Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Игры для развития мелкой моторики из нетрадиционных материалов
Автор: Пшенникова Мария Ивановна, воспитатель МБДОУ №201, Удмуртская р-ка, г. Ижевск
Игры для развития мелкой моторики рук из нетрадиционных материалов "Наши руки не для скуки!"
"Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок." В.А.Сухомлинский


Современные реалии диктуют свои порой высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Для наиболее успешной адаптации ребенка в обществе необходимо обеспечить такое развите его речи , которое бы отвечало современным стандартам. М.М.Кольцова в своей работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, «что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук» [1]. Это значит, что чем больше ребенок понимает, хочет и пытается делать руками, тем он умнее и находчивей. Ведь на кончиках пальцев – стимулятор умственной деятельности, кладезь творческой мысли, «который питает мозг ребенка, расширяет словарный запас, способствует положительному эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает их к осознанным, точным, целенаправленным движениям, облегчает овладение навыком письма» [1]. И если активно воздействовать на центр головного мозга, отвечающий за движение пальцев, то в свою очередь область мозга отвечающая за речь будет активизироваться. Таким образом, функция руки и речь развиваются параллельно.
Но вот, что интересно: при всей важности игры для детского развития, она уходит из нашей жизни. Сегодня в нашем обществе игра все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. В наши дни, к сожалению, при стремительном темпе жизни взрослых, согласно статистике, у многих детей наблюдается переизбыток современных игрушек и тв-мультиков и, как следствие, отставание в моторном развитии. Дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, поэтому родители покупают обувь и одежду на липучках или молнии - потому что так быстрее. Именно такой факт отодвинул далеко назад приучение к самостоятельности. Но взрослые зачастую забывают, что детей следует с ранних лет приучать к самостоятельной деятельности, ведь стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, может стать важным моментом в становлении юной личности. Если не так давно дети вместе со взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, мастерили кукол, то сейчас мало кто на это обращает внимание. И об этом из своего детства могут вспомнить не многие взрослые. Поэтому у наших современных детей слабо развита мелкая моторика, то есть способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами. Итог большинство дошкольников неготовы к школе - плохо пишут, плохо говорят и, как следствие, не успешность во взрослой жизни.
Многие современные родители начали задумываться над тем, как же лучше развивать своего малыша. Они покупают разные сортировщики, пальчиковые лабиринты, шнурочки и аналогичные игры тратя на их приобретение много денег и личного времени.
В данной статье предлагаются вашему вниманию игры с использованием предметов и материалов которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для развития игры, а игра в свою очередь способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.
Идея создания игр из нестандартного оборудования пришла не сразу. Необходимость отойти от традиционного понимания натолкнула на поиски чего-то необычного. Хотелось найти нечто такое, что могло доставлять ребенку больше радости, а взрослым меньше хлопот,при этом интересное, развивающее, а главное, доступное. Помимо этого, данные разработки могут использовать как воспитатели в ходе своей ежедневной работы, так и родители.
Данная техника хороша тем, что она вносит определенную новизну в деятельности малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Детям безумно нравится играть с вещами которые вроде бы не предназначены для игр, с предметами которыми пользуются такие взрослые папа и мама. Родителям только остается проявить фантазию и все превратить в веселую сказочную игру. Совместная игра детей и взрослых в непринужденной обстановке позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенка у взрослого есть уникальная возможность стать значимым. Стать для своего ребенка тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
Итак. Предлагаем вашему вниманию несколько примеров творческих разработок для развития мелкой моторики малыша.

Игра «Облака»
Оборудование: пена для ванн (средство для мытья посуды), губка для мытья посуды, глубокая тарелка
Описание: Предложить сделать облака и наполнить ими тарелку. Капнуть средства для ванн (для мытья посуды) на губку. Ребенок должен сжимать влажную губку, таким образом создавать пену (облака). Можно чередовать руки.
Игра «Сплети коврик»
Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной2,5 см , пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху - вниз», «слева - направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.

Игра «Ежик»
Оборудование: дуршлаг, ватные палочки.
Описание :предложить ребенку вставить ватные палочки в отверстия дуршлага.

Игра «Конструктор из палочек»
Оборудование: Пластилин, спички(шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины).
Описание: Предложить ребенку сконструировать какой -нибудь объект. Детям младшего возраста можно предложить картинку. Помочь скатать шарики из пластилина. Более взрослым детям можно самим пофантазировать, что они сделают. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные.

Игра «Паутина»
Оборудование: корзина, резинка ,маленькие игрушки.
Описание: натянуть резинку в корзине по типу «паутина». На дно положить игрушки. Попросить ребенка достать(спасти) игрушки. Более сложный вариант, достать игрушки с помощью предмета, например ложки.

