Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока для 3 класса по предмету "Окружающий мир"

Конспект урока для 3 класса по предмету "Окружающий мир" на тему "О ранах больших и малых"
Автор Терентьева Наталья Петровна-МБОУ СОШ №55.
Данный урок предназначен для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России», можно использовать как внеклассное мероприятие.
Тема: «О ранах больших и малых».
Цель: развитие разумного и бережного отношения человека к природной среде.
Задачи: - на жизненных примерах показать о вреде вмешательства человека в окружающую среду;
- формировать знания об экологических связях;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- учить экономно и разумно использовать природные ресурсы.
Оборудование: политическая карта мира, плакаты с выводами, картины с изображением животных (тигр, морж, орел-беркут, жук-красотел, бобры, зубр, соболь), учебник для 3 класса автор А.А. Плешаков.

Тезис: «Что нынче посеем – то завтра пожнем».
Ход урока.
1.Сообщение темы и цели урока.
Учитель:Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
Так человек – природы сын-
Завоевал успех.
Вначале слаб он был и глуп.
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И, в лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.
Человек – самое могущественное из живых существ. Он больше других вмешивается в дела земного дома. Человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой.
Сейчас мы поработаем над такой проблемой:
Как человек наносит вред среде своего обитания?
2.Работа над темой.
Учитель: Животные играют огромную роль в природе. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Что при этом нарушают?
Ученики: - Им приходится вырубать леса, чтобы прокладывать дороги.
- Люди осушают болота.
- Тем самым нарушают жизнь диких животных.
Учитель: Посмотрите на карту – это пустыня Сахара. Это большой кусок Африканского материка. Когда – то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья – это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженном месте был хороший урожай. Постепенно земля истощалась, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит и влаги. Какой же вывод из выше сказанного можно сделать?
Ученики: Человек наносит вред своей хозяйственной деятельностью.
Учитель: Остановимся на том, что людям приходится вырубать леса. Для чего?
Ученики: - Лес используется для строительства.
- Из дерева производят бумагу.
- Деревья используют для изготовления мебели.
- В деревнях деревьями отапливают помещения.
Учитель: Скажите, а к чему это приводит?
Ученики: - Для многих животных лес – это дом.
- Лесов становится меньше.
- Если вырубить лес, то высохнет лесная речка, звери без воды
пропадут.
- Поскольку лес является источником кислорода, то без него всем
живым существам будет трудно.
Учитель: Послушайте поучительную историю.
1 ученик: (заранее подготовленные к уроку дети)
В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они,
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан –
Гулял там без опаски.
И было все как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало.
2ученик: - Едва струился ручеек
И лес поить уже не мог,
Засохли клены, ели,
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он все поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денек
В ней сделал дырку ручеек.
Строитель дырку залатал,
А ручеек опять прорвал.
Ах, помощники нужны!
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Все сделают толково…
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
Учитель: Расскажу вам еще одну историю.
Когда – то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом могли и совсем исчезнуть. Но люди сумели спасти их. Много лет ученые разводили зубров. Это было очень трудно. Но труд не пропал даром. Сейчас этих красивых животных можно увидеть в заповедниках и зоопарках. Какой сделаем вывод из этих поучительных историй?
Ученики: Человек наносит вред среде обитания вырубкой леса.
Учитель: Откройте учебник с.10-11. Прочитайте истории о странствующих голубях и морских коровах.
(Дети самостоятельно читают тексты).
Учитель: Почему исчезли животные?
Ученики: - Человек бездумно на них охотился, используя в пищу их мясо.
- Люди отлавливали морских коров, не задумываясь, что их
становится все меньше и меньше.
(На доске картины с изображением тигра, моржа, орла-беркута, жука-красотела.)
Учитель: Почему эти животные тоже в опасности?
Ученики: - Некоторых животных люди отлавливают из-за красивого меха.
- Красивых насекомых отлавливают коллекционеры.
- Люди используют мясо животных.
Учитель: Эти животные занесены в Красную книгу. Под особой охраной животные находятся в заповедниках. Некоторые виды уже спасены. Это бобр, соболь. Значит, люди могут спасти и других животных, если… Закончите, пожалуйста, эту мысль.
Ученики: Если человек не будет наносить вред неумеренной охотой и
отловом.

