр (слайд 18).
10. В каком детском произведении улыбка кота появлялась и исчезала в воздухе?
- «Алиса в стране чудес» (слайд 19)
11. У волков – стая, у коров – стадо, а у львов?
- Прайд (слайд 20)
12. Какой погоды стоит ждать, если кошка лежит, свернувшись калачиком и уткнув нос?
- Холодной (слайд 21).
13. Это хищная дикая кошка без хвоста и с кисточками на ушах.
- Рысь (слайд 22).
14. Какие органы чувств наиболее развиты у кошки и почему?
- Слух и зрение, потому что кошка – ночной хищник (слайд 23)
15. Зачем кошке «усы» в ушах?
- Усы (вибриссы) выполняют осязательную функцию (слайд 24)
16. Этот крупный представитель диких кошачьих очень хорошо умеет лазить по деревьям.
- Леопард (слайд 25).
17. Почему кошка часто «умывается»?
- Хищник, охотящийся из засады ничем не должен себя выдавать, а тем более запахом. Поэтому кошка избавляется от него с помощью умывания (слайд 26).
18. Почему кошка ходит бесшумно?
- Пальцы ног у кошки имеют мягкие и упругие подушечки, а под ними углубления, в которые кошка прячет когти. В покое и при ходьбе когти у кошки втянуты, отсюда бесшумное передвижение (слайд 27).
19. почему у кошки глаза в темноте «горят»?
- Внутренняя поверхность глаза кошки имеет отражательный зеркальный слой – тапетум. Этот внутренний слой отражает отдаленный свет лупы, звезд и других отдаленных источников света (слайд 28).
20. Почему большинство ученых считают, что собаки привязываются к человеку сильнее кошек?
- Собаки – по происхождению стайные животные, живущие в иерархированных группах. Кошки, за исключением, пожалуй, львов, - животные – одиночки. Собака привязана к человеку, как к вожаку. О кошках говорят, что они привязываются к месту (слайд 29).
21. Что не умеют делать малые кошки из того, что умеют их большие родственники?
- Рычать (слайд 30).
22. Известно, что еще одной особенностью кошек является умение мурлыкать. А умеет ли мурлыкать грозный лев, сильный и большой тигр? - Да, умеют (слайд 31).
Ведущий: Молодцы, ребята. В повадках и особенностях жизни кошек разбираетесь. А знаете ли вы представителей семейства кошачьих? узнаем в следующем конкурсе. Командам следует разгадать кроссворд «Семейство кошачьих» (кроссворд размещен на Детском игровом сайте). Участники команды, которая разгадает кроссворд, поднимают руки и говорят стоп.
Кроссворд "семейство кошачьих"

Ответы к кроссворду:
По горизонтали:
1.Кот
2.Ирбис
3.Гепард
4.Рысь
По вертикали: тигр.
Ведущий: Молодцы! Вы настоящие знатоки кошачьего семейства! И последнее задание для вас сегодня – правильно собрать из двух частей пословицы или поговорки о кошках и объяснить их смысл.
Народная мудрость о кошках.

Доброе слово - масленица
Кошка в дом – мыши в пляс
Отольются кошке – радость в нем
Не все коту – мышкины слезки
Кот из дома – и кошке приятно
Правильные ответы:
Доброе слово и кошке приятно
Кошка в дом – радость в нем
Отольются кошке мышкины слезки
Кот из дома – мыши в пляс
Ведущий: Спасибо вам, друзья, за точные и верные ответы! В нашем конкурсе сегодня нет победителей и проигравших, потому что вы все много знаете о кошках и, конечно, любите их. Всех ребят и педагогов благодарим за активное участие в мероприятии, желаем любви к своим питомцам и отличного настроения! До новых встреч, друзья!
Вручение календариков с изображением кошек.
Презентация на тему: Мягкие лапки, а в лапках царапки

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника в начальной школе "О спорт, ты - мир" Семейный праздник в коррекционной школе. Сценарий Праздник чая в начальной школе. Сценарий Иллюстрированный журнал о кошках для детей

Похожие статьи:

