Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Начальные упражнения для воспитания цепкости пальцев пианистов

Опыт работы преподавателя ДШИ. Начальные упражнения для воспитания цепкости пяльцев маленьких пианистов
Для формирования у маленького пианиста правильного звукоизвлечения, необходимо с ранних уроков уделять внимание цепкости пальцев. Эта проблема всегда должна быть во внимании и первоочередности у преподавателя.
Как показывает практика, эта задача одна из сложных моментов в организации пианистического аппарата у начинающих пианистов. Поэтому воспитанию цепкости и чуткости концов пальцев (ногтевых фаланг) нужно уделять внимание с первых уроков.
Обычно, чтобы избежать скованности, зажатости пианиста с первых ша¬гов приучают к свободным широким движениям всей руки от плеча. Таким об¬разом. первые пианистические движения связаны с извлечением отдельных зву¬ков, то есть с различными видами игры non legato.
Уже с самых первых пьес нужно исполнять точными, конкретными указанными движениями, причем преподаватель должен стараться сразу же фиксировать внимание ученика на достижении полноты, глубины извлекаемых ребенком отдельных звуков.
Не отрицая правильности указанных игровых приемов, следует, однако, отметить их некоторую ограни¬ченность, односторонность, ибо данные способы звукоизвлечения не предъявля¬ют требований к цепкости, плотному прикосновению «подушечки» ногтевой фа¬ланги пальца, чуткому осязанию «дна» клавиши. Ведь конец пальца в указанных спо¬собах игры выполняет функции опоры. Он должен не сгибаясь выдержать вес вышележащих частей руки. Сам же момент контакта пальца с клавишей обычно учеником (а часто и педагогом) не контролируется, так как необходимый харак¬тер звучности (чаще всего полнозвучие) обеспечивается весом, замахом, силой всей руки.
Таким образом, если не обращать пристального внимания прикосновению кончика пальца к клавиатуре - у учащегося не вырабатывается слуховая и физичес¬кая ориентация на ногтевую фалангу (конец пальца), не возникает «чувство кон¬ца пальца» как «органа речевой артикуляции» в пианизме.
При переходе к игре легато учащиеся часто прибегают к формальному сое¬динению звуков, а не цепкими, слегка поднимающимися пальцами. Отсутствие цепкости ногтевых фаланг пальцев закрепляется в практике игры на инструменте и превращается в пианистический дефект: громкая звучность достигается давле¬нием на пальцы, что снижает их беглость, пиано же становится неозвученным, вялым, поверхностным.
Как уже говорилось выше, ногтевые фланги пальцев выполняют при игре на фортепиано как бы «речевые» функции. Поэтому воспитание столь важного пианистического навыка, как способ прикосновения ногтевой фаланги пальца ко «дну» клавиатуры (а ведь многие учащиеся ассоциируют звучание с незвучащей поверхностью клавиши), необходимо развивать с первых уроков игры на фортепиано.
Первое игровое упражнение для выработки ощущения цепкости пальцев ученик может выполнять стоя у стола. Преподаватель рассказывает сказку о том, как десять принцев (или любых персонажей) — десять пальцев, пришли в гости к королеве и хором поздоровались. Вышло так громко, что королева испугалась. Тогда принцы решили, что, придя в гости, все будут только молча кланяться, а двое с одинаковыми именами — «вторые» или «четвертые» — от имени всех вслух поздороваются. Сначала нужно показать ученику, как правильно выполнить это упражнение-игру. «Принцы приготовились к поклону» — обе кисти поднимаются, предплечье же лежит на столе. Затем кисти снова опускаются в первоначальное положение («поклон»). Далее, по вы¬бору преподавателя или ученика, любая пара одноименных пальцев (вторые, третьи, пятые) обеих рук «произносят приветствие»: «Здравствуй, наша королева». Ногтевые фаланги делают цепляю¬щее движение, при котором сустав ногтевой фаланги образует тупой угол, но палец с места не соскальзывает.
Это движение воспринимается более точно, если преподаватель прибегает к элементам «ручного метода» обучения, т.е. покалывает движение на руке ученика: ногтевая фаланга цепким движением натягивает слегка кожу той части руки, на которой ведется показ, но не скользит по ней. Упражне¬ние выполняется поочередно всеми пальцами, и каждая одноименная пара полу¬чает оценку за «красоту» (правильность) «приветствия». Движение ногтевых фаланг можно сопровождать словесной подтекстовкой: «Здравствуй, наша королева» — одно движение движения восьмыми длительностями. Если при исполнении упражнения сустав ногтевой фаланги прогибается внутрь (проламывается), то необходимо дать какое-либо название этому «речевому де¬фекту». К примеру, прогнувшийся конец пальца «теряет голос» или «шепелявит».
Как показывает практика, дети с удовольствием и интересом принимают любые игровые версии, по¬могающие им запомнить учебные правила как условия игры. Сами часто обна¬руживают нарушение игровых правил, исправляют ошибки, самостоятельно оце¬нивают свою деятельность.
После того, как упражнение два-три раза выполнено на столе, оно перено-сится на инструмент. Кисть легко кладется на клавиатуру (основание ладони ле¬жит на белых клавишах). По собственному выбору или заданию преподавателя ученик «здоровается разными пальцами, причем правильность движения теперь уже связывается с характером звучности.
В следующем упражнении можно предъявлять различные требования к качеству туше: апеллировать то к цепкому, то к чуткому (нащупывающему) прикоснове¬нию. «Здороваться» можно ясным, звонким, веселым голосом. В этом случае ногтевая фаланга совершает очень цепкое движение: «подушечка» плотно при¬жимается ко дну клавиши и делает активно-цепляющее движение. Преподавателю же необходимо следить за тем, чтобы активность ногтевой фаланги не подменялась давлением руки на пальцы. При цепком прикосновении конца пальца кисть и запястье свободны, легко изменяют свое положение, что может быть проверено преподавателем, взяв руку ребенка в запястьи.
Приветствие можно произнести и тихим, нежным голосом. Для этого палец слегка выпрямляется и, подтягиваясь в направлении ладони, осторожно нащупывает звучащую поверхность. Ученик должен понять, что ошибочное исполнение создает звуковые погрешности. Выявление и исправление ошибок в уже знакомом и понятном движении позволяет достигнуть нужного звукового результата.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией
Сценарий концерта в ДШИ к празднику "1 июня - День Защиты Детей" | Музыкальная гостиная в музыкальной школе
Опубликовано: 2353 дня назад (22 ноября 2017)
Просмотров: 4746
+1
Голосов: 1
Оксана Юрьевна Первухина # 5 декабря 2017 в 19:36 0
Спасибо, Лилия Викторовна! За полезную и интересную информацию.Очень понравились игровые упражнения.Примите голос.