Конкурсы для педагогов и детей

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Взаимодействие педагогов и детей с учетом гендерной принадлежности
Консультация для педагогов и родителей
Автор: Ольга Валерьевна Шабашная, педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад №4 г.Вяземского
Взаимодействие педагогов и детей с учетом гендерной принадлежности.
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами
Особенности развития девочек
• Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления.
• Девочки дышат грудью
• Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
• Физически слабее.
• Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
• Быстрее утомляются.
• Чувствительны к шуму.
• Кожная чувствительность выше.
• Ориентируются на ближнее зрение.
• Менее подвижны. Более усидчивы.
• У девочек сердце бьётся быстрее, поэтому они такие суетливые.
• Отдают предпочтение: синему, красному, жёлтому, коричневым цветам.
• Любят рисовать себя принцессами. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.
• Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
• Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны. Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.
• Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.
• Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.
• Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.
• Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.
• Активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.
Особенности развития мальчиков
• У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
• У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
• Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
• Физически сильнее.
• Ориентируются на дальнее зрение.
• Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
• Смелее девочек
• Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
• Легкие мальчиков по величине больше
• Крови на пол литра больше, чем у девочек
• Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная.
• Себя зачастую изображают на фоне машин, техники.
• Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.
• Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты. Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.
• Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.
• Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
• Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.
• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
• Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.
Организация взаимодействия с учетом гендерной принадлежности детей
• Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
• Мальчикам необходимы разные игрушки для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
• Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
• Используйте чаще разные головоломки для девочек.
• Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться конкретными, связанными с эмоциями словами.
• Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для девочек более конкретными, доступными для понимания.
• Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.
• Приглашайте на занятия мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы.
• Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.
• Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников - мальчиков.
• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
• Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
• Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях
• Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
• Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в желания ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Гендерное воспитание Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей» Консультация для родителей детского сада. Аллергия Физическое развитие детей дошкольного возраста
Тюльпаны в технике вытынанка. Шаблоны. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 650 дней назад (27 февраля 2015)
Просмотров: 1875
+7
Голосов: 7
Галина Васильевна Егорова # 27 февраля 2015 в 12:36 0
С большим интересом прочитала вашу статью. Ее содержание направлено на развитие памяти, внимания, воображения, умения анализировать и сравнивать. На воспитание понимания и уважения к ребенку, как личности. Вы перечислили важные моменты в формировании и становлении ребенка в процессе роста и развития. Ваша статья будет интересна не только учителям и воспитателям, а просто папам и мамам. Посоветую вам после автора добавить описание статьи, назначение и цель в существительном. После темы не ставьте точку. Два раза не надо писать заголовок без изменений. Придумывайте другие подзаголовки. Сама публикация аккуратная и грамотно изложенная. Примите первый голос.
Ольга Валерьевна # 27 февраля 2015 в 12:51 0
благодарю за комментарий и голос )) обязательно учту
Мария Анатольевна Гановичева # 27 февраля 2015 в 16:09 +1
Очень полезная статья! 14 лет в школе и не знала таких нюансов. Спасибо, взгляну на многие ситуации теперь совсем по другому. И со многими моментами ( к сожалению своему) я согласилась. Например фраза "Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить" оказывается обо мне. Теперь буду это изживать. И как классный руководитель и как мама.
Светлана Анатольевна Реуцой # 28 февраля 2015 в 23:46 +1
Спасибо, Ольга Валерьевна! Очень много полезных рекомендаций, необходимых и для педагогов, и для родителей! Скольких ошибок можно было бы избежать многим ВЗРОСЛЫМ при воспитании деток, если бы они знали некоторые тонкости, природные особенности детей в зависимости от половой принадлежности. Вам мой ГОЛОС, конечно. И дальнейших успехов во всём!
Наталья Николаевна Сегенюк # 1 марта 2015 в 13:43 +1
Ольга Валерьевна, спасибо за интересную информацию. Мы все прекрасно понимаем, что мальчики и девочки отличаются друг от друга, но редко задумываемся - чем отличаются. Вы подробно рассказали об этом и дали правильные рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек. +1
Светлана Владимировна Марковская # 1 марта 2015 в 14:05 +1
Ольга Валерьевна, спасибо за приглашение! Очень интересно было читать. Суть гендерных различий изложена точно, кратко и по существу. Хотелось бы, чтобы вы и дальше развивали эту тему и делились с нами своими наработками. Как ведет себя мальчик/девочка в конфликтной/стрессовой/обучающей/проблемной ситуации? Как поступать педагогу в каждом конкретном случае? По опыту знаю, что множество педагогических ошибок совершается нами, женщинами, из-за того, что мы переносим на мальчиков свои стереотипы, свои гендерные установки. А они, мальчишки, другие! Например. мы по-женски стремимся пресечь любые формы агрессии среди детей. Чрезмерно эмоционально относимся к разбитому носу или коленке (в первую очередь, потому, что, как педагоги, отвечаем за жизнь и здоровье детей). И в итоге многие мужские качества в мальчиках меньше, чем следует по природе, развиваются. В результате вырастают женственные, малодушные мужчины. В общем, тема поднята сложная, интересная. Спасибо за статью! +1.
Марина Викторовна Княжева # 16 марта 2015 в 23:29 0
Согласна с коллегами, очень интересно было читать, взяла статью в закладки - авось пригодиться. Спасибо!
Елена Витальевна Иващенко # 24 октября 2015 в 17:41 0
Уважаемая Ольга Валерьевна!Спасибо, что не оставляете без внимания такой важный аспект формирования личности, как гендерное воспитание. Очень содержательно, четко и толково изложенный материал, что очень важно для практического применения. Поскажите, как взять ваш материал в закладки. я Новичок на сайте. Заранее благодарю Вас.