Конкурсы для педагогов и детей

Учебно-методический комплект для дошкольников по Урало-сибирской росписи

Учебно-методический комплект "Приобщение старших дошкольников к Урало-Сибирской росписи"
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Описание материала: Учебно-методическое пособие предназначено для воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста. Представляет пояснительную записку, раскрывающую систему ознакомления дошкольников с Урало-сибирской росписью. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям дошкольников. В следующих моих разработках будут предложены дидактические игры и рабочая тетрадь по этой теме.

Почти двести пятьдесят лет существует уральская народная роспись. Яркий, неувядающий уральский букет цветёт на лаковых подносах, шкатулках, прялках, бураках, потолках, стенах, дверях деревянных изб, даря людям радость и хорошее настроение.
Предметы уральской декоративной росписи – это уникальные произведения народных умельцев, которые хранятся не только в музеях Екатеринбурга и Свердловской области, но и в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Урало-Сибирская роспись – одна из интересных народных росписей. Из поколения в поколение передаются не просто приёмы ремесла, а мировоззрение народа, его духовная культура. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание этой росписи. Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся нравственно чище, благороднее. Испытание радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, попытаться сделать прекрасное своими руками.
Для уральской росписи по дереву характерно применение цветных фонов (оранжево-красных, голубо-синих, зелёных, реже – белых и чёрных). Фон позволяет достигнуть звучности росписи, применять разбел. Роспись выполнялась масляными красками (а дети, подражая уральским умельцам, рисуют гуашью), набирая на кисть одновременно две краски. Кистью проводят таким образом, чтобы белила были на внешнем крае мазка или по контуру мотива, благодаря чему получается живописный переход от разбелённого цветка к белому контуру. В этом и заключается отличие Уральской росписи от других видов русской свободной росписи.
Мотивы росписи – фантастические лазоревые цветы, напоминающие розу, шиповник, колокольчик, астру, плоды шиповника, смородины, рябины, черёмухи, всевозможные листья. Встречаются изображения птиц и зверей, человека, домашних животных.
Приписки и травки в уральской росписи по дереву играют подчинённую роль, но, всё же, объединяют мотивы в компактные букеты или плотную веточку, венок, гирлянду. Рисуют роспись плоскими кистями, набирая краску на левый края, а на правый – белила. Держание кисти особенное, им надо овладеть. Кисть, лежащая в трёх пальцах (указательном, среднем, безымянном) правой руки, как бы прокатывается по ним большим пальцем. Для объяснения детям даётся образное сравнение – кисточка «пляшет» в пальцах, крутится, наклоняется в ту сторону, где набраны белила.

Цель пособия: создать условия для развития общекультурной компетенции у дошкольников в процессе приобщения их к художественному промыслу Урала.

Задачи: познакомить с историей появления уральской росписи, создать условия для практического освоения приёмов уральской домовой маховой росписи. Учить выполнять традиционные элементы уральской кистевой росписи приёмом «разбела». Развивать эстетический вкус ребёнка, учить видеть красоту росписи, плавность линий, изящество завитков, ритмичность рисунка, пробудить любовь к изобразительному искусству. Развивать коммуникативную культуру через выражение своего мнения о красоте и значимости данного вида искусства в культуре народов региона. Содействовать пониманию декоративно-прикладного искусства Урала как неотъемлемой части духовной культуры народа, связанной с бытом, обычаями, традициями, осознанию его уникальности, поэтичности. Воспитывать у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и своей сопричастности к культурному наследию предков.

