Конкурсы для педагогов и детей

Методика стимулирующего поощрения для развития мотивации деятельности у детей в возрастных группах от 7 до 14 лет в рамках системы дополнительного образования как одна из инноваций материализации воспитательного процесса

Методика стимулирующего поощрения для развития мотивации деятельности у детей в возрастных группах от 7 до 14 лет в рамках системы дополнительного образования как одна из инноваций материализации воспитательного процесса.
Методика стимулирующего поощрения включает в себя ряд методов и форм работы педагога для развития творческих способностей ребёнка.
Методы стимулирующего поощрения:
1 Метод направленной стимуляции (мотивации) отвечает на вопросы: зачем, почему, с какой целью осуществляется тот или иной вид деятельности ребёнка и имеет четыре градации, которые, в свою очередь, отвечают на данные же вопросы многопланово:
А) Метод морально-психологического акцента призван ответить на вышеозначенные вопросы следующим образом: «Тебе будет хорошо, удобно, весело, интересно и т.д. с нами»
Б) Метод коллективистского акцента представляет собой следующий ответ : «Ты такой, как и все, не хуже других, а может быть даже и лучше»
В) Метод статусного акцента. «О тебе узнают все и будут относиться с уважением». Данный метод особливо даёт возможность самоутвердиться ребёнку, создавая «достойную планку» для дальнейшего совершенствования.
Г) Метод материального акцентирования. Руководствуясь философскими понятиями о «базисе и надстройке» создание данного метода твёрдо опирается на материалистическую основу и зиждется на материальной заинтересованности: «Ты получишь грамоту. Тебе это необходимо для поступления в вуз на бюджет» и т.д.
Кроме методов стимулирующего поощрения крайне важно в работе с детьми использовать следующие формы деятельности по схеме дети - педагог – дети для развития творческих способностей ребёнка:
1 доверительная беседа, основывается в большинстве случаев на формуле: больше слушаю – меньше говорю, говорю самое необходимое для акцента на деятельность ребёнка.
2 творческий спор. Данная точка роботы позволяет ребёнку выдвигать и защищать свою гипотезу, а педагог в это время направляет высказывания ребёнка в нужное русло, помогая его умозаключениям приобрести форму гипотезы, тщательно поощряя его и выделяя голосом правильность используемых доказательств.
3 следующая форма деятельности педагога для развития творческих способностей ребёнка - это простой диалог, в котором приоритеты расставляются поровну и имеют классическую форму «реплика - реплика»
Апогей творческого спора – это дискуссия она же и является 4 формой деятельности педагога и ребёнка для достижения выше поставленных целей.
Хочется остановиться наиболее подробно на первом методе, так как он представляет собой более широкое понятие, включающие, так или иначе, все последующие методы и формы деятельности для стимулирующего поощрения детей и подростков.
Одна и классических форм для достижения успеха в воспитании детей – это развитие мотивации деятельности.
Мотивация – это первый кирпичик в фундаменте здания, из которого в дальнейшем будет построен «Красивый высотный дом» в виде духовно и физически развитой, гармонически совершенной личности ребёнка. «Нет интереса – нет результата» , - говорилось ещё в трудах педагогов дореволюционного периода. Знаменитый педагог Сухомлинский замечал: «Для того чтобы высечь из души ребёнка искорку пламени, нужно разжечь в нём сначала море огня». Это же высказывание подтверждает один из знаменитых педагогов всех «времён и народов» - Макаренко. Его теория воспитания методом «кнута и пряника» жива и сейчас, приобретая более усовершенствованные и адаптивные на сегодняшний день формы. Взятая за основу эта теория ещё раз подчёркивает классичность основополагающих моментов, связанных с основными философскими постулатами. Опираясь на результаты различных современных мониторингов, мы видим, что дети, которые приходят в подростковые клубы – это в основном те дает, которые, грубо говоря, недополучающие ту часть «пряника», которую как раз таки, и призваны восполнить по роду своей деятельности педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы, которые при личностном знакомстве с ребёнком, и более тесном с ним общении, имеют возможность наблюдать полную картину состояния ребёнка от духовно-нравственного и социально-психологического до физического и интеллектуального. Система поощрительного стимулирования как раз и есть тот «недостающий кусок пирога», без которого не возможно развитие мотивации, а значит и целенаправленной деятельности, в решении педагогом поставленных им задач.
В наш век инноваций и создания космических технологий материализация в обществе не даёт о себе забывать во всех сферах деятельности человека. Педагогика, как явление, носящее надстроечных характер, напрямую зависит от процессов, происходящих в обществе, в том числе в деятельности педагогов в рамках дополнительного образования.
Учитывая, что основная цель деятельности педагогов дополнительного образования – это воспитание гармоничной личности в ребёнке, создание для него комфортных социально-психологических условий для развития и т.д. Метод стимулирующего положения в каждодневной деятельности педагога дополнительного образования имеет свои особенности.
Какие бы методы и формы не избрал педагог для достижения своей цели, везде необходимо создавать такие условия, в которых у ребёнка будет возможность пробуждения интереса для реализации своих умений и навыков в процессе выполнения каких – либо задач, игр трудовой деятельности.
