Конкурсы для педагогов и детей

Конспект ОД в старшей группе. Что за зернышко такое, не простое - золотое

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Что за зернышко такое, не простое – золотое» в группах с детьми старшего дошкольного возраста
Описание работы: конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей и подготовительной группы, для учеников начальной школы знакомит детей с особенностями строения пшеничных и ржаных колосьев. Использование приемов экспериментирования позволяет активизировать процесс поиска, наблюдения.
Цель: знакомство с трудом хлеборобов (посев, уход и сбор урожая)
Образовательные задачи:
• дать представление о строении и внешних отличиях ржаных и пшеничных колосьев и зерен, о процессе их посева;
• знакомить детей с различными видами хлебобулочных изделий;
• продолжать работу по обогащению словарного запаса детей, учить строить сложноподчиненные предложения;
• воспитывать любознательность, наблюдательность детей в процессе экспериментальной деятельности;
• учить устанавливать причинно – следственные связи между состоянием растения и условиями его произрастания.
Материалы и оборудование: буханки черного и белого хлеба, наглядно – дидактические пособия «Как хлеб на стол пришел», «Хлеб в картинках», книги о хлебе, набухшие зерна пшеницы, фартуки и нарукавники, пластиковые емкости с землей для посадки зерен, лейки с водой, колосья ржи и пшеницы, варенье, мед, каравай, сушки, баранки, персональный компьютер, мультимедийная презентация «Рождение колоска», таблица для наблюдений за ростом колосков.
Предварительная работа: заучивание пословиц о хлебе, хоровода «Каравай», рассматривание репродукций картин Т. Н. Яблонской «Хлеб», А. А. Пластова «Жатва», А. Н. Комарова «На пашне», чтение художественной литературы о труде хлеборобов, о хлебе, отгадывание загадок, замачивание зерен пшеницы.
Словарная работа: жатва, гумно, соха, борона, престол.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель раскладывает на подносе буханки черного и белого хлеба, предлагает детям понюхать хлебобулочные изделия.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Как догадались? (Ответы детей).
Воспитатель. Свежий, ароматный, всеми любимый хлеб. Сегодня мы поговорим о том, из чего он сделан и как попадает на наш стол. Вы узнаете почему белый и черный хлеб отличаются по цвету и вкусу. Отгадайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном (Колос)
Воспитатель предлагает рассмотреть колосья ржи и пшеницы.
Воспитатель. Где выращивают колосья? (В сельской местности, в поле). Как называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)
При затруднении можно провести игру «Кто за кем ухаживает?»
За птицами – птичница,
За телятами – телятница,
За поросятами – свинарка,
За хлебом – хлеборобы
Воспитатель. Давайте сравним колосья ржи и пшеницы. Какие они? Чем похожи и чем отличаются? (Ответы детей)
Обобщение ответов детей. Перед нами травянистые растения: рожь и пшеница. У них длинные тонкие стебли с узкими листьями. Стебель пшеницы длиннее и светлее по цвету, чем стебель ржи. На верхушке каждого стебля расположен колос, в нем семена – зерна. Колос пшеницы крупнее, чем колос ржи, в нем больше зерен. Зерна в колосе покрыты чешуйками, которые защищают их от повреждения. У пшеницы чешуйки заканчиваются тонкими, длинными колючими «усами».
Воспитатель. Легко ли вырастить колосья ржи и пшеницы? (Ответы детей).
На экране персонального компьютера демонстрируется последовательность посева и сбора зерна, его обработки, выпечки хлеба.
Проводится повторная демонстрация совместно с чтением стихов:
1. Есть пословица в народе –
«Хлеб на стол, и стол - престол»
Чтоб попасть к тебе на стол.
Он рождается в бороздках.
Посмотри – ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля.

3.Зеленеют дружно всходы,
Присмотрись – видишь тут
Самый главный труд народа,
Самый нужный в мире труд.
Хлеб созрел. В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Из машин рекой струится
На совхозное гумно
Наше золото – пшеница
Золотистое зерно.

2. С давних пор весенней ранью,
Чтоб зерно могло взойти,
Шли к земле с сохой крестьяне.
Нелегко с сохой идти.
Прадед в землю свято верил,
И с рассвета до темна
Он в руке с надеждой мерил
Тяжесть каждого зерна.

