Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольников с ЗПР

Статья «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей с задержкой психического развития»
Данный материал будет полезен родителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрывается работа по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Театрализованная деятельность интегрируется в НОД, работу с родителями и самостоятельную детскую деятельность.

Цель: всестороннее развитие детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: развитие имитационных способностей, подражания. Развитие общения и сотрудничества с со сверстниками и взрослыми, формирование позитивных установок, эмоционального интеллекта.
Речевое развитие: Стимуляция активной речи детей. Формировать умение использовать средства интонационной выразительности (интонацию, силу голоса, ритм и темп речи).
Физическое развитие: формирование различных видов двигательной деятельности в процессе театрализации различных художественных произведений.

«Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы (М. С. Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский» (3)
Обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой и личностной (эмоциональная незрелость, мотивационная неготовность к школе и др.), социально-коммуникативной (нарушение социального интеллекта и др.), познавательной (нарушение произвольного внимания и памяти и др.) и двигательной (недоразвитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и др.) сфер. (2)
Театрализованная деятельность является средством всестороннего развития детей с задержкой психического развития. «Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру»(1).
Театрализованная деятельность является одним из приоритетных направлений в нашем в детском саду. Для начала мы мотивируем родителей, используем наглядные формы работы. Например, изготовили планшет, на который крепится информация о предстоящем мероприятии, предлагаются задания для семей воспитанников. Предлагаем участие в проекте по теме, создаем «Горячую линию» с целью вовлечения родителей (законных представителей) в данный процесс.

Затем вместе с детьми и родителями готовим театральные постановки сказок, рассказов, стихов, а так же постановки по картинам с понятным для детей содержанием. Совместно с детьми, во время непосредственно образовательной деятельности или проведения культурных практик, изготавливаем афиши для зрителей, где обязательно присутствует «рука» ребенка.

Дети совместно с родителями придумывают разные виды театров, изготавливают и затем принимают участие в инсценировках.


На протяжении всего года мы готовимся к большому театральному фестивалю, на котором каждая группа представляет театральную постановку по заданной тематике. В процессе подготовки мы обговариваем с родителями костюмы, которые необходимо будет изготовить родителям, декорации к постановке, которые так же изготавливаются своими руками.

Далее корректируем сценарий в соответствии с особенностями развития каждого ребенка с задержкой психического развития. Например, если ребенок неговорящий, ему предлагаются роли , где он может показать настроение героя жестами, мимикой и т.д.
Театрализованная деятельность позволяет решать задачи по развитию речи детей с задержкой психического развития. В процессе постановки художественных произведений, заучиванию слов и реплик героев, активизируется предметный, глагольный словарь, словарь признаков и т.д. Развивается грамматический строй речи, диалогическая речь.
Так же важным для детей с ЗПР является социализация посредством театрализованной деятельности. Ребенок находится в коллективе сверстников, обменивается информацией, учится взаимодействовать и сотрудничать. Формируется нравственное развитие детей, когда ребенок соотносит себя как с положительным, так и с отрицательным персонажем. Здесь появляются эмоциональное отношение к событиям, поступкам, имеющим отношение и к окружающим людям.
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду направлена на гармоничное развитие психических сфер ребенка, его социализацию и всестороннее развитие.
Литература:
1. Беляева Н.Л. Театрализованная деятельность в ДОО: учебно-методическое пособие.-Набережные Челны, 2021. 80 с.
2. Головчиц Л.А., Микляева Н.В. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие/ Московский государственный университет, 2019. 288 с.
3. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология : курс лекций / В. П. Глухов. - Москва : МПГУ, 2017. - 312 с. - ISBN 978-5-4263-0575-5.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек" Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ

Похожие статьи:

Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников

Консультация для родителей в детском саду на осеннюю тему | Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы на осеннюю тему
Опубликовано: 438 дней назад (19 февраля 2023)
Просмотров: 520
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!