Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по теме Масленица. Вторая младшая группа

План-конспект непосредственно образовательной деятельности: «Масленица дорогая-наша гостья золотая» с дошкольниками во второй младшей группе
Автор: Чуваева Лариса Владимировна-воспитатель второй младшей группы МБДОУ N1 г.о. Самара.
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3-4 лет по теме «Масленица». Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Данный материал направлен на то, чтобы познакомить дошкольников с русским народным праздником Масленицей , с символами и традициями провода зимы на Руси, на воспитание уважительного отношения к традициям русского народа.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности: «Масленица дорогая-наша гостья золотая.» с дошкольниками во второй младшей группе.
Тема недели: «Масленица»
Тема дня: «До свидания ,Зимушка»
НОД «Как на Маслену неделю…»
Интеграция образовательных областей :коммуникация, познание ,социализация.
Цель. Знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.

Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней ,разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, развитие непосредственного эмоционального восприятия .Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю
Методы и приемы:

Практические приемы: пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика, физминутка ,подвижная игра .

Наглядные приемы : картинки из серии «Масленичные гуляния».
Словесные приемы: беседа ,загадки.
Материалы и оборудование: картинки из серии *Народные масленичные гуляния*,ватные снежки, маска *Солнышко*, чучело Масленицы, фланелеграф, картинки солнце и лучи(для фланелеграфа)

Предварительная работа: знакомство с закличками , народными подвижными играми.

Логика построения НОД:

1. Сюрпризный момент.

В группу вносится волшебная шкатулка ,в которой прячется солнышко .Оно приглашает детей в гости на праздник .

2.Беседа: «Проводы Зимы»

Цель Познакомить детей с народными традициями.

Организация досуга детей.

Дать возможность детям проявить себя в коллективном деле.
Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей.Вы заметили,что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнце,чтобы оно теплее согревало землю,а Весна-красна не задерживалась.
а/ Что это за праздник?

б/Зачем провожают Зиму?

в/Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?
3.Работа с фланелеграфом . Коллективная аппликация-*Солнце и лучики*

Цель .Развивать зрительное внимание, умение соотнести схему с реальным изображением.

Ход: дети по очереди прикладывают к фланелеграфу лучики к солнышку.

4.Подвижная игра*Гори, Солнце, ярче*

Ход игры.
В центре круга - "Солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори ,солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее. Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.

4.Беседа *Масленичная неделя*, рассматривание иллюстраций.

Цель. Познакомить детей с историей возникновения Масленицы .Дать знания об обрядах прошлого времени, традициях празднования; Рассказать, что каждый день масленой недели был особенным и имел свое название.

Длились масленичные гуляния семь дней .Целую неделю все от души веселились: катались с гор на санках, принимали участие в кулачных потехах, соревновались.. Дети играли в снежки, строили снежные крепости, а заливая ледяные горы, приговаривали: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

А) Как долго длится праздник?

Б) Почему этот праздник очень нравился детям?
4. Подвижная игра*Снежки*Дети по очереди кидают ватные снежки в контейнер.

Цель: продолжать учить метать снежки в горизонтальную и вертикальную цели ; развивать глазомер, быстроту реакции, продолжать воспитывать умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; создавать условия для тренировки мелких и крупных мышц руки.

5. Беседа «Масленица-блинноедица»
Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.

А)Какое главное угощение на Масленицу?

Б)На что похожи блинчики?

6.Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать..» Цель. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А Митрошечка-до свидания.

7. Беседа *Соломенная Масленица*

Цель. Расширять и закреплять знания детей о народных праздниках

Обогащать словарный запас народными терминами.
Приобщать детей к народным играм, песням, хороводам.
Развивать ловкость, быстроту, внимание.
Воспитывать у детей интерес и уважение к культуре русского народа.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица, Маслена, Авдотья Изотьевна… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело.,а . пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.. В этот же день ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и больше не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощение. Так заканчивалась Масленица.

Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
А)Что мастерили люди на масленичной недели?

Б)Для чего сжигали чучело Масленицы?

В)Как называется последний масленичный день?

8.Подвижная игра «Карусель»

Цель .Упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки.

Содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков.

Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.

Воспитывать создавать положительный эмоциональный настрой.

Ход игры.
Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два,. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

9.Солнышко благодарит детей за праздник, прощается с ними и угощает блинами.

Рекомендуем посмотреть:

Масленица для детей 2 младшей группы. Сценарий развлечения Сценарий праздника Масленица для младшей группы ДОУ Проводы зимы в детском саду для детей 4 - 7 лет. Сценарий Проводы зимы во второй младшей группе. Сценарий праздника

Похожие статьи:

Масленица во 2-ой младшей группе ДОУ

Масленица. Сценарий для детского сада

Проводы русской зимы, или масленица. Сценарий

Поделки к Масленице в детском саду

Сценарий праздника Масленица на улице в старшей группе детского сада

Конспект НОД для средней группы ДОУ. Профессия - строитель
Опубликовано: 1018 дней назад (22 февраля 2014)
Просмотров: 14104
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Валентина Николаевна Мельникова # 22 февраля 2014 в 20:45 +1
Замечательное развлечение для второй младшей группы, с сюрпризными моментами, стихами, песнями, подвижными играми! Важная задача -  знакомить детей с русскими народными праздниками, их значением, символами, традициями, познакомить детей с обрядами и русской праздничной кухней, разучить подвижные игры и народные песни, развить  эмоциональное восприятие. Также при помощи народного фольклора воспитывается уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; знаю свои традиции, историю родного края, ребенок будет ценить и уважать старших, любить и защищать свою Родину!! +1
Лариса Владимировна Чуваева # 24 февраля 2014 в 19:21 0
Спасибо большое за комментарий.Ваша оценка моей работы для меня очень важна.
Александр Семенович Жбанов # 22 февраля 2014 в 21:18 +2
Не первый раз читаю сценарии этого замечательного праздника, и каждый раз удивляюсь безграничности идей авторов этих сценариев. Праздник один и тот же, традиции те же, а  сколько новизны в подаче информации, новые стихи, сказки, беседы. Вы молодец, Лариса Владимировна,   Ваши дети получают столько поучительного материала,  очень нужного для настоящего русского человека! +
Лариса Владимировна Чуваева # 24 февраля 2014 в 19:23 0
Благодарю Вас за добрые слова в мой адрес.