Конкурсы для педагогов и детей

Музыкально-литературная гостиная "Музыка Зимы". Сценарий для детей старшей группы в детском саду

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель Попова Надежда Александровна.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
• учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
• совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
• развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа:
- беседы о характерных признаках и приметах зимы;
- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;
- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;
- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского;
- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)
Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Муз. рук. Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)
Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.
А исполнит его наш воспитатель Валентина Викторовна.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.

Муз. рук. Мы благодарим Валентину Викторовну.

Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Муз. рук. Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд – иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)

Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд – зимняя природа)
Муз. рук. Ребята мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Муз. рук. Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Муз. рук. Совершенно верно. Заботливая. Вот как об этом пишет поэт А. Коринфский в своём стихотворении «Одеяльце».

Стихотворении «Одеяльце» исполнят Настя со своей мамой:
Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?
Мама – Из него природа одеяльце ткет!
Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно?!
Мама – Без него в земле бы стало холодно!
Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать?!
Мама - Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Муз. рук. Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Дима, расскажи об этом.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Муз. рук. Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд – летящие снежинки)
Муз. рук. Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок.

Танец-этюд на музыку П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук. Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Муз. рук. Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
Я думаю, сюда подошли бы и стихи, которые прочтёт Артемий.
И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» …
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса-подруга.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь
П. Чайковского

(слайд – тройка лошадей)

Муз. рук. Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.
(Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму.)
Муз. рук. Спасибо, ребята. Предлагаю вам исполнить знакомую песню «Саночки», аккомпанируя себе на бубенцах.
Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)
Муз. рук. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»
(в исполнении педагогов)
Муз. рук. Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песни, слушали музыку великих композиторов.Вот какая наша русская зима! Мы благодарим всех, кто посетил нашу музыкальную зимнюю гостиную, и предлагаем в завершении нашего вечера спеть замечательную современную песню композитора Е. Крылатова «Кабы не было зимы».
(слайд - зимние забавы)
Песня «Кабы не было зимы» муз. Е. Крылатова завершает музыкальный вечер.

Рекомендуем посмотреть:

