Картотека игр по ориентировке в пространстве в старшей и подготовительной группе
1. «Пройди к флажку»
Цель: развитие памяти, внимания
Оборудование: Флажки, Буратино или другой сказочный персонаж
Ход игры: Перед началом занятия воспитатель расставляет в разных местах комнаты флажки. Буратино
(или др. персонаж) с помощью воспитателя дает детям задание: «Дойти до окна, сделать 3 шага вправо». Ребенок выполняет задание и находит флажок. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество заданий увеличивается. Например: «Пройди вперед 5 шагов, поверни налево, сделай еще 2 шага, поверни направо. Там найдешь флажок». Игра повторяется несколько раз.
2. «Угадай, где спрятали»
Цель: Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве
Оборудование: Небольшая игрушка - собачка, матрешка, солдатик.
Ход игры: Взрослый объясняет: «Сейчас я спрячу эту игрушку, ты будешь ее искать, а я – помогать тебе: говорить, с какой стороны искать игрушку». Ребенок выходит из комнаты, взрослый в это время прячет игрушку. Ребенок входит и останавливается около какого-нибудь предмета. Если там игрушки нет, взрослый говорит: «Иди вперед
(назад)». Если игрушка спрятана вблизи того предмета, где остановился ребенок, взрослый говорит: «Ищи справа
(слева). Когда игрушка найдена, ее прячет ребенок.
3. «Городки»
Цель: Упражнять детей в ориентировке в пространстве
Оборудование: Флажок или др. игрушка, цветные полоски
Ход игры: На полу выкладывают из цветных полосок или чертят квадрат, состоящий из 16 квадратов, сторона каждого 40-50 см. В один из квадратов воспитатель ставит флажок или какую-либо другую игрушку. Тот, кто водит, начинает игру с первого квадрата, самого близкого к нему. Воспитатель диктует условие ходов, например: «Направо через один квадратик, на один ниже, налево через один, вниз через один, направо через один, вверх на следующий». Если водящий внимателен, он придет к флажку; если он не знает пространственных ориентировок, то не придет. Всего в городках 6 ходов, но флажок можно ставить в любое место, а, следовательно, и менять условие передвижения. Дети очень любят сами выполнять задание и следить за его выполнением другими.
4. «У кого что получилось»
Цель: упражнение в пространственных ориентировках
Оборудование: Листы, линованные в клеточку, карандаш
Ход игры: На листах в клеточку бумаги дети под диктовку воспитателя ведут линию. Если ребенок вел ее правильно, т. е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получился рисунок или картинка. Это и является показателем выигрыша.
5. «Что изменилось»
Цель: выработка умения ориентироваться в пространстве
Оборудование: Комната куклы со всей обстановкой
Ход игры: На столе устроена комната куклы со всей обстановкой. Дети делают в ней перестановку. Ребенок
(отгадывающий) должен сказать, как стоял тот или иной предмет и что с ним сделали. Например: «Фикус стоял на окне, а его поставили на стол», «Стул стоял слева от стола, а сейчас его поставили к окну» и т. д. Ведущий подбирает такую обстановку для комнаты куклы, которая легко передвигается и переносится. Когда дети усвоят правила и игровое действие, можно сделать 2-3 перестановки. Следует обращать особое внимание на речь воспитанников.
6. «Когда это бывает»
Цель: закрепление временных понятий
Оборудование: Большие карты с изображением времен года, маленькие карточки
Ход игры: Большие карты с изображением времен года ведущий раздает играющим, а маленькие карточки перемешивает и кладет возле себя рисунком вниз. Затем берет маленькую карточку и, не показывая ее детям, спрашивает: - В какое время года созревает хлеб на полях, наливаются колосья? Тот, у кого на большой карточке изображено лето, должен ответить:
- Летом.
Если ответ правильный, играющий получает маленькую карточку. Посл6е этого ведущий может задать еще ряд вопросов,
например: - В какое время года белка бывает серой?
Выигрывает тот, кто первым подберет большее число маленьких карточек.
