Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов ДОУ. Педагогическая сказка

Консультация для педагогов детского сада "Педагогическая сказка, как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников"
Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной. В дошкольном образовании плод этим термином понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении со взрослыми и сверстниками. Процесс усвоения ребенком норм и правил поведения происходит с учетом особенностей внешнего воздействия на дошкольника, индивидуальными свойствами каждого ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов у детей.
Результат позитивной социализации личности проявляется, по мнению исследователей, в способе регулирования поведения людей. Такое регулирование может быть внешним (социальные нормы–требования, общественное мнение) и внутренним (моральное сознание личности и степень добровольности поведения).
Показателями позитивной социализации дошкольников являются отношение ребенка к обществу, к социально-значимой для него деятельности и степень сформированности социального опыта. Она предполагает:
формирование основ нравственного поведения
формирование основ культурного поведения
позитивную направленность, формирующейся личности.
Все перечисленное может успешно решаться различными педагогическими средствами. Одним из самых эффективных средств усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации может стать метод ознакомления с авторской педагогической сказкой. Именно авторская педагогическая сказка призвана обеспечить кроме познания детьми социального мира еще и освоение бесконфликтного существования в обществе, сформировать основы безопасности жизни с учетом реалий современного мира.
Авторские педагогические сказки можно подразделить:
- по источнику возникновения
- целям и задачам
- функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью сказки: дидактические, диагностические, корректирующие
примеры разрешения жизненных ситуаций
- привития безопасного поведения.
Они могут создаваться самими воспитателями для преподнесения детям познавательной информации. Сюжет таких сказок может иметь определенный алгоритм, представляя собой сказку-задание.
Введенная классификация сказок не всегда позволяет четко отнести ту или иную сказку к конкретному виду. Несмотря на зыбкость разграничения границ, классификация облегчает понимание различия основных особенностей сказок разного вида. Именно принадлежность к определенному виду может подсказать чему она учит.
Говоря о воспитательном значении сказок, важно отметить их четыре основные особенности, содействующие социализации дошкольников:
1) воплощение идеала человеческого существования (в сказках добро побеждает зло);
2) яркая демонстрация предпочтения добра и осуждение зла формирует у дошкольников позитивное отношение к благородным человеческим качествам: мудрости, человечности, доброте и активности в борьбе добра над злом;
3) расширение кругозора, пробуждение интереса к жизни и творчеству разных народов, воспитание чувства доверия ко всем людям Земли, занятым честным трудом;
4) обсуждение сказок – это хороший повод для ребенка поделиться своими чувствами, а для взрослого – услышать сокровенные мысли ребенка.
В сказке в виде метафор излагается информация:
что может происходить с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия человек может встретить в жизни и как с ними справляться;
к чему могут привести непослушание, глупость, высокомерие, злоба, зависть, трусость, чрезмерная обидчивость и другие человеческие пороки;
как может помочь в жизни проявление доброжелательности, вежливости, тактичности, благоразумия, находчивости, смелости;
как приобрести и ценить дружбу;
как важно быть послушным и благоразумным;
как важно научиться прощать.
Авторские педагогические сказки помогают создавать социальные ситуации развития детей в основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках.

К завершению дошкольного образования (к 7-ми годам жизни ребенка):
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен договариваться, сопереживать, разрешать конфликты; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
соблюдает правила безопасного поведения; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории; знаком с произведениями детской литературы.
Данные социально-нормативные возрастные характеристики являются необходимыми для формирования предпосылок учебной деятельности и перехода на следующий уровень начального образования.
Таков постепенный процесс позитивной социализации, усвоения и активного воспроизведения ребенком социального опыта.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Для чего нужна диагностика дошкольников? Консультация для педагогов. О роли семьи в воспитании ребёнка
Конспект НОД по речевому развитию с элементами театрализованных игр для подготовительной группы ДОУ | Развлечение для детей средней группы «Забытые игры»
Опубликовано: 1838 дней назад (21 апреля 2019)
Просмотров: 727
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Людмила Александровна Козырева # 22 апреля 2019 в 22:45 0
Здравствуйте. Очень хороший материал о пользе сказок. В наше время остро стоит проблема со чтением вообще, не все родители осознают необходимость чтения, в том числе сказок. Ваша работа поможет многим задуматься об этом пробеле в воспитании детей. Спасибо за публикацию. Голос.