Конкурсы для педагогов и детей

Экологические беседы для детей старшей группы в детском саду

Экологическое воспитание старших дошкольников 5-6 лет
Экологическое образование является важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.
Один из путей повышения эффективности этого образования состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Это в первую очередь:
- экологические занятия
- экологические экскурсии
- коллекционирование
- экологические выставки и экспозиции
- экологические игры
и другие формы и методы работы.

Хочу поделиться опытом работы в области экологического образования детей в нашей группе (старшая группа, возраст детей 5-6 лет) и рассказать об одной из форм, которую я использую в своей работе - это экологические беседы.

Цели таких бесед:
1. Пробудить чувство жалости, сострадания к попавшим в беду животным.
2. Сформировать знания по оказанию им помощи и по уходу за содержащимися дома животными.

Задачи:
- учить детей понимать животных, , объяснить, что только тогда можно помочь дикому зверьку или птице, когда узнаешь из книг или от специалистов в каком уходе он нуждается;
- учить строить предположения, объяснять их, высказывать свои познания;
- заинтересовать детей удивительным миром природы, воспитывать любознательность.

Я проводила беседу с детьми под таким названием: «Жалеть надо уметь». Беседа проводилась на уже имеющихся знаниях детей.
Сначала детям были заданы такие вопросы:
«Кто из вас помогал животным или растениям?»
«Расскажите, как это было?»
Дети рассказывали как на даче вместе с родителями сажали цветы, морковь, а затем ухаживали за ними: поливали пропалывали грядки, спасая от сорняков. Саша рассказал, как однажды, они с сестрой Катей принесли домой раненого голубя и некоторое время он жил у них. Дети ухаживали за ним, когда голубь поправился, они отпустили его на волю. Мы задали Саше такой вопрос: «Что ты почувствовал, когда увидел раненого голубя?» Саша ответил:
- Мне стало его жалко, Катя даже заплакала. Мы взяли его домой.
- Чем вы кормили его?
- Мы дали ему компот и корм для попугайчиков, но голубь не ел.
- Ребята, - спросила я, -Как вы думаете, почему не ел голубь?
Ответы детей:
- Потому что он раненый, больной, и не хотел есть ( ЛенаК.)
- Потому что голубь не пьет компот и не ест корм для попугайчиков (Оля С.)
- А что едят голуби?
- Пьют воду, клюют семечки, хлебные крошки.
- Саша, а вам было жалко отпускать голубя на волю?
- Да. Очень.
- И все же вы отпустили. Почему?
- Потому что на воле ему лучше.

Примечание: накануне проводилось занятие «Не поется птицам без небес».

- Вот видите, ребята, Катя с Сашей хотели пожалеть голубя, накормить, но чем не знали. Оказывается, жалеть тоже надо уметь.
Необходимо было знать, чем питаются голуби.
Затем рассказала детям об одном случае.
- Послушайте, ребята, какое происшествие произошло с ребятами по дороге в школу. «Дети шли в школу, дорога проходила через лес. В лесу они нашли двух маленьких ежат и принесли домой. Когда мама увидела, она очень рассердилась»
-Посему же рассердилась мама?
- Потому что животным хорошо только на воле..
-Да, правильно, ребята.
А мама сердито спросила: «Зачем вы забрали таких маленьких?» Тогда дети решили оставить их до прихода папы, а когда он придет, то отнесет их обратно в лес, а пока мы их покормим. Дети дали ежатам яблоки, но они были грустными и не ели яблок.
- Ребята, а что едят ежи?
- молоко, грибы, мышей, насекомых.
-А эти ежата были совсем маленькие, им нужна мама и ее забота.

ЗАПОМНИТЕ!
Диких животных и птиц нельзя забирать в дом!
Другое дело, когда им необходима помощь!
Но есть дикие животные, которых человек приучил к жизни в неволе давным-давно. Они не могут жить без заботы человека. Что это за животные?.
Ответы детей: Морские свинки, хомячки.
Воспитатель: У кого дома есть хомячки?
Максим: у меня был хомячок.
- Расскажи, как ты за ним ухаживал, чем кормил? (сухие зёрна, овощи, фрукты, сухой хлеб, семячки).
- Вопрос: « А каким животным очень хорошо живётся дома, с человеком?»
- Ответы: «Собакам и кошкам».
- Вопрос: «А откуда берутся бездомные кошки? Вы знаете?»
- Ответы детей: « Они потерялись, заблудились, их бросили.»

Воспитатель: Предлагаю послушать отрывок из стихотворения Михалкова «Зяблик».

Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

Вопрос к детям: Как вы думаете, почему мальчик так считает? Что значит быть готовым иметь домашнее животное?»
Дети не смогли ответить на эти вопросы. И. следуя рекомендациям многих программ ( которые советуют такие беседы продолжить занятием), я провела экологическое занятие, основное содержание которого составили рекомендации по уходу за домашними животными, а так же некоторые советы.
Например:
1. Нельзя брать животное в дом,если кто-то из родных возражает.
2. Любить животных и любить с ним играть –это не одно и то же.
Любовь к животным требует и времени, и терпенья, и труда, и забот, и средств.

