Описание опыта работы по физкультуре ДОУ
Физическое воспитание есть огромный,
прекрасный, но таинственный Космос,
через постижение, которого можно
приблизиться к Истине и Счастью!
Н. Н. Ефименко
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью... Путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что все зависит, только, от нас самих. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: физическое здоровье - основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении. Направление работы по физической культуре заняло прочное место в ДОУ. Использование альтернативных форм организации физической культуры приобретает на сегодняшний день особую остроту для ДОУ. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Воспитание такого ребенка является целью дошкольного учреждения и семьи. Я считаю, что использование альтернативных форм проведения НОД открывает новые возможности, улучшает качество образовательного процесса, увеличивает интерес к физической культуре, повышает двигательную активность, эмоционально раскрепощает детей.
Актуальность
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Одним из факторов формирования здорового образа жизни является физическая культура. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению физического и психического здоровья, физическому развитию детей
Новый Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяет новые цели образования, предусматривающие достижение не только предметных, но и личностных результатов. Он также определяет как одну из важнейших задач, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Формирование общей культуры личности детей.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых нестандартных средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Проблема в том, что в дошкольном образовании общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:
- не учитывают конкретных условий и материального обеспечения детских учреждений;
- не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;
- не реализуют потребности детей в движении.
В результате физкультурные занятия сухие, однообразные, и как следствие этого - отсутствие интереса, желания заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье.
Актуальность работы состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является изменение форм и методов проведения занятий по физической культуре на альтернативные.
Я считаю, именно нестандартные занятия по физической культуре помогают воспитанию у детей интереса к движениям и разумного отношения к своему здоровью.
Их внедрение должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Новизна работы
Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения элементов нетрадиционных методов в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное: на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка.
Авторские находки
Начиная работу по данной теме, была изучена литература по физическому воспитанию и развитию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблем укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Эта проблема формулируется учеными и разработчиками методики физического воспитания следующим образом.
Учёными (среди которых Л.С. Выготский, М. Монтессори, Г. Доман, М. Ибука и многие другие) доказано, что у детей эмоционально-волевое и интеллектуальное развитие напрямую зависит от уровня развития двигательного.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт. В своих научных трудах П.Ф. Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения.
Идеи П.Ф. Лесгафта продолжил его ученик В.В. Гориневский - выдающийся деятель спортивной медицины. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В.В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
Изучив литературу, типовую программу «От рождения до школы”, Государственной образовательный стандарт дошкольного образования мы выделили для своей работы цель: поиск эффективных нетрадиционных методов и форм оздоровления дошкольников.
Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение новых форм и методов физкультурной работы. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:
- укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
- повышение социальной адаптации и уверенности в себе;
- укрепление эмоционально-волевой сферы;
- развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями .
Главная цель физического воспитания в нашем детском саду состоит в том, чтобы удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно – пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда.
Для этого мы используем физкультурное, нестандартное оборудование. К его изготовлению мы привлекаем родителей воспитанников, таким образом, приобщая их к физкультурно – оздоровительной работе. Новое спортивное оборудование, особенно сделанное руками родителей – это всегда дополнительный стимул для детей заниматься физическими упражнениями.
Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и т. д.), так и в самостоятельной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Оно позволяют повысить двигательную активность ребенка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность. Я стараюсь постоянно обогащать развивающую среду нестандартным физкультурным оборудованием.
В своей работе я использую на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике и других формах работы вместе с традиционными оздоровительными технологиями нетрадиционные. Это помогает мне заинтересовать детей движениями и побуждать к их выполнению, пытаюсь разнообразить их – то есть предлагаю не только те движения, которые развивают опорно - двигательный аппарат, мышечный корсет тела и активируют кору головного мозга через центральную нервную систему, а и те, которые влияют на функции кожи, слизистую оболочку носа, активируют работу лёгких, мышцы сердечно - сосудистой системы, зрительные нервы, мелкие мышцы лица, пальцев рук и ног. Так же методы, которые помогают повысить уверенность в себе и социальную адаптацию дошкольников.
В своей работе я соблюдаю следующие методологические принципы: доступности, последовательности и систематичности. Подбор программного материала для конкретного занятия осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
Нетрадиционные технологии в детском саду
Валеокорекция – активирует умственную деятельность путём стимуляции мозкового и переферического крообращения. Во время занятий дети выполняют по 3-4 упражнения для языка, глаз, позвоночника, произносят звуки на выдохе.