Зимнее развлечение в старшей группе. Зимние забавы. Сценарий Досуг в старшей группе на тему: Зима. Сценарий Конспект зимнего развлечения для детей старшей-подготовительной группы Сценарий зимнего развлечения для детей старшей и подготовительной групп
Сценарий досуга «Путешествие по сказкам Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 246 дней назад (4 апреля 2016)
Просмотров: 1961
Рубрика: Сценарии
+10
Голосов: 10
Елена Викторовна Багрова # 4 апреля 2016 в 17:33 +3
Здравствуйте, Надежда!
Благодаря Вашей публикации я удовольствием окунулась в волшебный мир Музыки и творчества.
Проделана большая подготовительная работа для того. чтобы посетители музыкально - литературной гостиной соприкоснулись с творчеством великих композиторов, поэтов, музыкантов и совсем еще юных талантливых дарований!
Сценарий и оформление работы выдержаны в едином стиле, задачи решены, цель достигнута!
Спасибо за чудесный, яркий праздник! Примите мой голос №1! Творческих успехов!
С уважением!!!
Надежда Попова # 4 апреля 2016 в 18:15 +1
Елена Викторовна,большое спасибо за оценку моего труда! Очень приятно было читать ваш комментарий. dance
Софья Владимировна Юхнина # 4 апреля 2016 в 20:50 +2
Здравствуйте, Надежда! С интересом посетила музыкально-литературную гостиную. Погрузилась в "Музыку Зимы". Конспект составлен очень грамотно, соответствует ФГОС ДО, есть интеграция. Вы расширяете музыкальный кругозор детей, развиваете любовь к русскому художественному слову, классической музыке. Материал оформлен в соответствии с правилами сайта, со вкусом подобраны иллюстрации. Спасибо за профессиональную классную разработку. Мой голос +3, ТВОРЧЕСКОГО ВАМ ВДОХНОВЕНИЯ!
Надежда Попова # 4 апреля 2016 в 22:47 +1
Софья Владимировна, спасибо за положительный отзыв! smile
Марина Фёдоровна Поволоцкая # 4 апреля 2016 в 21:24 +2
Здравствуйте, Надежда! Прекрасный досуг. Классическая музыка - это всегда очень торжественно,высоко и красиво. Тронул такой момент, что романс исполнялся вживую. Ведь музыка вживую, воспринимается как-то по-особому, она более проникает в тебя. И ещё, "Танец со свечами, судя по фото, исполняли взрослые, просто превосходно!!!Спасибо за приятные минуты , проведённые в музыкальной гостиной.
Надежда Попова # 4 апреля 2016 в 22:50 +1
Марина Фёдоровна, спасибо за Ваш комментарий. Приятно получить положительную оценку своего труда от профессионалов!
Оксана Михайловна Жидикина # 4 апреля 2016 в 23:15 +2
Здравствуйте, Надежда Александровна.
Посетила музыкально-литературную гостиную "Музыка Зимы". Замечательный сценарий досуга представлен Вами. Интересный материал. Грамотное яркое оформление публикации. Проведена огромная предварительная работа. Развиваете музыкальные и творческие способности детей. Чувствуется праздничная атмосфера мероприятия. Спасибо за профессионально разработанный сценарий. С удовольствием голосую! +1
Надежда Попова # 5 апреля 2016 в 10:10 +1
Оксана Михайловна, большое спасибо Вам за комментарий!
Татьяна Александровна Толстикова # 5 апреля 2016 в 12:01 +2
Надежда Александровна, здравствуйте! Чем дольше знакомилась с Вашей публикацией, тем больше хотелось оказаться в Вашей музыкально-литературной гостиной. Удивительной мероприятие, в котором так гармонично сочетаются поэзия и музыка. Спасибо! С удовольствием голосую. Успехов!
Надежда Попова # 5 апреля 2016 в 12:09 +1
Татьяна Александровна, большое спасибо за уделённое мне внимание и за хорошие слова!!!
Оксана Геннадьевна Дмитриева # 5 апреля 2016 в 18:53 +2
Здравствуйте, Надежда Александровна. С удовольствием познакомилась с Вашим занятием и окунулась в завораживающий мир музыки. Вы умело планируете цели и задачи, подбираете формы и приемы. Проведена огромная предварительная работа. Необыкновенно гармонична поэзия А.С. Пушкина и музыка П.И. Чайковского. Безусловно, в душе ребят останется мелодия, созвучная зимним пейзажам. Ваш материал действительно полезен. Разработка раскрывает художественные образы в музыкальных произведениях. Занятие поможет сформировать познавательный интерес к истории возникновения романса, развить эмоции, фантазии, воображения ребят при сравнительном восприятии музыкальных, художественных, литературных произведений. Спасибо за прекрасное оформление материала. Всё выполнено красочно, подобраны яркие слайды и интересные фотографии. Примите мой голос.
Надежда Попова # 5 апреля 2016 в 19:11 0
Ольга Геннадьевна, большое спасибо за интересный и профессиональный комментарий. Спасибо!!!
Татьяна Владимировна Ловыгина # 17 апреля 2016 в 22:08 +1
Здравствуйте, Надежда Александровна! С удовольствием ознакомилась с Вашей работой! Как тонко и изящно вы преподнесли материал, казалось бы, о простом понятии "зима". Приятно, что педагоги принимают активное участие в ваших постановках! Очень интересный материал!
Надежда Попова # 18 апреля 2016 в 12:01 0
Татьяна, очень приятно видеть тебя на моей страничке! Большое спасибо за хорошие слова в адрес моей работы! dance
Елена Александровна Андронова # 20 мая 2016 в 20:23 +2
Здравствуйте, Надежда Александровна! Занятие интересное, познавательное. Дети знакомятся с музыкальными произведениями, расширяют музыкальный кругозор. Голосую!
Надежда Попова # 21 мая 2016 в 00:25 0
Елена Александровна, спасибо за комментарий! smile
Екатерина Владимировна Ильченко # 31 мая 2016 в 21:41 +1
Здравствуйте! Сценарий замечательный, много классики, которую дома дети не слушают, мы единственные кто дарит им настоящую музыку. Удачи в творчестве.
Надежда Попова # 12 июня 2016 в 17:10 0
Екатерина Владимировна, спасибо за оценку моей работы,
Валентина Петровна Чурепкина # 12 июня 2016 в 13:37 +1
Очень красивое мероприятие вами представлено, Надежда! Отличная разработка для формирования любви к классической музыке, к творчеству поэтов-классиков.
Примите мой голос за ваш вклад в воспитание детей. С уважением, Валентина Петровна! v
Надежда Попова # 12 июня 2016 в 17:12 +1
Валентина Петровна, благодарю Вас за голос!
Мария Валентиновна Бородина # 20 ноября 2016 в 20:04 +1
Очень одухотворенное и красивое мероприятие, проникновенное и нежное. Гармонично использован музыкальный и поэтический материал, реализована технология сотрудничества с родителями и педагогами. Спасибо.
Надежда Попова # 20 ноября 2016 в 23:08 0
Мария Валентиновна, спасибо за хорошую оценку!