Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе воспитателя детского сада «Эмпатия как основа педагогической деятельности»

Эссе воспитателя дошкольного учреждения «Эмпатия как основа педагогической деятельности»
Автор: Кордюкова Дарья Сергеевна, КГКП "Ясли сад "Акбота"

"Глухой к другим людям - останется глухим к самому себе:
ему будет недоступно самое главное в самовоспитании –
эмоциональная оценка собственных поступков". (Рогов)


Работая не первый год в дошкольном образовании, я до сих пор задаюсь вопросом: -«Каким качеством я должна обладать первостепенно, чтобы мои воспитанники хотели каждый день приходить ко мне и любили посещать детский сад?». И я поняла, что в первую очередь я должна обладать такой способностью, как ЭМПАТИЯ.

Эмпатия — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии.

А.С. Макаренко выделял это качество педагога как одно из базовых качеств.

Педагог- это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он способен глубоко чувствовать и переживать, и все его переживания связаны с детьми.

По-моему мнению способность педагога к эмпатии на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально-личностных характеристик. Для того чтобы педагог мог максимально точно понять ребенка, помочь ему в решении его проблем, он должен быть способен понимать его психологическое состояние, должен уметь сопереживать. А особенно это важно в работе с детьми дошкольного возраста, которые были вынуждены покинуть свою зону комфорта и оказаться в той среде, которая для них еще неизвестна. Именно поэтому , я считаю, в этот тяжелый период жизни ребенка рядом с ним должен находиться не просто педагог с хорошим образованием, знающий свое дело, а педагог с высокой степенью эмпатийности!

В данный момент я работаю с детьми 3-4 лет. Это те дети, которые только недавно начали посещать дошкольное учреждение. Самое сложное в этот момент это адаптация детей. Все дети очень разные, одни легко идут на контакт, другие более замкнутые, но все они испытывают страх и дискомфорт, потому что вместо мамы и своих близких они видят рядом с собой совершенно чужих людей. Я понимала, что то, насколько быстро и легко пройдет адаптация у моих воспитанников зависит напрямую от меня, как от педагога. На данном этапе я не пыталась показать детям что я человек, который будет их учить чему-то, воспитывать, рассказывать что такое хорошо и что такое плохо. Я поставила себя с ними на одну ступень и дала понять, что я для них друг, что я их люблю и не дам никому в обиду. Я старалась подобрать ключик к каждому ребенку, для каждого воспитанника я находила индивидуальный подход. Это помогло моим детям быстрее и не так «болезненно» адаптироваться к детскому саду.

Я понимаю, что воспитателям, зачастую, хочется видеть спокойных, уравновешенных и уверенных в себе детей. Да, безусловно, с такими детьми намного легче работать, они не требуют такой колоссальной энергетической отдачи от педагога. Но для меня нет большего удовольствия, когда я вижу плоды своей работы с неспокойными детьми. Когда ребенок, который изначально не хотел меня принимать, подпускать к себе, по итогу спешит ко мне в детский сад, смотрит на меня «горящими» глазками и при каждом удобном случае обнимает меня. И это все благодаря тому, что я могу сопереживать чувствам ребенка, что я вместе с детьми переживаю их страхи, что я помогаю им чувствовать себя уверенно.

Как сказал Сэмлоэл Смайлс: «Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека". И ведь это действительно так! Человек, который по-настоящему умеет сочувствовать и сопереживать другому человеку, чувствует все на себе, как будто это происходит с ним самим.

А достаточно ли в педагогической деятельности, чтобы способностью к эмпатии обладал только педагог? Нет… Я считаю, что педагог не только сам должен уметь сочувствовать и сопереживать, но так же он должен воспитывать это чувство и у детей.

Психологи утверждают, что эмпатию надо воспитывать, потому что данное качество оказывает влияние на развитие детей.

Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества.

Современные дети, которые растут в век компьютерных технологий, стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать, у них слабо выражены эмпатийные чувства. И зачастую такие дети очень агрессивные.

Агрессивные дети как правило имеют низкий уровень эмпатии. Таких детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, я считаю, так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии. Ведь самому педагогу лучше работать с детьми, которые друг друга уважают, которые сопереживают друг другу и не конфликтуют. Знаю по своему примеру, как приятно видеть, когда дети успокаивают плачь другого ребенка, когда они пытаются помочь расстроенному товарищу. А человек, который сам не обладает такой способностью не сможет в полной мере воспитать это чувство у ребенка. Ведь как известно, лучший метод воспитания- это воспитание на собственном примере. Дети не слышат, что мы им говорим- они видят то, что мы делаем сами.

Работая в дошкольной организации, я окончательно убедилась в том, что неправильное отношение к ребенку со стороны взрослого человека, является причиной многих детских проблем.

А что нужно ребенку, для которого весь мир – волшебство. А ждет он понимания своей неповторимости, участия в его жизни близких людей, педагогов. От того, как мы относимся к ребенку в самый важный период его развития, понимаем ли мы его потребности, его душевное состояние, не требуем ли мы от ребенка невозможного, способны ли мы преодолеть свой эгоизм по отношению к маленькому человеку, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Дети- это наше будущее! И если мы хотим светлое будущее для наших детей то начинать нужно, прежде всего, с себя!

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя детского сада: Моя педагогическая философия Эссе воспитателя детского сада "Я - педагог!" Эссе «Я воспитатель. Осмысление профессии» Эссе воспитателя детского сада "Моё призвание"
Конфликт в педагогической деятельности кратко
Опубликовано: 767 дней назад (11 апреля 2022)
Просмотров: 1157
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!