Исследование. Формирование нравственных понятий у детей дошкольников 5-7 лет в процессе специально организованной деятельности
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является духовное, нравственное воспитание подрастающего поколения.
Анализ литературы показывает, что
проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстова, Ф.С. Макаренко и др.
Как известно,
дошкольное детство — важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, Р. И. Жуковской, Г. Н. Годиной, С. А. Козловой, В. К. Котырло и др. в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств именно в этот период.
В современной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах Ю. Ц. Азарова, Л. М. Архангельского, О. С. Богдановой, Е. Н. Бондаревской и других исследователей.
На всех этапах развития человечества и педагогической науки по-разному интерпретировался термин «нравственное воспитание». Он звучал и как «моральное воспитание». С. А. Козловой все эти понятия проанализированы и ею доказано, что «нравственное воспитание» не может быть заменено другими, т.к. в одних случаях оно является либо частью, либо значительно шире и полнее того или иного термина.
Исследователи дают разные определения понятия «нравственное воспитание»:
- нравственное воспитание — процесс формирования у ребенка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений;
- нравственное воспитание — это активный, целенаправленный процесс, формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка;
- нравственное воспитание — это организованный и направляемый педагогом процесс освоения ребенком нравственной культуры общества. Но в целом они едины: результатом нравственного воспитания является формирование нравственности или нравственных качеств личности.
Разные вопросы нравственного воспитания изучались многими учеными. Так Л. А. Сидоровой и О.Г. Максимовой был выделен минимум нравственных качеств, которые необходимо воспитать в старшем дошкольном возрасте. Они определили его в соответствии с основными социальными отношениями: отношение к обществу (вежливость, бережливость), отношение к труду (трудолюбие), отношение к людям (доброжелательность, справедливость, щедрость), отношение к себе (скромность).
В поведении детей старшего дошкольного возраста ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательными интересами, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. В этом возрасте происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо — плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы с одной стороны, показал, что на данном этапе сложилось целостное представление о необходимости формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста. Однако, с другой стороны практические работники нуждаются в методических разработках, способствующих организации процесса формирования нравственных понятий в разных возрастных группах. Указанное противоречие определило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста? Решение этой проблемы является целью исследования.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что
формирование нравственных понятий будет наиболее эффективным, если обеспечить совокупность следующих педагогических условий:
- организация занятий по обеспечению осмысления детьми нравственных понятий;
- создание соответствующей предметно-пространственной среды в группе детского сада;
- взаимодействие ДОУ и семьи по вопросу формирования нравственных понятий.
Мы определили следующие
задачи нашего исследования:
- изучить и обобщить психолого-педагогическую литературу поданной проблеме;
- выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному формированию нравственных понятий.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 46 «Россияночка» г. Чебоксар.
На констатирующем этапе мы определим уровень сформированности нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста с помощью наблюдения за детьми, диагностики с помощью опросника нравственных представлений Т.А. Репиной и Ю.М. Лаковечук, анкетирования родителей, методов количественной и качественной обработки результатов исследований.
Формирующий этап включал в себя как работу с детьми, так и с родителями. Специально организованная среда в группе детского сада, занятия, проведение этических бесед, организация сюжетно-ролевых игр, чтение художественной литературы были использованы нами с целью формирования нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста. Параллельно велась работа с родителями с целью повышения уровня их образования в вопросах нравственного воспитания.
Сравнительные данные контрольного и констатирующего эксперимента показали положительную динамику в формировании нравственных понятий. Увеличился процент детей с высоким уровнем сформированности нравственных понятий.
Таким образом, наша гипотеза, согласно которой формирование нравственных понятий будет наиболее эффективным, если обеспечить совокупность следующих педагогических условий:
- организация занятий;
- создание соответствующей предметно-пространственной среды в группе детского сада;
- взаимодействие ДОУ и семьи по вопросу формирования нравственных понятий получила свое подтверждение.
Рекомендуем посмотреть:
Рассказ о животных для детей 5-7 лет. Как поссорились котёнок и щенок
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС
Социально-нравственное воспитание дошкольников по ФГОС
Этические беседы по нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе ДОУ