Интегративные качества, которые ребенок приобретает в процессе приобщения к художественному промыслу Урала:
• имеющий первичные представления о культурных ценностях Урала (общие представления об основных традиционных ремеслах, промыслах Среднего Урала, знания об истории возникновения росписи, о характерных особенностях (элементы узора, цветовая гамма) и технике росписи, материалах и технологии производства изделий народного декоративно-прикладного искусства и их назначении;
• любознательный, активный (проявляет интерес к художественно-эстетической стороне жизни человека на Урале в прошлом и настоящем, выражает желание приобщаться к своей национальной культуре, переживает радость экспериментирования и открытия нового
• эмоционально отзывчивый на произведения декоративно-прикладного искусства, музыкальные и художественные произведения (проявляет потребность в творческом самовыражении, умение выразить эмоциональное состояние в изображении чувство восхищения достижениями человечества;
проявляет чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края);
• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (практически применяет знания о промысле уральской домовой росписи в разных видах деятельности (речевой, изобразительной, трудовой, игровой, коммуникативной);
• овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для выполнения традиционных элементов уральской кистевой росписи.
Содержание работы с детьми:
Ознакомление с историей возникновения искусства бытовой росписи на Урале – предметы быта из дерева (прялки и швейки, шкатулки, кадки и коромысла, вальки, подсвечники и др.), бересты (бураки-туеса, набирухи), особенностями росписи (элементы росписи, цветовое и композиционное решение).
Освоение техники исполнения графических элементов (украешков, поясков-отводок, приписок), живописных элементов (разживки, подмалевки).
Обучение приемам выполнения растительных мотивов росписи, приемам работы кистью. Копирование простых композиций плоскостных изделий. Составление композиций по мотивам уральской росписи.

Непосредственно образовательная деятельность:
Вид деятельности «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»
• Расписной уральский дом
Познакомить с историей возникновения и распространения уральской домовой росписи; закономерностями построения домовых росписей; изобразительными мотивами (растительными, животными, бытовыми)
• Знакомство с уральской народной росписью бытовых предметов
Познакомить детей с росписью предметов быта уральской избы. Формировать восхищение мастерством красильщиков, уважение к людям труда.
• ВИДЕОэкскурсия Украшение уральской народной росписью крестьянских домов.

Вид деятельности «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ»
• Уральская изба.
Расширять знания детей о культуре и быте населения Урала. Познакомить с особенностями построек деревенских изб, их украшениями. Развивать умение графически изображать здания и придумывать украшающие детали.
• Мотив «Листок» Дидактическое упражнение.
Формирование теоретических знаний и закрепление практических навыков мотива «листок». Обучение последовательности выполнения подмалевка, разживок, умению набирать на кисть две краски.
• Мотив - цветы. Дидактическое упражнение.
Формировать представление о разных вариантах изображения цветка. Развивать внимание, понимание симметричного выполнения узора. Обучение умению выполнять вращательные движения кистью.
• Ставенки расписные.
Продолжать знакомство с основными особенностями уральской народной росписи, прививать любовь к родному краю, развивать эстетический вкус. Дать возможность детям проявить творчество, фантазию в украшении теремка, росписи его ставенок. Развитие умений составлять композицию на разных геометрических формах.
• Урало-сибирские птицы.
Формирование теоретических знаний и закрепление практических навыков рисования мотива «цветок».
• Жилище наших предков.
Продолжать формировать представления детей об Урало-Сибирской росписи и ее характерных особенностях. Закреплять и расширять знания детей о строительстве жилища и местах проживания на Урале. Способствовать развитию познавательных процессов личности ребенка. Развивать аналитические способности детей на основе сравнения двух росписей - Городецкой и Урало-Сибирской.

•День рождения Домовёнка. (Итоговое)
закрепить представление об основных композициях уральской росписи (куст, венок, гирлянда); изобразительных мотивах (растительный, животный). Составить собственную композицию, используя знакомые элементы (цветы, листья, птички).