Усложнить игру можно так: ребята должны на вопрос, когда созревает хлеб, не просто назвать время года, но и месяц.
7. «Что справа?»
Цель: Учить детей определять направление от себя: впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу.
Оборудование: Игрушки (5-6 штук)
Ход игры: А. Детей-зрителей рассаживают так, чтобы им было видно игровое поле. Воспитатель объясняет правила. Воспитатель: - Сейчас я вызову кого-нибудь, например Игоря. Он должен стать в середине ковра, вот здесь (
показывает, и вспомнить, где у него левая рука, где правая). Тогда ему будет легче определить стороны – левую и правую. Для чего это надо? Игорь по указанию ведущего должен будет назвать все игрушки, которые находятся на указанной стороне, например, справа. Правильные ответы фиксируются фишками. Их ребенок получает столько, сколько игрушек он назвал. По окончании игры дети определяют, кто занял первые 3 места.
8. «Куда пойдешь и что найдешь»
Цель: Учить детей двигаться в заданном направлении, определять направление словами во время движения: вперед-назад, направо- налево.
Оборудование: Матрешка
Ход игры: Детей рассаживают полукругом. Воспитатель объясняет правила:
- Один из вас, на кого я укажу, станет лицом ко мне. Я буду исполнять роль ведущего. Другой должен спрятать матрешку. По моей подсказке «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи» первый играющий ищет игрушку.
Педагог может упростить игровую задачу указанием направления (
например: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу») или усложнить с помощью счета (
«Сделай 3 шага вперед, поверни налево, сделай 4 шага и ищи»). Остальные ребята помогают. Если ребенок подходит близко, подбадривают словом «горячо»; если отдаляется – словом «холодно».
Примечание: Роль ведущего может исполнять и кто-либо из детей. Тогда число играющих увеличится.
9. «Найди игрушку»
Цели: Направлена на развитие у детей умения изменять направление во время движения, ориентироваться в пространстве
Оборудование: Игрушки, заготовленное «письмо»
Ход игры: Воспитатель говорит: «Ночью, когда детей не было в группе, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит всякие шутки, поэтому он спрятал игрушки и в письме написал, как их можно найти».
Он распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает, за шторой находит матрешку. «Писем» от Карлсона может быть 3 – 4.
10. "Найди спрятанный предмет»
Цели: Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве
Оборудование: Игрушка
Ход игры:
Воспитатель с детьми прячут какую-нибудь вещь.
Тот, кто должен найти спрятанный предмет куда-либо уходит. После того как вещь спрятана, ведущий и остальные дети садятся лицом по направлению к спрятанной вещи, вызывают того, кто должен искать, и дают ему поручение.
- Мы ходили на прогулку и по дороге потеряли одну вещь. Ты должен ее найти; чтобы легче было это делать, мы тебе скажем, как идти. Слушай внимательно: пойдешь отсюда прямо…дойдешь до сарая…повернешь налево…дойдешь до забора…поверни опять налево…пройди несколько шагов и начинай искать.
(Паузы необходимо делать для того, чтобы ребенок имел возможность представить себе путь).
Ребенок идет на поиски; ему еще раз напоминают о поворотах.
Если ребенок плохо ориентируется, ему вслед посылают другого, который громко повторяет маршрут.
11. «Угадай, кого загадали».
Цель: Развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц.
Ход игры: Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (
или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
12. «Найди игрушку».
Цель: Развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: любая игрушка
Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры по ФЭМП для детей 5-6 лет
Математическая викторина для детей подготовительной группы ДОУ
Математические игры для детей подготовительной группы по теме: «Зимующие птицы»
Дидактические игры по ФЭМП для дошкольников 5-7 лет
Похожие статьи:
Игры с цифрами для детей 6-7 лет
Дидактические упражнения для детей 5-6 лет по математике в картинках
Задания на счет для детей 6-7 лет
Задания в картинках для детей 6-7 лет
Занимательная математика для дошкольников 6-7 лет. Задания. Распечатать картинки