Конкурсы для педагогов и детей

Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор:Пономаренко Критсина Юрьевна,воспитатель МБДОУ№6 г.Южно-Сахалинск
Особенно важным этапом в развитие каждого ребенка является дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте происходит стремительная подготовка к школе. В наше время у школы достаточно высокие требования при поступлении. Ребенок должен иметь довольно обширные знания об окружающем нас мире, уметь считать, читать, писать. Однако, для овладения этими навыками необходим чтобы познавательная сфера и речь ребенка находилась на уровне выше среднего. За последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, что, равным образом, отрицательно отражается на процессе подготовки к школе, а в бушующем, и на сам процесс обучения и личности ребенка. Нарушения речи у детей, как правило, сопровождаются несформированностью других психических функций, среди которых важнейшее значение имеет память.
Несмотря на то, что проведенные в свое время исследования памяти у детей с общим недоразвитием речи (Л.И. Белякова, 1991; И.Т. Власенко, 1996; О.Н. Усанова, 1991; Ю.Ф. Гаркуша, 1991), проблема развития и коррекции слухоречевой памяти при нарушениях речи у детей дошкольного возраста представлена недостаточно широко.
Данное обстоятельство определило цель и задачи предпринятого исследования. Для анализа факта дидактической игры как средства коррекции слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи были использованы такие методы исследования, как: Психодиагностический метод: «10 слов» А.Р. Лурия (Модификация Т.П. Артемьевой); Методика парных ассоциаций М.У. Калкинса «Запомни пару», анкетирование родителей. Испытуемыми выступили 28 воспитанников с общим недоразвитием речи. (1,2,3 уровня.). МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 6. В составе экспериментальной группы 14детей: 10 мальчиков (71%) и 4 девочки (29%). В составе контрольной группы также 14 детей:8 мальчиков (57%) и 6 девочки (43%).
В соответствии с планом исследования на первом этапе было проведено обследование уровня слухоречевой памяти у детей. Результаты показывают, что в экспериментальной группе по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено равное количество процентов-29% с очень низким и низким уровнем развития слуховой памяти,42 % - со средним, 0% - с высоким. По результатам диагностики долговременной слуховой памяти по методике А.Р. Лурия было выявлено 64% дошкольников с низким уровнем развития слуховой долговременной памяти, 36% - со средним,0%-с высоким. И наконец, констатирующий эксперимент показал, что среди дошкольников с общим недоразвитием речи 36% детей имеют очень низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти, 14% - низкий, 42% - средний, 6%высокий.

Рис. 1. Диаграмма процентного соотношения слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Показатели развития слухоречевой памяти в контрольной группе значительно не отличаются от таковых в экспериментальной, что было подтверждено t-критерием Стьюдента и позволило одну из групп принять за контрольную.
По методике «10 слов» А.Р. Лурия в контрольной группе было выявлено 29% с очень низким уровнем развития слуховой памяти, 21% - с низким уровнем,36 % - со средним, 14% - с высоким. По результатам диагностики долговременной слуховой памяти по методике А.Р. Лурия было выявлено 71% воспитанников с низким уровнем развития, 21% - со средним,0%-с высоким. И наконец, среди дошкольников с общим недоразвитием речи 36% детей имеют очень низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти, 29% - низкий, 29% - средний, 6%высокий.

