Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Самообразование воспитателя детского сада. Игры в развитии детей 5-7 лет

Самообразование воспитателя ДОУ: "Совместные игры на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Пояснительная записка.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей. Проанализировав опыт работы педагогов со старшими дошкольниками, мы пришли к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Актуальность данного вопроса позволила определить тему работы: «Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста»

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Непременным условием развития интеллектуальных способностей является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

Особую роль при развитии интеллектуальных способностей отводим нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Развивающие игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Цели:
- Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.
- Способствовать развитию познавательной активности детей.
Задачи:
1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать логическое мышление детей.
4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме
• посещение ООД у воспитателей своего ДОУ;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
Практический выход: выступление на ГПМО.
Перспективный план работы
Сентябрь
Работа с детьми:
- Игры на развитие памяти:
«Что исчезло?»
«Цепочка действий»
«Что изменилось?»
«Художник»
«Запомни и воспроизведи»
- Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек» (карточки-схемы)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
Выход темы:
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек.

Октябрь
Работа с детьми:
- Игры на развитие внимания:
д/и «Найди различия»
д/и «Строители»
д/и «Найди героев передачи»
д/и «Логический поезд»
д/и «Назови профессию»
д/и «Лото»
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
Работа с родителями:
консультация и материал в родительский уголок:
-Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения»

Ноябрь
Работа с детьми:
- Игры на развитие логики и мышления:
«Логические задачи для детей»
«Найди лишнее слово»
«Отвечай быстро»
«Говори наоборот»
«Сравнение предметов (понятий)
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок;
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала «Построение лестницы»)
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм»
Работа с коллегами:
Консультация для воспитателей: на тему «Развиваем логическое мышление»

Декабрь
Работа с детьми:
- Игры на развитие памяти:
«Что изменилось»
«Художник»
«Запомни и воспроизведи»
«Цепочка действий»
«Каждой вещи – свое место»
-Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
Наглядный материал в родительский уголок по теме консультации

Январь
Работа с детьми:
- Игры на развитие внимания:
«Срисовывание по клеточкам»
«Сколько чего?»
«Дорисуй»
«Зачеркни»
«Слушай сигнал»
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
Работа с коллегами:
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими играми»

Февраль
Работа с детьми:
- Игры на развитие логики и мышления:
«Кто что любит?»
«Классификация»
«Отгадывание небылиц»
«Что катится?»
«Хитрые задачи»
-Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Листик»;
- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»)
Работа с родителями:
Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».

Март
Работа с детьми:
- Игры на развитие памяти:
«Любимые открытки»
«Запомни рисунок»
«Знакомые буквы»
«Разведчики»
«Не все пальцы умельцы»
-Работа в обучающих тетрадях по развитию логического мышления;
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Апрель
Работа с детьми:
- Игры на развитие внимание и логического мышления:
«Цветы на клумбах»,
«Я загадала.»,
«Выбери нужное»,
«Я беру с собой в дорогу»
«Сверни ленту»
- Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес»
- Игры на развитие познавательных интересов: «Задачи-шутки», «Рассыпанные буквы», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка»
- Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра»
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская игра»
Выход темы:
Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Май
Работа с детьми:
- Игры на развитие внимание и логического мышления:
«Четвертый лишний»,
«Кто кем был и кто кем будет»,
«Варианты слов»,
«Запомни-повтори»
«Продолжи узор»
- д/у с обручами (от 1 до 3, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы)
- математическая викторина «Игра в КВН»

Список литературы:
1. З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.
2. Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников.
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
4. В.В.Васина, Праздник числа. М., 1991.
5. Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой.

Рекомендуем посмотреть:

Самообразование педагогов детского сада Работа по самообразованию воспитателя детского сада по ФГОС Программа самообразования воспитателя ДОУ Портфолио воспитателя детского сада с презентацией
Проект в детском саду в 1 младшей группе. Тема «Новогодняя елочка»
Опубликовано: 147 дней назад (10 декабря 2023)
Просмотров: 187
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!