Иммунная гимнастика - объединяет в себе упражнения точечного массажа и упражнений на дыхание. Выполняется во время физкультурного занятия перед обще развивающими упражнениями.
Точечный массаж лица - повышает стойкость к холоду, влажности, вирусам и микробам. Систематическое использование снижает заболеваемость бронхитом, ангиной, гайморитом.
Массаж пальцев рук - стимулирует работу внутренних органов и помогает при различных заболеваниях.
Дыхательные упражнения – включаются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Фитбол –гимнастика – по структуре напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация. Однако атмосфера этих занятий более положительная, наши дети их любят больше чем классические занятия.
Игровой стрейчинг - активизирует защитные силы организма детей, помогает овладеть навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, влияет на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Из опыта работы можно заметить, что дети охотнее двигаются они входят в образ и более качественно выполняют упражнения. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять.
Мягкая школа - использует телесно-ориентированный подход.
В этой методике нет какого-то определенного набора движений, которые надо заучивать. Дети в ходе занятий разбиваются на пары, тройки.
В процессе занятий мы создаём проблемные ситуации, которую дети, взаимодействуя друг с другом должны преодолеть. Эти ситуации могут быть сложны на физическом уровне, но реальны для их возможностей. Ситуации от простейших постепенно усложняются. Преодолевая их, ребята чувствуют, что их возможности гораздо больше, чем они представляют себе. Мы учим детей не упражнениям, а способам создания собственных средств выхода из трудных положений.
Основными принципами Мягкой Школы являются:
• единства тела и психики;
• постепенности и последовательности;
• безопасности;
• игровой подход;
• ситуативный подход.
Структура занятий:
- зачин (одна-две игры для поднятия настроения);
- физкультура – разминка (в кругу), растяжка, упражнения на силу, ловкость и выносливость, упражнения на баланс и равновесие:
- базовые упражнения – акробатика, выползание, толкание, выкручивание и прилипание;
- игры;
- заминка – упражнения на дыхание, расслабление, нормализацию мышечного тонуса.
Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части физкультурного занятия, перед сном).
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения особое место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика показывает значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Совместная деятельность учит детей, сопереживать успехам и неудачам своих товарищей, радоваться достижениям, поддерживать хорошие отношения между собой, проявлять заботу к младшим, застенчивым и неловким детям.
Широко используются игровые упражнения, загадки, музыкальные произведения, которые способствуют положительному, эмоциональному настрою детей.
Результативность опыта
Диагностику физического развития ребенка проводим в начале и в конце года. Посредством диагностики систематически наблюдается положительная динамика в овладении необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическое развитие» наших воспитанников.
Это подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения нестандартных методов и форм в физкультурно-оздоровительную работу в МДОУ №383. У детей улучшились показатели не только двигательной активности и физической подготовленности, но и укрепилось - здоровье. В нашем дошкольном учреждении процент заболевания простудными заболеваниями стал ниже. Это видно по приведённой ниже диаграмме.
Наиболее информативным показателем эффективности предложенных методов является повышение гибкости, выносливости. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее.
Мы наблюдаем, что дети становятся более спокойными, у них растет самооценка и чуткость в отношении к себе и окружающим, снижается уровень агрессии. Уходит излишняя застенчивость и потребность самоутверждаться за счет других.
Таким образом, грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также внедрение нестандартных здоровьесберегающих технологий, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Перспективы опыта
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых нестандартных форм и методов воспитательно - образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Приоритетными задачами на перспективу считаем: - продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье у всех участников образовательного процесса; - повышать уровень теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни; - формировать образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий;
- повышать уровень применения новых методов и форм в организации физкультурно - оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий; - улучшение материально-технической базы.
Литература:
1. Галанов А.С. Игры ,которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). — М.: Педагогическое общество России, 2005.
2. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до З лет). — М.: «ТЦ Сфера», 2006.
3. Глушкова Э. Л. Детская мягкая школа. – М., 2009.
4. Документы:
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР № 15 от 17.07.2015) (далее ГОС ДО);
Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (приказ Министерства образования и науки ДНР № 409 от 18.08.2015) .
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004.
6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. Москва- 2000.
7. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
8. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. - М., «Восхождение», 1998.
9. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003.
Рекомендуем посмотреть:
Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста
Опыт работы инструктора по физической культуре ДОУ. Формирования экологической культуры
Опыт работы инструктора по физической культуре ДОУ. Педагогика оздоровления
Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) посредством использов