Рис. 2. Диаграмма процентного соотношения уровня слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
На втором этапе исследования (ноябрь 2014г. – декабрь 2014г.) реализовывалась программа по развитию слухоречевой памяти с использованием дидактических игр.
Предварительно была проведена работа с родителями, включающая в себя анкетирование «Роль игры в жизни ребенка», «Через развитие памяти, путь к успеху будущего школьника», в результате которого был сделан вывод о том, что родители недостаточно компетентны в вопросах слухоречевой памяти и ее развития.
Учитывая результаты на первом этапе эксперимента и анкетирования, нами были подобраны дидактические, направленные на развитие слухоречевой памяти.
Работа проводилась с детьми по 5-7 человек в подгруппах, 2 раза в неделю дня на протяжении всего месяца, всего 8 занятий. Каждое занятие длилось не более 30минут.
После проведения коррекционно-развивающей программы была повторно проведена диагностика уровня сформированности слухоречевой памяти с помощью тех же методов, примененных на констатирующем этапе. (январь 2015г).
Результаты диагностики на заключительном этапе показали, что в экспериментальной группе по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено 6% дошкольников с очень низким уровнем развития кратковременной памяти, 21% - с низким уровнем,30 % - со средним, 37% - с высоким,6% с очень высоким уровнем. По результатам диагностики долговременной слуховой памяти по методике А.Р. Лурия было выявлено, что у половины (50%) испытуемых низкий уровень развития, тогда как у второй половины 44% - со средним, и всего 6%-с высоким уровнем. И наконец, заключительный эксперимент показал, что среди дошкольников с общим недоразвитием речи 12% детей имеют очень низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти, 6% - низкий, 50% - средний, 26%высокий.

Рис. 3. Диаграмма процентного соотношения уровня слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, после проведения коррекционной работы.
Аналогичные данные получены и по контрольной группе.

Рис. 4. Диаграмма процентного соотношения уровня слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, после проведения коррекционной работы.
Для того, чтобы определить достоверность динамики развития слухоречевой памяти детей с общим недоразвитием речи в экспериментальной и контрольной группе после проведения коррекционного воздействия был использован T-критерий Вилкоксона. Расчеты критерия продемонстрировали, что числовые показатели кратковременной и смысловой памяти до и после коррекционной работы отмечены положительным сдвигом при отсутствии значимых изменений в развитии долговременной памяти.Значимые различия в значениях признаков (кратковременная и смысловая память) в контрольной и экспериментальной группе на заключительном этапе были также установлены критерием Стьюдента (t = , p≤0,01), в то время как различий в развитии долговременная память не выявлено.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что дидактическая игра является неотъемлемой частью жизни ребенка и как средство коррекции достаточно хорошо влияет на динамику слухоречевой (кратковременной и смысловой) памяти. Так как, дошкольники экспериментальной группы превосходят контрольную группу. Развитие слухоречевой памяти в кратковременном и смысловом звене у детей с общим недоразвитием речи, показывает эффект в процессе дидактических игр, при соблюдении общих и специальных условий: систематичность, учет возраста и индивидуальных особенностей детей, стимулирование коммуникативной активности детей, учет специфики и глубины речевого дефекта, влияние сопутствующих расстройств.
Тщательная проверка причин такого результата, таким образом, служит основанием для организации дальнейших исследований.
Литература
1.Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений: Учебное пособие. Самара, 2005. Изд-во «Универс-групп», 2005.120 с
2.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально-развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М.: 1991. 370 с.
3. Богуславская З.М. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: 1966.352 с.
4.Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: АСТ.2008. 646 с.
5.Ишимова О.А. Худенко Е.Д. Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей. Практикум; М.: Просвещение, 2009.136с
6.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: 2000.426с

Рекомендуем посмотреть:

Использование дидактической игры на уроках письма в коррекционной школе Дидактические игры для дошкольников. Виды Развитие регулятивных УУД у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Профилактика нарушений зрения и осанки в семье
Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 627 дней назад (24 марта 2015)
Просмотров: 1586
+3
Голосов: 3
Анна Викторовна Михеева # 11 апреля 2015 в 03:34 +1
Очень интересная статья и на сегодняшний день очень актуальна. Действительно у детей слухоречевая память на очень низком уровне. Многие дети не умеют слышать и слушать, что в школе очень важно. А дидактическая игра-это и интересно детям и полезно. Голосую
Ирина Ивановна Гончарова # 16 сентября 2015 в 23:12 0
Здравствуйте! Дидактические игры занимают значительное место не только в обучении детей с общим недоразвитием речи. В обучении слабослышащих дошкольников дидактическая игра заявлена полноценным занятием. Трудно переоценить роль игры во всестороннем развитии ребенка. Приведенные Вами цифры это доказывают. Примите голос.