Игра «Башенки»
Оборудование: деревянные шпажки, трубочки для коктейля разных цветов.
Описание: Нарезать трубочки. На шпажки наклеить разноцветный скотч, можно покрасить краской. Шпажки закрепить с помощью пластилина на доске. Предложить ребенку построить башню(насадить нарезанные трубочки) согласно цвету шпажки.

Игра «Спрячь - найди»
Оборудование: фольга или бумага, маленькие игрушки.
Описание: предложить сыграть ребенку в прятки с игрушками. Завернуть игрушку в бумагу или наоборот развернуть аккуратно не порвав бумагу.
Игра «Поймай»
Оборудование: Плотный пакет с зажимом (zip-lock), гидрогель (орбизы).
Описание: Данную игру можно начать как опыт, поместив орбизы в воду и наблюдать как они набухают (растут). После поместить набухший гидрогель в пакет. Плотно закрыть. Предложить ребенку поймать пальчиками шарик и раздавить его. Можно усложнить игру, попросив поймать шарики определенного цвета (при наличии разноцветных орбизов).
Орбизы очень универсальный материал для игр с детьми. Он красивый, доступный, приятный на ощупь. Минус состоит только в том при прямом доступе играть необходимо только под присмотром взрослого.
Гидрогель можно раскладывать по цветам в разные сосуды, тарелочки. Можно просто наполнять им баночки, бутылочки. Как вариант игры можно отметить вылавливание из воды руками или ложкой. Возможность использования орбизов ограничивается только фантазией.



И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.
Будьте мудрыми и внимательными!
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества»
В.А.Сухомлинский

Список использованной литературы.
1. Кольцова М.М., Рузина М. С. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.» -Екатеренбург : У- Фактория, 2004.

Рекомендуем посмотреть:

Пособие для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста своими руками Игровые дидактические пособия для развития ручной моторики дошкольников Развитие мелкой моторики у дошкольников 5-6 лет Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 2-4 лет. Картотека
Участник №51 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Исследовательский проект по ПДД в детском саду. Ремень безопасности - ваш друг
Опубликовано: 2821 день назад (2 марта 2017)
Просмотров: 10337
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Мария Анатольевна Блинова # 2 марта 2017 в 11:53 +1
Игры для развития мелкой моторики из нетрадиционных материалов,как старо,но всегда будет актуально в работе с детьми,у вас можно поучиться этому,придумать,что-то своё,спасибо за ваше мышление и видение данной проблемы.Голос.
Ольга Станиславовна Средина # 2 марта 2017 в 16:30 0
Здравствуйте, Мария Анатольевна! С интересом прочла Ваш материал. Мне понравилась идея с пластилиновыми шариками и зубочистками. Такая игра не только мелкую моторику может развивать, но и пространственное воображение. ГОЛОС!
Анна Леонидовна Грибанова # 2 марта 2017 в 18:24 0
здравствуйте! отличные игры для развития мелкой моторики рук из нетрадиционных материалов. Спасибо за идеи. Голос!
Ираида Юрьевна Ляпунова # 3 марта 2017 в 16:07 0
Великолепный и познавательный материал для педагогов. На мой взгляд отлично. Никогда не задумывались о простых вещах. С вашего позволения возьму в копилку.
Валентина Михайловна Волюжская # 6 марта 2017 в 10:55 0
Материал полезный для изучения педагогами. Много интересных идей и творческих находок автора. Очень интересно и просто, но необычно и оригинально. Спасибо большое.
Юлия Николаевна Митяшина # 11 марта 2017 в 20:34 0
Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Предлагаемые игры на развитие мелкой моторики просты и интересны, нестандартны. Ими можно заниматься как в детском саду, так и дома. Очень понравилась игра "Конструктор из палочек". В моей группе дети очень любят работу с пластилином. Обязательно предложу им эту игру. Понравилась идея с гидрогелем. Имеется в группе у нас. Буду использовать в индивидуальной работе. Спасибо Вам за идеи!
Полина Николаевна Зверуго # 14 марта 2017 в 14:40 0
Отличная подборка игр на развитие мелкой моторики рук. Радует разнообразие игрового материала, иллюстративность работы, логичность изложения и легкость подачи. Оборудование для игр с легкостью можно найти у каждой хозяйки в доме. Считаю, что данные игры можно проводить комплексно: родитель-ребенок, педагог-ребенок. Голосую!
Марина Николаевна Дирконос # 17 марта 2017 в 22:20 0
Удивительна фантазия и смекалка педагогов. Из простых и обыденных вещей, которые всегда под рукой, можно сделать такие великолепные пособия, многофункциональные, интересные, яркие. Беру себе на заметку, примите голос.Спасибо.