Конкурсы для педагогов и детей

Семейные традиции в украинской семье

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА В УКРАИНСКОЙ СЕМЬЕ
Автор: Студентка 4 курса ИОиСН , СКФУ ,ГОЛОБОРОДЬКО ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
Едва ли не самым большим счастьем для каждой украинской семьи как в былые времена, так и сегодня, было есть и остается рождение ребенка. Ведь каждый новорожденный ребенок — это символ продолжения жизни. Издавна появление младенца в украинской семье сопровождалось определенными обрядами и обычаями, на которые так щедра украинская земля. Рассмотрим предродовой, родильный и послеродовой периоды в жизни женщины, которая забеременела и собирается родить ребенка. На протяжении всего этого времени, вплоть до появления ребенка, украинская женщина следовала предродовым народным обрядам, традициям и обычаям, чтобы ее ребенок родился здоровым и счастливым.

Тема актуальна тем, что во времена возрождения этноса традиций народной культуры, прослеживается много белых пятен в изучении традиций, обрядов и обычаев при рождении ребенка.
Поднятый вопрос раскрывает суть главных периодов структуры родильной обрядности, а именно: предродовой, родильный и послеродовой периоды.
Главным аспектом предродовых, родовых и послеродовых обычаев является поверья и обрядовые действия, которые помогают сохранить беременность и успешно завершить роды. Эти обычаи и обряды были направлены на сохранение хорошего самочувствия беременной женщины, обеспечение физической, умственной и нравственной полноценности новорожденного.
Так, беременной женщине запрещалось употреблять определенные продукты, смотреть на некоторых животных, калек, слепых и других больных людей. Чтобы негативные действия и недостатки окружающих людей не перешли на роженицу, женщину охраняли от нервных потрясений, испуга, ссор. Сама женщина, как правило, скрывала свою беременность как можно дольше, чтобы никто не сглазил ее и ее будущего ребенка, и чтобы роды не были тяжелыми. По народным поверьям, беременная женщина не должна была ссориться, гневаться, поддерживать сплетни, заниматься воровством и т.д., Потому что все эти черты могли передаться ребенку.

В украинских селах, и в городах, почти к каждой женщине при родах приглашали старуху повитуху. Обряд приглашения начинался с того, что в дом бабы-повитухи шел муж роженицы с хлебом и возвещал о приближении родов. Придя в дом роженицы, баба-повитуха открывала все окна, двери, открывала замки, развязывала все узелки, чтобы ребенку было легче появиться на свет, а также окропляли святой водой помещения, в котором находилась будущая мама. На столе, как обычно, обязательно лежал хлеб. Перед родами женщину окуривали зельем. Народ верил, что эти магические действия должны дать сверхъестественную силу и полезны для матери и новорожденного. Магические действия подчас сопровождались присказками. Например, баба давала роженице пить воду из пригоршни, оставшуюся воду сливала над женщиной со словами: "Как эта вода легко сходит, так этот ребенок легко с тебя выйдет".

После успешного завершения родов для очистки и охраны матери и новорожденного в действие вступали послеродовые обряды и обычаи. Особым разнообразием отличался обряд связанный с отрезанием пуповины у новорожденного. На всей территории Украины существовало поверье: если ее отрезать на кудели, то в будущем будут рождаться девочки, на топоре - ребята. На Гуцульщине (историко-этнографическая земля гуцулов, расположенная на юго-западе Украинских Карпат) придерживались обычая сохранять перевязанную пуповину до тех пор, пока ребенок сам ее не решит отрезать. Верили, что таким образом ребенок "решит сам всю работу", и будет расти хозяйственным и разумным.

Значительное место занимали обряды, связанные с первой купелью. Существовало поверье, выполненные в первый день рождения ребенка магические действия, повлияет на его дальнейшую жизнь. Чтобы ребенок рос здоровым, к первой купели добавляли освященное зелье или святую воду. Кроме того, мальчику в купель клали девясила ("чтобы сильным был"), а девочке добавляли меда, цветов, молока ("чтобы красивой была"). Каждый, кто приходил в дом во время первой купели, должен бросить в нее монету "на счастье". Искупанного ребенка обсушивали у печки. Это делали не только из гигиенических соображений, но и с целью приобщения новорожденного к домашнему очагу. О чествовании огня и домашнего очага, и веры в их очистительную и охранную силу свидетельствует обычай гуцулов привязывать на правую ручку младенца вместе с другими оберегами (например, чесноком) мешочек с куском глины из печи.
В послеродовой период здоровье матери и ребенка охранялось от всего злого рядом - оберегом. Наиболее распространенным в Украине был обычай привязывать ребенку на ручку красную нить. После родов роженица, ребенок и бабушка-повитуха по церковным поверьям считались нечистыми и должны были пройти церковный обряд "вывода", который характеризовал их очистку. И только после совершения этого обряда разрешалось посещать церковь. Долго в народе сохранялся обычай очищения роженицы, который вместе с ней осуществляла баба-повитуха. Выходя из дома, женщина переступала нож, которым баба отрезала пуповину, трижды поливала бабе руки водой, чтобы все нечистое сошло с водой в землю. Этот обряд под названием "слить на руки" был распространен почти на всей Правобережной Украине.