Конспект классного часа в начальной школе. Моя семья

Праздник прощания с учебным годом. Сценарий

Юмористические сценки для детей начальной школы

День лицея. Сценарий для начальной школы

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Народные промыслы России

Участник №34 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 декабря 2015 года по 5 марта 2016 года
Игровая новогодняя программа для младших школьников. Сценарий
Опубликовано: 320 дней назад (20 января 2016)
Просмотров: 1694
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Анна Николаевна Смирнова # 20 января 2016 в 09:42 +2
Анна Вячеславовна, меня очень заинтересовал ваш праздник-конкурс, развивает у детей интерес к изучению животных семейства кошачьих. Обязательно воспользуюсь вашей идеей. Спасибо.
Светлана Сергеевна Гомзякова # 20 января 2016 в 15:20 +2
Анна Вячеславовна, Ваш сценарий просто находка для меня и коллег из нашего МО. В марте в нашей школе проходит неделя естественных наук и это просто отличное мероприятие для начальной школы!!)))Спасибо!!!
Анна Вячеславовна Жидкова # 21 января 2016 в 04:47 +1
Благодарю Вас, коллеги! Надеюсь данный материал поможет Вам организовать интересное детям мероприятие или занятие! В качестве альтернативы используемой в сценарии сказки "Человек и кошка" можно включить просмотр замечательного мультфильма об истории приручения диких животных человеком "Кот, который гулял сам по себе" (по одноименному рассказу Р.Киплинга). Младшие школьники в восторге от этого мультфильма. Можно также провести познавательную беседу о характере кошек по данному произведению.
Олег Владимирович Мамаев # 21 января 2016 в 15:40 +1
Из животных дети любят кошек больше всего, так что мероприятие заранее обречено на успех. Составлено оно весело, интересно и немножко... лестно в отношении четвероногих домашних питомцев. Раньше считалось, кто кошки должны ловить мышей и тем самым оправдывать свое содержание. Именно за это их почитали древние египтяне - за практическую пользу, которую приносили кошки в домашнем хозяйстве. А что мы видим сейчас? Городские домашние кошки уже давно перестали охотиться, ведут праздный образ жизни, а вместо мышиного мяса едят Китикет! Деградация в чистом виде! И виноваты в этом люди: так избаловали животных, что последние давно уже забыли о своем природном предназначении. Если так дальше пойдет, скоро кошки и когтей своих лишаться: зачем они им, если охотиться больше не нужно?
Анна Вячеславовна Жидкова # 22 января 2016 в 05:50 +1
Олег Владимирович, спасибо Вам за содержательный комментарий! Думаю, что кошки все-таки остаются отличными охотниками даже в условиях содержания в городских квартирах. Посмотрите, как они охотятся за фантиками на веревочках, залетевшей в комнату мухой, солнечными зайчиками! А кошки, живущие в своих домах, в деревнях и селах, ничуть не уступают своими способностями древним сородичам. Главное, чтобы человек правильно содержал и "воспитывал" своего усатого и хвостатого питомца. Именно этому мы пытаемся научить наших детей! чтобы содержать кошку правильно, нужно знать ее биологические особенности. Надеюсь, в какой-то степени мероприятие позволит расширить представления детей об удивительных созданиях - кошках!
Людмила Идрисовна Мельникова # 21 января 2016 в 19:09 +2
Здравствуйте! Очень хорошее мероприятие. Я работаю в ДОУ и ваше мероприятие, может помочь в организации замечательного праздника или викторины для дошколят. Ведь в дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию экологической культуры. "Детей, не умеющих еще ходить, - писал Г Ващенко, - надо чаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных Все это остается в детской душе, озаренное чувством радости и положит основы любви к родной природе".
Надежда Владимировна Суханова # 27 февраля 2016 в 10:42 0
Анна Вячеславовна, Вы представили содержательный, познавательный, интересный материал. Очень ценным, я считаю, то, что в разработке прослеживаются межпредметные связи. Органично включены исторические данные, литературные произведения, дополнительная информация о представителях кошачьих. Думаю, что Ваш материал пригодится многим педагогам.