Конкурсы для педагогов и детей
Конкурсы для педагогов и детей

Театрализованная деятельность в детском саду

Из опыта работы по театрализованной деятельности
Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом.
За время работы в детском саду ещё ни разу не слышала от детей отказа от участия в театрализованных играх. Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности. Это и режиссёрские игры и игры- драматизации. Они позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.
Индивидуальное выполнение различных творческих заданий в игровой форме приводит к простейшим умозаключениям, помогает детям самостоятельно проводить анализ выполненной работы, сравнивать и сопоставлять сюжеты и постановки. Мой опыт работы показал, что театрализованную деятельность можно использовать во всех возрастных группах, как на занятиях, так и вне них. В самостоятельной художественной деятельности, в предварительной и индивидуальной работе с детьми, в разной сфере деятельности детей.
Театрализованные игры включают в себя:
-действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками);
-непосредственное действие по ролям
-литературная деятельность: проявляется в виде диалогов и моно¬логов от лица персонажей литературных произведений; -изобразительная деятельность носит характер пространственно-изобразительной, оформительской, дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
-музыкальная деятельность: исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т. д.
Свою работу по театрально-игровой деятельности планирую заранее, подбираю материал соответствующего содержания, ставлю перед собой педагогические задачи, целью которых является формирование творческих способностей детей. Помогаю детям органи¬зовать деятельность, объединиться в небольшие творческие груп¬пы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.
Театрализованные игры планирую ежедневно в самостоятель¬ной игровой деятельности. Однако, для того, чтобы дети могли играть сами, ещё в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью взрослых знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
В работе с детьми младшего возраста использую песенки,
потешки, скороговорки. С их помощью учу детей сочетать слова и движения, выполнять ритмический рисунок. Например, игра «Ла¬душки-хлопушки». Детям задаются вопросы, а они отвечают, со¬провождая слова имитирующими движениями. (Хлопают левой ла¬дошкой о правую, потом правой о левую).
«Ладушки-хлопушки,
Где вы бывали?
Много ли работали?
Да!
Что делали?
Рылись в песочке,
Клали пирожочки.»
Для оживления игр с пальцами изготовила пальчиковый театр.
Персонажи пальчикового театра делаются из бумаги, картона, ткани, вяжутся крючком. Это миниатюрные фигурки, которые надеваются на пальцы. С помощью таких игрушек обыгрываю с детьми ряд стихотворений и потешек.
Например:
«Этот пальчик-дедка,
Этот пальчик-бабка,
Этот пальчик-папенька,
Этот пальчик-маменька,
Этот наш малыш
Зовут его (называется имя ребёнка).
Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
При подборе театрализованной игры следует использовать хорошо знакомые детям произведения, обязательно содержащие диалог. Например, «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька» А. Барто, «Перчатки» С. Маршака, русские народные сказки. Для обыгрывания более сложных произведений подбираю иллюстрации, слайды, грамзаписи, использую фланелеграф.
Выбранное произведение читаю с установкой на последующее его обыгрывание. После чтения задаю вопросы, которые помогают воспроизвести последовательность действий, характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, весёлые, хотят жить дружно, а медведь сердитый.
Если произведение большое, можно поделить его на части. Например, сказка «Лиса, заяц и петух» разделена на три части. Разучив с детьми первую часть, предлагаю построить лубяную и ледяную избушки и обыграть этот эпизод.
Работаю с детьми индивидуально или небольшой подгруппой. Каждый ребёнок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включаться в действие. Поэтому повторяю с детьми пересказ произведения в ли¬цах.
При организации театрализованных игр обращаю внимание на выразительность речи. Учу управлять силой голоса, тембром,
После разучивания текста начинаю работать с детьми над движениями. Учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем по¬нравиться). Предлагаю детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей. Если при распределении ролей возникают споры, использую считалочки.
Неотъемлемой частью театрализованной деятельности являются несложные атрибуты, куклы, элементы декораций, костюмы. В средней группе атрибуты подготавливаю сама, а в старших привлекаю к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций детей и родителей.
Игрушка немаловажный спутник жизни детей. Умная, яркая, она способствует гармоническому развитию ребёнка, воспитанию нравственных чувств, эстетического вкуса, первичных социальных интересов. Но особенно привлекают детей игрушки, изготовленные руками взрослых: воспитателей или родителей. Так, проводя соб¬рание для родителей, затронула эту тему, и родители с большим удовольствием откликнулись на мою просьбу и помогли сшить ряд кукол «бибабо». Способ их действия заключается в том, что их надевают на руку. На указательный палец надевается головка куклы, а большой и средний пальцы служат кукле руками. Обычно для таких игрушек шьются платья, украшенные некоторыми элементами. Например, пришивается к платью кармашек, фартучек, поясок. Головки могут быть изготовлены из разных материалов: вырезаны из поролона, слеплены из бумажной массы, сшиты из ткани, сделаны из папье-маше.
С помощью родителей изготовили ширму. Сначала для проведения спектаклей привлекла других воспитателей, чтобы дети увидели, как нужно обращаться с куклами. Затем начала привлекать детей по подгруппам (3-4 человека) для знакомства с техникой управления куклами. Когда дети научились свободно управлять куклой, начали приглашать малышей для просмотра поставленных спектаклей. Это «Теремок», «Репка», «Три поросёнка» и т. д. Такие постановки вызывают у детей интерес. После спектаклей дети дол¬го отражают свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки.
После спектаклей дети обмениваются впечатлениями, раскры¬вают замысел автора - побеждает дружба, искренность, справедливость, правдивость, доброта.