Нерегламентированная деятельность (совместная, самостоятельная)
• Сюжетно - ролевая игра «Дом».
Познакомить детей с обстановкой Уральской горницы. Дать понятие о семье.
• Сюжетно - ролевая игра «Уральская горница».
Формировать представления детей о печке, домашней утвари (сковородник, кочерга), предметах посуды (чугунок, сковорода), их назначение.
• Сюжетно - ролевая игра «Колыбель в горнице».
Познакомить детей с колыбелью, ее назначением, колыбельными песнями. Развивать умения использовать их в игровой деятельности по назначению.
• Дидактическая игра «Домино».
развивать интерес к урало-сибирской росписи, выделять детали узора; развивать внимание, выдержку.
• Дидактическая игра «Композиция в уральской росписи».
Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения. Развивать у детей навыки составления узора, чувство ритма, цвета.
• Дидактическая игра «Лото».
Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, желание самим создавать подобные узоры. Упражнять в классификации предметов.
• Дидактическая игра «Парочки».
Закреплять у детей представления об Урало-сибирской росписи, элементах, ее составляющих. Развивать память, внимание.
• Дидактическая игра «Собери узор».
Развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту. Развивать внимание, умение чувствовать симметрию в композиции.
• Дидактическая игра «Составь орнамент».
Воспитывать интерес к урало-сибирской росписи, формировать умение составлять узор из отдельных элементов, соблюдая правила построения композиции: ритм, симметрия, повторяемость, встраиваемость изображения в предложенную форму, сочетаемость цвета фона и элементов узора.
• Упражнение «Цветочный хоровод венка».
Познакомить с принципами построения узора в круге. Обучение технике исполнения листка-перчика. Развитие умений составлять композицию по образцу.
• Упражнение «Птички из сказки».
Знакомить с изображением птиц в композициях уральской росписи (золотой петушок, фазан, совушка, синяя птица). Развитие умений в написании райской птицы с различными вариантами приписок. Развитие умений сочинять композицию в круге (овале, квадрате, прямоугольнике).
• Сочинение сказки про свою птичку
Упражнять в словотворчестве, описывая историю своей птички.
• Выполнение подарка бабушке: «Украсим разделочную доску»
Развитие понятий о принципах построения симметричной композиции в прямоугольнике. Развитие умений составлять собственный вариант симметричной композиции.
• Дидактическая игра «Узнай по узору».
Определить место изготовления, по характеру форм и росписи.
• Выставка детских работ.
• Оформление групповой комнаты к празднику детскими рисунками.
• Творческие работы детей по тематике «Добрых рук мастерство».
• Игра «Магазин посуды». Описать предмет, который хочешь купить.
• Рассматривание книг, иллюстраций об уральской росписи
• Рассматривание изделий разных промыслов. Сравнительная характеристика художественного оформления.

Вид деятельности «КОММУНИКАТИВНАЯ»
Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу.

Условия и средства:
- Слайды, видеоэкскурсии, видеофрагменты выполнения мазка и составления композиции, иллюстрации уральской росписи;
- Произведения, расписанные уральской росписью;
- Крестьянская роспись. Пособие. – Свердловск. Дом фольклора, 1999.
- Схемы последовательности выполнения росписи, схемы построения орнаментов (симметричного, центрического, асимметричного).
- Рабочая тетрадь для индивидуальной работы, которая позволяет расширить знания детей о характерных особенностях и технике Урало - сибирской росписи, её символике и назначении, совершенствовать изобразительные и технические навыки и умения детей в рисовании элементов. А также в качестве диагностического пособия по усвоению материала детьми.

Мониторинг.
Содержание результатов включает проверку сформированности у дошкольников представлений об Уральской домовой росписи, эстетических знаний, художественно-графических умений и навыков, творческого опыта.

Методы диагностики:
• Наблюдение за проявлением любознательности, активности.
• Наблюдение за проявлением эмоциональной отзывчивости.
• Беседа по выявлению сформированности представлений о промысле.
• Оценивание продукта творчества.