4.Есть пословица в народе:
«Хлеб на стол, и стол – престол»
Хлеб нелегкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
П. Погореловский

Воспитатель. Мы говорим хлеб, хлеб. А какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Ответы детей). Так как же он попадает к нам на стол?
Дети с опорой на демонстрационный материал рассказывают, как хлеб попадает к нам в магазины, в дом.
Воспитатель. Главным среди хлебной продукции, мучных изделий на Руси считали каравай. Почетных гостей всегда встречали и встречают до сих пор хлебом – солью. Давайте мы с вами поиграем в игру «Каравай».
Дети делятся на две команды, один играющий – каравай – садится перед играющими на некотором расстоянии. Дети встают лицом друг к другу и произносят слова:
Экий он высоконький (поднимают руки вверх)
Экий он широконький (разводят руки в стороны)
Экий он мяконький (делают пальцами «прищипы»).
С последними словами первые играющие бегут к «пирогу» и стараются его забрать. Команда, забравшая «пирог» уводит его в свою команду, проигравший становится «пирогом». Игра продолжается по правилам.
Воспитатель. На подносе лежит хлеб белый и черный. Почему они отличаются цветом? (Ответы детей)
Все дело в муке. Не зря мы сегодня рассматривали колосья ржи и пшеницы. На мукомольном заводе из пшеницы получается пшеничная мука, а из ржи – ржаная. И хлеб выпекают из пшеничной муки – белый, пшеничный, а из ржаной – черный, ржаной. Как вы думаете, какое зерно прорастет быстрее: сухое или набухшее? (Предположения детей). Давайте мы не будем гадать и посадим зерна и сухие, и набухшие. «На поле» мы отправим мальчиков, а девочки приготовят для наших хлеборобов обед.
Мальчики надевают фартуки и нарукавники и сажают зерна в емкости с землей (на емкостях отметки «с» - сухое зерно, «н» - набухшее зерно) под руководством воспитателя и убирают свои посевы в хорошо освещенное место. Девочки вместе с помощником воспитателя готовят бутерброды с вареньем, медом. Перед чаепитием воспитатель предлагает детям в таблице сделать зарисовку зерна, предположить как будет расти зерно.
Воспитатель. У нас есть возможность посмотреть в будущее и увидеть ускоренный процесс роста зерен, но сначала нужно прочитать закличку:
Матушка – пшеница, ты стеной заколосишься!
Стебель – с бревно, колосок – с ядро!
Дождик, дождик, посильней!
Будет клеть зерном полней, испекут нам каравай,
А ты, дождик, поливай.
Колоску напиться, житу – колоситься.
На экране ПК появляется презентация «Рождение колоска».
Дети угощаются бутербродами.
В последующие дни воспитанники проводят наблюдение за ростом зерна и ухаживают за посевами, внося данные в таблицу.

Рекомендуем посмотреть:

План – конспект образовательной деятельности для дошкольников старшей группы: В стране сказок Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Конспект ОД в старшей группы на тему: Незнайка и его друзья Конспект ОД в старшей группе. Кружевные сказки
Панно из пуговиц своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 291 день назад (23 февраля 2016)
Просмотров: 546
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Михайловна Гневанова # 23 февраля 2016 в 11:36 0
Ольга Александровна, добрый день! Замечательный конспект представили «Что за зернышко такое, не простое – золотое» в группах с детьми старшего дошкольного возраста, да еще с элементами экспериментирования. Тема про хлеб всегда будет вечная и актуальная! Поставленная цель и задачи выполнены на 100%. Есть вопросы по поводу оформления материала.
Обратитесь к правилам оформления ,Как правильно оформить запись в блоге там все хорошо описано. Даже если Вы не будете участвовать с эти в конкурсе, правильно оформленная работа лучше воспринимается коллегами.
Светлана Николаевна Ерошкина # 23 февраля 2016 в 13:35 0
Добрый день,Ольга Александровна!Мне понравилась ваша разработка ,очень полезное мероприятие ,особенно доя городских детишек,которые не могут увидеть своими глазами развитие зернышка и т.д.Хорошо бы все это представить с презентацией или мультимедией.
Елена Анатольевна Звягина # 23 февраля 2016 в 13:37 0
Актуальная тема, но конспект сложно воспринимать без выделения и разного шрифта.
Наталья Вячеславовна Погорелова # 23 февраля 2016 в 14:16 0
Добрый день! Хорошее интегрированное занятие, с использованием ИКТ. Очень нужное в познавательном плане современным городским детям.