Для таких постановок привлекаю стеснительных детей, для приобретения уверенности в себе. После спектаклей речь детей становится чёткой, яркой, интонационно выразительной. У детей возникает желание постоянно принимать активное участие в поста¬новках.
Большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек самими детьми. С огромным желанием и старанием мастерят старшие дошкольники эти игрушки и используют их в театрализованной деятельности. Детей старшего возраста привлекла к изготовлению фланелеграфа. Сначала я предложила ребятам нарисовать на тонком картоне фигурки, затем вырезать их и на обратную сторону наклеить кусочек фланели. Плотный картон обтянула тканью—получился экран. Таким образом, с помощью детей оформила сказки: «Журавль и лиса», «Колобок», «Заяц Хваста», «Кот, лиса и петух. Дети с удовольствием самостоятельно рассказывают сказки с показом на фланелиграфе.
Очень нравиться детям мастерить конусные игрушки—это сказочные персонажи, фигурки животных и людей, декорации. С помощью конусного театра удобно моделировать развитие сюжета по своему усмотрению. Дети могут самостоятельно придумывать конец базовой сказки или придумать свою сказку с уже знакомыми персонажами. На основе конусных игрушек с помощью детей изготовили такие сказки: «Семеро козлят», «Три Порасенка», «Красная шапочка», «Репка». Для проявления самостоятельной творческой деятельности в группе в доступном месте оформлен уголок «Детский театр».
Дети в свободное время самостоятельно моделируют рассказы, сказки, стихи и показывают их друг другу.
На формирование личности ребёнка влияние кукольного театра огромно. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчи¬выми, сдержанными, собранными. Так как, находясь за ширмой, они должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уступить у ширмы друг другу место, не споря и не толкаясь, уметь подавать свою реплику вовремя и эмоционально.
Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоцио-нальному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек" Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ
Опубликовано: 288 дней назад (5 февраля 2014)
Просмотров: 1678
+14
Голосов: 14
загрузка...
Александр Семенович Жбанов # 6 февраля 2014 в 14:47 +7
Татьяна Геннадьевна, я всегда считал труд воспитателей дошкольных учреждений самым тяжелым в образовательной системе. Сколько нужно умения, а еще больше терпения в работе с малышами , плюс к этому нужен подход не только ребенку, но и родителям.То что Вы делаете, Ваша театрализованная деятельность говорят о том, что у Вас все замечательно, Вы творчески походите к своей работе, это самое главное! Вы МОЛОДЕЦ!!! Спасибо! Ставлю+!
Татьяна # 6 февраля 2014 в 18:58 +4
Огромное спасибо за содержательный отзыв, согласна с вами терпение необходимо в нашей профессии, детей дошкольного возраста необходимо заинтересовать, поэтому наша работа строиться на творчестве.
Ольга Михайловна Подгорных # 9 февраля 2014 в 06:33 +3
Согласна с Вами, что театрализованные игры очень нравятся детям и к тому несут большую воспитательную и развивающую роль в гармоничном  развитии личности ребенка. Это все ясно прослеживается в Вашей работе. Содержательный, положительный опыт, который несомненно будет полезен начинающим педагогам. Удачи Вам в дальнейшем!
Татьяна Геннадьевна Круталевич # 11 февраля 2014 в 09:54 +2
Спасибо за добрые слова, буду рада если мой опыт пригодится в работе педагогам.
Валентина Андреевна Пищулина # 15 февраля 2014 в 00:13 +2
Очень близкая тема для меня.Я часто в своей работе использую театрализованные игры и импровизацию.Ваш материал я думаю будет очень полезен многим педагогам. Желаю творческих успехов Вам.
Ирина Юрьевна Хохлова # 16 февраля 2014 в 15:46 +2
Материал очень подробный и полезный. Голос!
Татьяна Геннадьевна Круталевич # 24 февраля 2014 в 08:17 +2
Огромное спасибо!!
Ирина Геннадьевна Крикунова # 24 февраля 2014 в 23:05 +2
Татьяна Геннадьевна, полностью согласна с Вами по поводу пользы театрализованных игр. На своем опыте убедилась в их эффективности. "Открытием" для меня стали куклы "бибабо", о которых Вы рассказали. Не знала, что они так называются. Примите мой голос.
Татьяна Геннадьевна Круталевич # 25 февраля 2014 в 08:40 +2
Ирина Геннадьевна, спасибо за голос.
Наталья Александровна Цибизова # 9 марта 2014 в 20:42 +1
Татьяна Геннадьевна,Вы совершенно правы, ребёнок дошкольного возраста может проявлять творчество в осваиваемых им различных видах деятельности. Игра - естественный для ребёнка вид деятельности.  Музыкально- театрализованная игра всесторонне обогащает опыт ребёнка, активизируют его интерес к искусству, развивают творческие способности. Ваш материал ещё раз доказывает эту истину. Это необходимый и важный труд педагога-дошкольника. Удачи и успехов Вам в работе!
Татьяна Геннадьевна Круталевич # 20 апреля 2014 в 09:00 +1
Огромное спасибо!
Танзиля Рамазановна Усманова # 30 апреля 2014 в 22:17 +1
Я полностью согласна с вами!Когда в Магнитогорске работала,я раскрывала эту тему и защитилась на высшую категорию.
Дилара Минулловна Бирюкова # 28 мая 2014 в 18:50 0
Татьяна Геннадьевна, хороший материал, думаю что он будет полезен для педагогов,т.к. театральная игра, не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Голосую.