Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа Обучение грамоте. Добукварный период, 1 класс

Рабочая программа. 1 класс. Обучение грамоте. Добукварный период
Пояснительная записка
Сведения о рабочей программе по обучению грамоте
Данная рабочая программа составлена для учащихся 1 классов МБОУ «Саранпаульская СОШ», филиал Щекурьинская начальная школа с группой детского сада.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа по русскому языку
Закон об Образовании РФ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (2010).
Планируемые результаты начального общего образования (2010).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (2010).
Программа «Обучение грамоте» В. Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной.
Цели и задачи курса
Особую важность в программе «Обучение грамоте 1 класс» занимает добукварный период, который является фундаментом первоначальных знаний о языке и языках в целом.
Главная цель данной программы является введение учащихся первых классов в удивительный мир знакомства и изучения русского языка, понятием о родном мансийском языке, с включением в программу курса изучения творчества известных мансийских писателей и художников, истории родного края.

Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
• формирование у первоклассников понятия о языке как явления общечеловеческого, исторического, этнического значения;
• первоначальное формирование у учащихся устной, монологической и диалогической речи;
• развитие умения работы с учебными пособиями, компьютером;
• воспитание чувства уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
• привитие познавательного интереса к получению новых знаний через информацию, предлагаемую на учебных занятиях, информационно – коммуникативные средства (интернет, энциклопедии, словари), в практической деятельности (экскурсии, проекты, участие в поселковых, школьных мероприятиях);
• духовно – нравственное воспитание: обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств;

Для решения заданных целей необходимо следующие задачи:
• усвоение первоначальных знаний о языке: звук и буква, звукобуквенный анализ слова, предложение, текст.
• развитие умения участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания– описания и повествования небольшого объема;
• воспитание чувства ответственности за качество приобретаемых знаний;
• воспитание патриотического чувства к сохранению родного языка, его уникальности.

Общая характеристика курса
Добукварный период является вводным этапом для учащихся в системе изучения русского языка. На данном адаптационном этапе перед детьми встают очень сложные для их понимания задачи. Достичь решения задач в добукварный период позволяет разработка различных видов и типов уроков с учетом классов в малокомплектной школе: урок – путешествия, урок – спортивное состязание, урок – экскурсия, урок – викторина и т.д. Данные уроки направлены на воспитание у детей правил и норм общения, поведения друг с другом и сохранения интереса к учебе, а так же способствуют изучению уровня подготовленности детей к школе, так как дети приходят в школу с разным уровнем знаний, развитости устных форм речи (слушания и говорения), что помогает учителю в дальнейшей работе.

Обучение в добукварный период
направлен на изучения первоначальных знаний о слове, его значении, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической), о звукобуквенном составе слова (учащиеся учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, различать согласные и гласные звуки), о функции, составе и видах предложения.

Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане.
На Добукварный период в 1 классе отводится 15 часов.

Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Понимать личную ответственность за свою успеваемость;
3. Выполнять требования родителей и учителя по выполнению учебных задач;
4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
5. Проявлять доброжелательность, поддержку, взаимопомощь по отношению к своим сверстникам.

Метапредметные результаты:
1. Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
2. Адекватное оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке;
3. Умение высказывать свою точку зрения, делать вывод, обобщение о полученных знаниях.
4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.

Предметные результаты:
1. Принятие обучающимися понятия о языка, как явления общечеловеческого, исторического, этнического значения.
2. Умение использовать полученные знания: построения предложений, выражение эмоций с помощью языка, использование вежливых слов, ведение диалога, беседы.
3. Освоение и практическое использование учебного материала по темам: звуки речи, слово и предложение, предложение и текст.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение написанием элементов букв.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения;
• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание текста прочитанного учителем. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Содержание тем учебного курса
(основное содержание)
Добукварный период (15ч.)
Введение в учебный курс.
Речь устная и письменная. Общее представление о языке. Понятие о слове. Слова – предметы.
Слово и предложение. Понятие о слове. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слова – предметы. Слова – действия предметов. Слова – признаки предмета. Первоначальное знакомство и различие слов – предметов, слов – признаков предметов, слов – действий предметов.

Текст. Смысловая связь предложений в тексте.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки речи. Мягкие и твердые согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.
Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, звукобуквенный анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру.
Слог слияния. Йотированные буквы.

Требования к уровню подготовки учащихся:
Подготовительный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- различать устную и письменную речь;
- делить текст на предложения, оформлять предложение в устной речи, составлять схемы предложений и текстов;
- составлять предложения из слов, соотносить их с моделью предложения;
-производить звукобуквенный анализ слова, составлять схему слова, делить слова на слоги; определять ударный слог в слове;
- различать слова – предметы, слова – действия предметов, слова – признаки предметов;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: уметь самостоятельно выполнять задание учителя, умеют применять полученные знания на практике, ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; уметь высказывать свою точку зрения, делать вывод, обобщение о полученных знаниях.
Коммуникативные УУД: умение вести беседу; отвечать на вопросы полным ответом; использовать в речи вежливые слова (знание вежливых слов на мансийском языке), слушать и понимать речь других; умение делать вывод, обобщение о полученных знаниях.
Личностные УУД: знание правил поведения на уроке; уважительное отношение к учителю и одноклассникам; умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на оценку своей работы на уроке.
Личностные результаты
- понимать личную ответственность за свою успеваемость;
- выполнять требования родителей и учителя по выполнению учебных задач;
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- проявлять доброжелательность, поддержку, взаимопомощь по отношению к своим сверстникам.

Структура курса
Добукварный период – 15 часов.
Принятие учебной задачи урока и осуществление её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Различение речи устной (говорение, слушание) и речи письменной (письмо, чтение).
Понятие о слове, его лексическом значении, различие слов – предметов, слов – действий предметов, слов – признаков предметов. Составление схемы слова (звукобуквенный анализ слова). Деление слова на слоги, определение количества слогов в словах. Выделение ударного слога при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Обозначение ударного слога на схеме слова условным знаком. Различение гласных и согласных звуков, называние основных отличительных признаков.
Выделение из речи предложения, устное составление предложения. Деление предложения на слова, составление схемы предложения. Правила оформление предложения на письме. Знаки препинания на конце предложения. Составление простейших предложений и моделирование их с помощью схем. Понятие о тексте. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Рассказывание рассказа с опорой на иллюстрации.
Тематическое планирование
Рабочая программа. 1 класс. Обучение грамоте. Добукварный период

Рекомендуем посмотреть:

Обучение грамоте 1 класс Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство», 1 класс Рабочая программа кружка по физической культуре, 1 класс Рабочая программа по английскому языку для 1 класса по УМК Барановой

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье» для 1-2 классов

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе

Участник №77 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2019 года
Урок обобщения и систематизации знаний. Обучение грамоте, 1 класс | Описание собственного педагогического опыта учителя начальных классов
Опубликовано: 938 дней назад (5 мая 2019)
Просмотров: 1991
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!