Конкурсы для педагогов и детей

Гимнастики Ботмера

Консультация для педагогов "Упражнения гимнастики Ботмера"
Автор: Гонтарук Оксана Дмитриевна
учитель мировой литературы и иностранного языка
Крушиновская общеобразовательная школа І-ІІ ст.


Описание: данный материал будет полезен педагогам для занятий со школьниками, которые имеют отклонения в состоянии здоровья в зависимости от возрастной категории.
Цель: развивать учеников всесторонне, постоянно расширяя их двигательный потенциал; совершенствовать мышечное чувство, координацию движений и активизировать жизненный тонус.

Важным фактором, способным существенно повысить оздоровительную результативность занятий физическими упражнениями и одновременно способствовать гармоничному развитию личности, является подход к обучению, как к продуктивной творческой деятельности.
Одним из способов этого является введение в программу занятий со школьниками, которые имеют отклонения в состоянии здоровья, элементов Ботмеривской гимнастики, для которой характерны упорядоченные движения, которые соотносятся с различными степенями развития ребенка.

Ботмеривская гимнастика основывается на духовно научном (Антропософском) образе человека. Человек - это не только видимое тело, но и душа и дух, которые живут в нем.

Значение Ботмеривской гимнастики дня жизни человека.
Ботмеривская гимнастика - это свободное осмысленное обращение с телом. Она была и остается самобытным искусством, доступным и взрослым, и детям. Это влияние пространственных сил на человеческое тело дает возможность использовать упражнения Ботмеривской гимнастики для развития чувства равновесия и движения, при различных нарушениях осанки и с другой оздоровительной и лечебной целью.
Человек строит в пространстве линии и фигуры, в то же время происходит обратное влияние пространственных сил на человека, в результате чего тело направляется в направлении этих сил и гармонирует с ними.
Гимнастика Ботмера - это помощь в формировании художественного вкуса. Созданные и описанные Ботмером упражнения применяют не только в педагогической деятельности, но и в терапевтической работе с детьми и взрослыми, в художественном творчестве. Полны гармонией движения развивают мышление и повышают внутреннюю культуру личности.
Так что Ботмеривская гимнастика является видом движения, использует силы пространства. Тот человек, который занимается ею, учится расширять свои физические, психические и духовные границы, получая постепенный опыт развития движения в пространстве и возможность сознательно исследовать пространство.
Во время выполнения упражнений комплекса Ботмеривской гимнастики человеческое тело воспроизводит игру сил «идеального» человека, находящегося в безграничном пространстве, и все больше врастает в идеальный образ, направляет и формирует себя в соответствии с ним.
Из-за переживаний и оперирования с пространственными силами ученики учатся развивать свои телесные и духовные движения и, таким образом, открывают в себе новые перспективы в личной и профессиональной деятельности.
Упражнения побуждают школьников фантазировать, получать удовольствие от выполнения движений, стремясь, чтобы они не превращались в узконаправленную физическую деятельность. Физическая культура превращается в настоящее воспитательное средство. Занятия Ботмеривской гимнастикой связывают между собой процессы формирования тела с пробуждением сознания, воспитывают волевую инициативу.
Упражнения гимнастики Ботмера
Началом и конечной точкой каждого гимнастического упражнения Ботмер сделал прямостояние. Это положение тела человека, отличает ее от других существ, это равновесное состояние пространственных сил, «нулевая точка». Отсюда можно упасть вниз, в притяжение, вытянуться вверх, в легкость, сделать "шаг вперед к выбранной цели, или отступить назад. Из этого состояния активного покоя начинается движение в любом направлении, испытания пространственных сил, имеющих в конце упражнения вновь обрести покой .
Упражнение «Треугольник»
Предназначеное для учащихся 12-13 лет. Это живая геометрия пространства, в которой человек является мерой вещей. Метаморфоза пространственной фигуры заставляет тело следовать сознанию, а не выполнять механически заданные движения.
