Конкурсы для педагогов и детей

Система взаимодействия специалистов при организации профилактики негативных проявлений

Автор: Пфаф Татьяна Михайловна, МОАУ «СОШ №35 г. Орска», Социальный педагог
Предлагаю вашему вниманию статью, которую можно озвучить и на родительских собраниях и на педагогических советах.
Система взаимодействия специалистов при организации профилактики негативных проявлений
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити-
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.

Трудные дети – широкое обобщенное понятие.
В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Мы попытались классифицировать категорию трудных детей.
По медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной категории: одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающие нервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ).
В зависимости от положения ребенка в семье в категории трудных можно выделить: детей – социальных сирот; детей из неполных семей; детей из неблагополучных семей; детей из семей, в которых ребенок подвергается насилию.
В качестве основания можно также рассматривать возрастные этапы развития ребенка. И тогда в категории трудных можно выделить: детей, пришедших в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризис подросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»).

В зависимости от действия различных социально-экономических факторов, влияющих на судьбу ребенка, можно говорить о следующих подгруппах в категории трудных детей: социально-дезадаптированные дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети из зоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет – зависимости.
Хотелось бы немного остановиться на 2-х понятиях, которые постоянно путают, это беспризорные и безнадзорные дети. Вы знаете чем отличаются эти понятия?  
Безнадзорными признаются несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей.  Беспризорный - это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства.

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.
Таким образом, всеобщими усилиями ведется огромная профилактическая работа с учащимися.

Современная школа, по сути, являясь важнейшим звеном формирования личности XXI века, обеспечивает защиту ребенка от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды, поскольку дети сегодня - это самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз. Подростковая преступность, наркомания, бродяжничество, расстройства психического и физического здоровья, ослабление влияния родителей на воспитание детей, социально-экономическая поляризация, рост негативного влияния средств массовой информации на детей и подростков создают немалые трудности в работе с ними.

Сегодня трудно и самой школе. У неё огромное количество проблем. Поэтому даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материальном оснащении, благоприятном территориальном размещении, школа не может в одиночку решать задачи по воспитанию, обучению, сохранению здоровья, а порой и жизни молодого поколения. Объективной жизненной потребностью стало формирование относительно нового направления общественной деятельности - формирование безопасного образовательного пространства. Важнейшим компонентом этой деятельности является накопление опыта межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с целью формирования массовой культуры безопасности всех участников образовательного пространства.
Межведомственное взаимодействие, это сотрудничество с другими системами профилактики. С кем же сотрудничает наша школа? (и здесь каждый педагог уже сам перечисляет с какими интересными людьми они знакомят своих воспитанников в течение учебного года).

Рекомендуем посмотреть:

Сотрудничество ДОУ и семьи по профилактике дезадаптации будущих воспитанников Конспект открытого занятия для младших школьников Открытое занятие для младших школьников "Рука помощи" Советы родителям первоклассников
Советы по ПДД для детей и родителей | Поделки к 8 марта в начальной школе. Мастер-класс с фото. Цветы
Опубликовано: 1009 дней назад (5 марта 2014)
Просмотров: 866
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!