Учитель: Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых еще много, которые не внесены в Красную книгу. Почему?
Ученик: Потому что от бездумного отношения человека к ним, и они могут исчезнуть.
Учитель: Да, их жизнь часто зависит от тебя и от твоего поведения в природе. Какие неправильные поступки в природе вы наблюдали?
Ученики: - Ребята разоряют птичьи гнезда.
- Убивают лягушек и жаб только потому, что многим они не
нравятся.
- Разрушают муравейники.
Учитель: Но можно ничего этого не делать и все-таки приносить вред животным.
Ученик: Нельзя очень сильно шуметь в лесу, включать громко музыку.
Учитель: Это особенно опасно для них во время размножения, весной и с наступлением лета. Многие птицы не могут из-за этого построить гнезда или же покидают гнездо, где отложили яйца. Поэтому не появится много малышей в лесу, а затем их может стать меньше. Сделайте еще один вывод.
Ученики: Человек наносит вред неправильным поведением в природе.
3. Обобщение.
Учитель: К какому выводу мы пришли, решая проблему урока?
Ученик: Из-за хозяйственной деятельности людей,
неумеренной охоты и рыбной ловли,
неправильного поведения в природе многие
дикие животные встречаются все реже.

Учитель: К сожалению, еще не все хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.
Зеленые листья, вода и прохлада –
Чтоб это разрушить, немногое надо.
А вот попытайтесь растить огород
в песках аравийских, где солнце печет.
В Канаде (ты помнишь?) бобров истребили
И этим же самым леса повредили.
А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!
Все это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом:
Что нынче посеем – то завтра пожнем.
Нельзя переделывать сходу природу,
Она устоялась не с прошлого года.
4. Рефлексия.
Учитель: Ребята, покажите какое у вас настроение после данного урока.
(Дети приклеивают на доску карточку, показывающее их настроение и эмоции после урока - красная, зеленая, желтая.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия по экологии для младших школьников Экологический КВН в начальной школе Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии в 4 классе

Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса. Защита природы

Сценарий экологического праздника в начальной школе

Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Опубликовано: 713 дня назад (28 декабря 2014)
Просмотров: 1890
+6
Голосов: 6
Вера Алексеевна Гашкова # 28 декабря 2014 в 18:52 +3
Добрый вечер, Наталья Петровна! Поздравляю Вас с первой публикацией на сайте! Конспект урока по "Окружающему миру" мне понравился, тема экологии актуальна в настоящее время ,и о том какой вред наносит человек природе нужно говорить всегда.
Если Вы уже не успели отформатировать работу, то советую написать заявку на адрес ped-kopilka.ru с просьбой исправить запись в блоге. Примите мой голос и пожелания успехов!
Наталья Петровна Терентьева # 28 декабря 2014 в 19:05 +3
Вера Алексеевна, огромное спасибо за первый комментарий. Спасибо за пожелания и совет. Буду стараться.
Веремеева Людмила # 2 января 2015 в 21:22 +1
Здравствуйте! Мне понравился Ваш конспект , тема всегда нужная. Голос!
Раиса Владимировна Коломыцева # 6 января 2015 в 13:28 +2
Добрый день, Наталья Петровна! Большое спасибо за приглашение на ваш урок, с большим интересом ознакомилась, очень понравилось начало - стихотворение - размышление, вы красиво подвели тему. Думаю, что дети с удовольствием работали и получили новые знания, мой голос +1, с наступающим Рождеством!
Сидорова Зоя Григорьевна # 6 января 2015 в 13:43 +2
Наталья Петровна! Очень важную проблему "О ранах больших и малых" Вы подняли в своей публикации. именно с детства важно воспитывать бережное отношение человека к природе, формировать знания об экологических связях, учить экономно и разумно использовать природные ресурсы. В интересной форме со стихами, картинами с изображением животных Вы преподнесли материал детям. Материалы публикации будут интересны не только учителям начальной школы, работающих по программе «Школа России», но и педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования. На таких занятиях развивается познавательная активность, формируется интерес к обучению в школе. Спасибо, желаю успехов. Голос!
Зоя.
Наталья Суслова # 8 января 2015 в 19:50 +2
Наталья Петровна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Поздравляю Вас с первой публикацией на сайте! С большим удовольствием познакомилась с Вашим уроком! Конспект урока по "Окружающему миру" мне понравился, тема экологии актуальна всегда! Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Наталья Петровна Терентьева # 9 января 2015 в 12:44 +1
Всем огромное спасибо за комментарии. Буду рада, если кому-то пригодится данный урок в своей работе.
Мила Кузьмина # 9 января 2015 в 23:52 +1
Уважаемая Наталья Петровна! Спасибо за приглашение. С большим внимание познакомилась с вашим материалом! Все этапы урока направлены на развитие разумного и бережного отношения человека к природной среде.
Человек – сам является частью природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей.. Поэтому одним из важных направлений в начальной школе является экологическое воспитание.Голосую за мастерство!
Наталья Петровна Терентьева # 12 января 2015 в 23:10 +1
Мила, спасибо за комментарий.