Из исходного положения (И. П.) - основной стойки (О. С.) - прыжок вверх. В то же время руки поднять через стороны вверх, ладони вперед. В прыжке приобрести широкую стойку ноги врозь. Таким образом человеческая фигура встраивается в геометрическую форму треугольника, с основанием внизу и вершиной над пальцами рук.
Затем вершина «падает» вниз (прямые руки вперед, наклон туловища вперед), но основание остается неподвижным (ноги прочно стоят на полу). По инерции руки, несущие вершину, как маятник движутся между ногами и в обратном движении «маятника» расходятся в стороны, к ступням (вершина треугольника раздваивается и переходит к углам основания).
Далее руки, взяв размер у основания стоп, несут его вверх. Тело выпрямляется, раскручиваясь снизу вверх, и руки отражают основание треугольника над головой. В этом положении человек встроенный в симметричную фигуру, состоящую из двух треугольников с одной общей вершиной, расположенной в центре тела (образ «песочных часов»).
Затем ноги соединяют прыжком, нижнее основание исчезает. Вместо нее соединяют ступни, стоящие на полупальцах, образуют вершину нового треугольника с основанием вверху. Треугольник перевернулся.
Зафиксировав это перевернутое положение треугольника на 2-3 с одновременно становятся на полную стопу. Прямые руки падают обратно в низ, по инерции делают еще один круговое движение вверх и вниз (одновременно подниматься на полупальцы нельзя). Движение завершается в И.П.
Упражнение «Падение в пространство»
(основная форма)
Это упражнение является основной в Ботмеривской гимнастике, несмотря на основные принципы, а также возраст учеников. Она предназначена для учащихся 14 лет (период полового созревания) - переход от второго к третьему семилетию жизни.
Как и все упражнения Ботмеривской гимнастики это упражнение начинают с основного положения – прямостояние. Поднимая руки через стороны вверх, приобрести вертикальное положения. Ладони вместе повернуты вперед, стоять следует на полупальцах.
Затем наступает падение по вертикали вперед. Тело стремится сохранить прямоту вертикали, руки, не сгибаясь в запястьях и локтях, как маятники падают вперед и расходятся в стороны, образуя горизонтальную линию, перпендикулярную телу, что стоит наклонно. Одну ногу в момент выставляют вперед для опоры. Напряжение, которое выпрямляет, от головы до пальцев неопорной ноги сохраняется, вся тяжесть тела находится на согнутой опорной ноге, руки вытянуты в стороны и повернуты ладонями к свободной ступне.
Далее руки, словно стремясь вернуться вверх, направляют через стороны в верхнюю точку вертикали, ладони повернуты друг к другу тыльной стороной, ноги врозь. В то же время из-за этой верхней точки происходит поворот тела на 180 °, после чего вес тела полностью переносится на другую ногу. Общее положение тела является зеркальным относительно положения тела после падения. Не задерживаясь в этом положении, продолжают двигаться дальше. Руки, постепенно расслабляясь, опускают через стороны вниз. Шею и спину так же расслабляют. Затем необходимо опустить голову, вытянута назад нога остается прямой. Руки от пола начинают новое движение, что «загребает».
Из этого «загребания» руки движутся вверх и, словно ввинчиваясь ладонями в пространство, тянут за собой все тело в вертикальное положение. Неопорную ногу подтягивают к опорной, а ладони разворачивают вперед.
Полностью приобретя вертикального положение ученик возвращается к И.П., опуская руки через стороны вниз и вес тела по всей поверхности стоп.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине Работа дефектолога в специализированном детском саду

Похожие статьи:

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Конспект урока литературы по творчеству Джека Лондона | Сценарий спортивного праздника для учащихся 6 - 7 классов
Опубликовано: 690 дней назад (17 января 2015)
Просмотров: 1080
Рубрика: Консультации
+4
Голосов: 4
Ольга Александровна Матяш # 18 января 2015 в 08:07 0
интересный материал , спасибо! Держите голос!