Во время таких бесед дети, как правило, рассказывают о происшедших с ними событиях, делятся своими впечатлениями и задают множество вопросов.
Я решила так: пусть некоторые вопросы станут темами будущих занятий.
Например, во время беседы был задан такой вопрос ( задала его Оля с.): «Ежи яблоки не едят, а почему же на картинках рисуют, как ёжик несёт на своих иголках облако?» - Впоследствии было запланировано занятие: «Яблоки для ежат», где дети получили ответ на свой вопрос.
Зоя спросила: «Почему свинки называются морскими?» Я предложила детям подумать и высказать свои предположения. Ответы были вполне логичными: «Потому, что они хорошо плавают» - сказала Лена К. А вот другое предложение – Егора: «Потому, что они очень любят есть морскую капусту.»
И этот вопрос стал темой будущего экологического занятия под названием «Заморские гости», которое я полностью посвятила истории происхождения морских свинок на территории нашей страны. Были разъяснения по поводу предложения отпустить свинок на волю).
Следующую беседу из цикла «Жалеть надо уметь» я запланировала провести в марте.
Эта беседа будет основана на примерах происшествий, которые случились с мальчиками по прозвищу Жалейкин – это герой рассказов писателя Николая Сладкова. Будут прочитаны рассказы «Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и птенчик» - вместе с детьми обсудим поступки, которые совершил герой.
Основными целями беседы будут:
1. воспитание гуманных чувств;
2. способность понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней;
3. и очень осторожно я хочу выдвинуть такую цель – начинать учить детей прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Рекомендации по проведению таких бесед:
1. Беседу можно провести в тёплое время года – на прогулке в лесу или у речки, зимой – в групповой комнате.
2. Беседу желательно построить на конкретных примерах, основываясь на опыте детей.
3. При проведении беседы воспитатель должен использовать иллюстрации, которые потом раскрашивают. Это повышает их интерес к занятиям, снижает утомляемость и способствует более эффективному усвоению экологического материала.
4. Такими беседами можно дополнить программные занятия по экологическому воспитанию.

Рекомендуем посмотреть:

Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы Экологическое мероприятие в старшей группе. Сценарий Конспект эксперимента по экологии в детском саду. Старшая группа Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии
Участник №32 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Опубликовано: 477 дней назад (19 августа 2015)
Просмотров: 6081
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Татьяна Михайловна Терешкова # 19 августа 2015 в 15:04 +2
Спасибо за данный материал. Доступно и актуально не только для дошкольников, но и для младших школьников. Всегда хочется надеяться, что полученный опыт подобных размышлений, переживаний, заботу о природе дети сохранят и приумножат.
Галина Николаевна Мишарина # 19 августа 2015 в 15:18 +1
Очень хороший конспект, интересный материал для познания и развития детей, прекрасные воспитательные моменты! ГОЛОСУЮ с удовольствием!
Елена Евгеньевна Ефимова # 19 августа 2015 в 18:01 +1
Добрый вечер, Елена Николаевна. Мне очень понравился ваш конспект беседы с детками. Видно , что вы над ним очень хорошо поработали. Спасибо вам за материал))))
Анастасия Каракулина # 19 августа 2015 в 19:05 +1
интересный конспект беседы, который поможет научить ребенка сохранить и приумножить богатство нашей земли.
Надежда Евгеньевна Скорых # 19 августа 2015 в 19:56 +1
Очень понравилось Ваш конспект бесед, доступно и последовательно описано и заслуживает похвалы. Сценарий хорошо продуман.Тема актуальна. Вы просто молодчина!Примите мой голос №6.Удачи.
Раиса Ивановна Больба # 19 августа 2015 в 20:14 0
Очень актуальная тема любви к животным, родители в первую очередь стараются научить ребенка читать и писать, но не менее важно воспитать у него чувство сострадания ко всему живому, тогда и к своим близким, и к сверстникам ребенок будет относиться бережнее. Конспект поможет воспитателям в определении темы экологических бесед. Удачи Вам!
Татьяна Сергеевна Ямщикова # 20 августа 2015 в 12:35 0
Мне как биологу очень понравилось ваша статья, она поможет научить учеников бережного относиться к окружающими миру и понимать, что все вокруг такое же живое как и МЫ! Спасибо Вам!
Ирина Петровна Парахневич # 28 августа 2015 в 20:13 0
Тема охраны и экологии актуальна как никогда. С детьми о любви к природе и ко всему живому нужно разговаривать как можно чаще. Ваш конспект беседы как нельзя лучше отражает все вопросы по этой теме. Думаю, дети после такой беседы будут относиться к природе с большей любовью и бережливостью. С удовольствием - Мой голос!
Ирина Юрьевна Маленко # 24 сентября 2015 в 10:34 0
Добрый день, Елена Николаевна. Ваш конспект беседы с малышами мне очень понравился. Вы над ним хорошо поработали. Спасибо вам за интересный материал. В теперешнее время эта тема любви ко всему живому актуальна как никогда. Важно научить ребенка грамоте, но воспитать у него чувство сострадания и бережного отношения к природе не менее важно. Нам с вами так хочется надеяться, что опыт таких мероприятий и бесед, опыт детских переживаний, детишки пронесут во взрослую жизнь. Вам - Мой голос!
Наталья Григорьевна Дмитриева # 2 ноября 2015 в 21:41 0
Елена Николаевна, добрый вечер. С большим интересом познакомилась с Вашим материалом. На мой взгляд, это очень удачная форма проведения бесед с малышами, когда на собственном опыте, они сталкиваются с жизненными ситуациями и стараются высказать свое отношение к ним. Ваши беседы пронизаны добротой и участием к братьям нашим меньшим. Верится, что Ваши детки будут бережно относится к природе. Спасибо Вам и мой голос!
татьяна геннадьевна мирошникова # 3 марта 2016 в 13:21 0
Ваша тема действительно актуальна и беседа выбрана интересная. вы закладываете в детей "зерно добра и заботы об окружающем мире". Спасибо, голос!