Контрольные параметры наблюдения:
• Имеет представление представления об основных традиционных ремеслах, промыслах Урала, знания об истории возникновения росписи, о характерных особенностях (элементы узора, цветовая гамма) и технике росписи.
• Составляет узоры по мотивам уральской народной росписи.
• Проявляет интерес к изделиям народных мастеров, уважение к народным
умельцам, желание им подражать и создавать свои композиции.
• Практически применяет знания о промысле уральской домовой росписи в разных видах деятельности.
• Эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства

Метод диагностики - беседа:
1.Почему уральскую роспись называют «домовой», «маховой»?
2. Почему горницу называли «расписной», «крашеной»?
3.В какой местности сейчас собраны и экспонируются предметы с уральской
домовой росписью?
4. Как называли в старину мастеров, которые выполняли роспись?
5. На каких бытовых предметах чаще всего была выполнена роспись?
6. Какие элементы составляли узор росписи?
7. На каком фоне и какими красками выполнялась роспись?
8. Какова особенность приёма нанесения красочного мазка?
8. Продолжается ли традиция росписи в наше время, на каких предметах?
Форма: итоговое занятие «День рождения Домовенка».

Параметры оценки детских работ:
• уровень самостоятельности в выполнении работы;
• использование художественно-графических средств;
• оригинальность в работе;
• правильность выполнения элементов и мотивов росписи;
• аккуратность.

Методическое обеспечение:
Литература:
- Барадулин В.А. Уральский букет. - Свердловск, 1987.
- Барадулин В.А. Народные росписи Урала и приуралья. – Ленинград, 1988.
- Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте, металлу. – Свердловск, 1982.
- Шигина А.Н. Белая горница. – Свердловск, 1985.
- Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника. – Свердловск, 1988.
Художественная литература:
- Солодухин В. Цветы.
- Геппель Т. «Венок».
- Гете И. «Цветы».
- Сказки о птицах счастья (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»).
- Бедник Н. Цветы на подносе. – Л. Мей «В низенькой светелке».
- Балдина Т. Рябина.
- Лепихина Т. «Волшебное зеркало».
- Федотов Г. Узоры разнотравья.

Музыкальные произведения:
- Уральская народная песня «Ты шкатулка моя», «Возле нас зеленый сад», «Ой, вы кумушки, мои подруженьки», «Веночек, мой веночек», «Усень, усень», «Вдоль по речке, по Самарке», «Птичка, ты пташечка» «Как у нас-то в мастерской», «Возле нас зеленый сад», «Уж ты Веснушка-весна», «По лужку было лужочку», «Уж ты прялица, ты коковица» (в обработке Н.Голованова).
- Уральские частушки, Шайтанская песенная кадриль.
- Чайковский Н. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; Р. Корсаков «Золотой петушок», тема из оперы.
- Шутов И. «Уральская рябина», «Урал».

Рекомендуем посмотреть:

Олимпийские сувениры своими руками Конспект НОД по декоративному рисованию. Старшая-подготовительная группа Дидактические игры по приобщению старших дошкольников к Урало-Сибирской росписи Дидактические игры по приобщению детей 5-7 лет к Урало-Сибирской росписи

Похожие статьи:

Конкурс для педагогов на Лучшую методическую разработку

Участник №54 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Дидактические игры по приобщению старших дошкольников к Урало-Сибирской росписи
Опубликовано: 683 дня назад (25 января 2015)
Просмотров: 3031
+5
Голосов: 5
Ольга Третьякова # 25 января 2015 в 17:17 0
Очень познавательно ))) никогда с такой росписью не сталкивалась... попробовала изобразить следую вашему описанию - оказалось это действительно не так легко))) Будем учиться))
Елена Николаевна Лебедева # 25 января 2015 в 17:49 0
Спасибо за внимание, мастер-класс по выполнению росписи размещу чуть позже.
Сидорова Зоя Григорьевна # 27 января 2015 в 16:05 0
Елена Николаевна! Методическое пособие, которое Вы опубликовали, даёт возможность знакомить с историей уральской росписи, учить выполнять традиционные элементы уральской кистевой росписи приёмом «разбела», развивать эстетический вкус ребёнка. Изучение и разбор составляющих элементов любой народной росписи позволяет научить детей видеть красоту народного творчества, уметь вычленять элементы росписи, использовать их в своих работах. Таким образом, мы воспитываем умение видеть красоту росписи, воспитываем уважение к творчеству народных мастеров. Всего вам доброго, голос!
Зоя.