По христианскому обычаю, как в прошлых веках, так и сейчас, в Украине новорожденного окрещивают. Крестины раньше пытались сделать в день рождения, поскольку, до этого матери нельзя кормить ребенка. Но этого придерживались редко и крещения происходило через месяц, два, а то позже. Перед тем как нести ребенка к кресту, его заворачивали в белое полотно, которое называется "крыжмой". Оно должно быть чистое, беленькое, "только не с цветочками, иначе будет лицо с крапинками". Баба-повитуха, искупав ребенка, пеленала его и клала туда кусочек хлеба, соль, уголь, глину, из печи - печину, и небольшую железную вещь. При этом учит куму делать то же, и когда кто-то с дурным глазом на пути встречается, следует приговаривать: «Соль тебе в глаза, печина тебе в зубы, железяка на грудь!" В углу баба стелет кожух и кладет на него ребенка. Кума в настоящее время берет со стола горбушку от хлеба, кладет за пазуху и будто к себе говорит: "Чтобы на все хорошее". После этого кожух с ребенком кладут на вышитую подушку и с четырех концов родители и кумовья поднимают его трижды приговаривая: "На счастью, на здоровье, на многая лета!". Наконец баба-повитуха передает ребенка куму, говоря (трижды): "Даю вам рожденное, принесите крещенное". Далее кум отдает ребенка куме (если мальчик, то на пороге, если девочка через гребень) и несут его так же-в соответствии со статьей ступая с правой ноги. Во время крещения крестные мама и папа держат ребенка на "крыжме" и батюшка по христианскому обычаю в купели крестит новорожденного. После крещения считается, что младенец находится под охраной Бога от всевозможных болезней и зла.

Церковный обряд крещения в каждой украинской семье отличался особой торжественностью. Почетными лицами этого обряда является крестные родители (кумовья), которых награждают этим почетным званием родные мама и папа новорожденного. Крестные родители считались как родственники для семьи, а для крестника вторыми родителями. Если в семье случались какие-то проблемы, то в трудную минуту крестные родители помогали заниматься ребенком. В случае, когда с родными родителями случалось несчастье, то крестные родители заменяли родных. По обычаю, в кумовья выбирали людей, которые имели своих детей. Считалось доброй приметой, когда кума была беременной. В разных этнографических районах Украины существовали разные обычаи избрания крестных родителей. Преимущественно за кумовьев звали кого-то из далекой семьи или односельчан. На Лемковщине существовал интересный обычай звать для своих детей одних и тех же кумовьев. Первый раз человек был за крестного, а в следующий раз - его жена за крестную и наоборот. Разным было и количество пар крестных: от одной до пяти. Присутствие родных родителей на обряде было необязательным. Крестные родители должны быть христианами, т.е. крещеными в церкви, и находиться в законном церковном браке. Во время крещения в церкви ребенку давалось имя. Среди украинцев бытовало мнение, что хорошо выбранное имя должно способствовать счастью и благосостоянию младенца. В разных регионах Украины были разные обычаи избрания имени: на Полесье ребенка называла баба-повитуха, на Полтавщине она делала это вместе с кумовьями, на днепрянщине и Юге Украины - выбирали имя кумовья. А уже в конце XIX - начале XX вв. родители сами стали называть своего ребенка, ориентируясь в основном по церковному календарю, или делали это в честь отца или деда. Иногда бывали случаи, когда внебрачному ребенку давали некрасивое имя в знак незаконного его рождения. Очень редко встречались такие ситуации: священник, находясь в не совсем хороших отношениях с семьей новорожденного, нехорошо называл его по своему усмотрению. Понятие "некрасивое имя" было специфическим для каждого села или региона, поскольку в основном ассоциировалось с конкретными людьми: пьяницами, ворами и т.д.

Крещение ребенка считалось и сегодня считается одним из самых торжественных событий в жизни человека. Поэтому на празднование после крещения ребенка сходилось много гостей: родственники, соседи, знакомые. Чтобы жизнь новорожденного ребенка был веселой и счастливой, гости произносили много пожеланий и по традиции крестные отец, мать и все приглашенные дарили подарки. Интересными, на наш взгляд, является заговоры по поводу крестин: "Ой мы вчера на семьях были, а сегодня на крестины пришли. А мы пришли из дома Божия, принесли ребенка домой. Ребенок крещеный, кумовьями принесенный ". Украинский народ всегда славился своим веселым нравом, певучестью и остроумием на шутки и пословицы, поэтому праздник был веселым и шумным.

Таким образом, освещена тема родильной обрядности, которая может использоваться как руководство для молодой брачной пары перед рождением ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Семейные традиции Консультация для родителей: Бабушки и дедушки Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста Сценарий семейного праздника

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о семье

Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний

Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников

Родительское собрание в 6-7 классе. Конспект
Опубликовано: 672 дня назад (7 февраля 2015)
Просмотров: 3368
Рубрика: Без рубрики
-3
Голосов: 5
Мила Кузьмина # 7 февраля 2015 в 23:44 0
Уважаемая Елена Евгеньевна,Ваша работа меня немного удивила, так как много искусственных и придуманных моментов (не вами smile) А вы сами были на Украине и были свидетелем какого-то обычая или только обзор литературы? С уважением Мила Владимировна, которая родилась и жила на Украине, и знакома с традициями.
Елена Евгеньевна Голобородько # 7 февраля 2015 в 23:49 0
Уважаемая Мила Владимировна, конечно в данной статье нет ничего придуманного мной. В работе есть ссылки на источники, я ничего не надумывала joke
Мила Кузьмина # 8 февраля 2015 в 00:02 0
Вы - умница, что интересуетесь традициями, изучаете обычаи. Я написала свою точку зрения. Да, внимательно посмотрела ссылки. Что могу сказать, когда в данной статье по ссылке нет автора, возникают вопросы...Удачи вам!!!