А теперь хочется рассказать из опыта работы в моём подростковом клубе «Товарищ» г. Губкин, Белгородской обл. Другими словами, пояснить, каким образом методика стимулирующего поощрения применяется мною лично на практике при работе с детьми.
Хочу рассказать о своём личном опыте. Я работаю педагогом – 20 лет, а педагогом-организатором в подростковом клубе – 7 лет. Хочу сообщить вам, что систему стимулирующего поощрения помогли мне придумать сами дети. Наш подростковый клуб – это отдельное «государство» со своим гимном, эмблемой, флагом, девизом. На гербе клуба как раз и изображён наш поощрительный символ в виде сердечка, наряду с другими символами, отображающими деятельность клуба.
Как появился символ.
Со времён социализма нам известна фраза: «Соревнования – путь к успеху». Когда появилось в комнате школьника много активных детей с желанием как-то себя проявить, то встал вопрос об их поощрении. Предложению вручать сердечки, как символ нашей комнаты школьника, я, как педагог-организатор, обязана детям, пришедшим и записавшимся в члены комнаты школьника в числе первых. Это Сучкова Света, Маймула Лена, Капленко Ваня, Семёнов Данил.
Кому вручать
Решением совета комнаты школьника было принято постановление о вручении сердечек, как символа клуба самым активным ребятам за разные виды деятельности (участие в конкурсе рисунков, поделок, выставок, проявление инициативы и т.д.), а по окончании месяца подводить итоги, считая самым активным тех, у кого больше всего сердечек. Но со временем в нашу деятельность были внесены некоторые коррективы. Было определено советом - давать сердечки за первые места в конкурсах, в исключительных случаях за призовые места.
По прошествии определённого времени был внесён ряд изменений советом комнаты школьника т.е., вручать поощрительные бонусы (сердечки), тем, кто давно (по различным причинам) не приходил в наш подростковый клуб в знак того, что мы всё равно с ними душой, либо вновь записавшимся детям, как дальнейший стимул их деятельности в подростковом клубе.
Как вручать
У совета комнаты школьника со временем выработался навык по вручению так называемых наград (символов сердечек, бонусов и т.п.) затем или иные успехи или старания. Если в начале нашей совместной деятельности по награждению детей, я сама, как педагог зачитывала награждающий текст на сердечке, а все дети аплодировали «герою», находясь у моего стола, то в дальнейшем на «минуте награждения» основная роль по подписи и чтению сердечек отводилась совету комнаты школьника , который успешно справлялся с этой работой. Всё это проходило в момент спада высшей активной деятельности детей (которую чувствует каждый педагог). Кроме того детям давался наказ беречь и собирать эти награды-бонусы. А кто 10 штук и принесёт все их в комнату школьника, тот получит приз (Призы собираются советом комнаты школьника в виде небольших сувениров и игрушек в качестве преемственности от поколения более старших детей). Так, у детей появляется огромный стимул для дальнейшего получения приза. Награды выдаются по степени участия детей как в запланированных мероприятиях (если подготовка большая, то ребёнок может получить сразу до 5 наград так, например, за городской конкурс «Мисс Совершенство» Потапова Ева получила 5 наград, так как конкурс состоял из пяти этапов и имел длительную подготовку), так и экспресс-мероприятиях. Советом комнаты школьника разрабатываются новые виды деятельности, за которые можно получить награды. А дети, которые давно посещают комнату школьника стремятся попасть в совет наблюдая, что главный орган имеет в клубе влиятельную позицию, в свою очередь самостоятельно получая награды за активную деятельность.
Кого и каким образом объявлять
«Мисс и Мистер комнаты школьника»
По окончании месяца мы вместе с детьми подводим итоги, выбирая самую активную девочку и самого активного мальчика, присваивая титул, например «Мисс комната школьника апрель 2012»и т.д. по количеству наград, полученных за месяц (совет комнаты школьника ведёт специальную тетрадь, куда заносит все достижения воспитанников клуба). По окончании подсчёта наград, подводятся итоги – процесс «коронации». Самые активные дети, отличившиеся ранее (могли быть мисс или мистер месяца и т.д.). Под аплодисменты надевают короны тем, кто заслужил их в этом месяце. «Короны» изготавливаются детьми по желанию, получая при этом очередные награды, о которых совет комнаты школьника упомянет в «Книге наград». Процедура «коронации» продолжает свои традиции и в конце года, когда мисс и мистер объявляются уже по итогам целого года, о чём совет так же запишет в одном из документов комнаты школьника – «Книге наград». Часто призы изготавливают сами дети, вручая их на «коронации года», получая за это очередной бонус-награду, копя их и мечтая когда- либо оказаться на месте чествуемых. Во время подобных «церемоний» попутно решаются следующие педагогические задачи:
формирование коллектива.
Воспитание здоровой конкуренции
Создание традиций в микросоциуме
Пробуждение интереса и формирования мотивации для дальнейшей деятельности детей в клубе

Считаю свою работу с детским коллективом своеобразной, интересной, нетрадиционной и продолжаю работать в данном направления, совершенствуя свои педагогические умения и навыки.

Рекомендуем посмотреть:

Немного о себе... Конспект родительского собрания в 6 классе
Опубликовано: 632 дня назад (12 марта 2015)
Просмотров: 650
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!