Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказки, как средство развития творческих способностей детей дошкольников. Из опыта работы воспитателя ДОУ. Презентация

Конспект доклада на тему «Сотворчество с использованием авторских сказок, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Доклад на методическом объединении на тему «Сотворчество с использованием авторских сказок, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» с презентацией.
Автор: Руссова Татьяна Валерьевна воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №114.
Описание: Данный доклад опыта работы может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, как образец для подготовки к методическому объединению.
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги. МБДОУ г. Иркутска детский сад №114, воспитатель Руссова Т.В.
Вашему вниманию представляю опыт своей работы по теме: «Сотворчество с использованием авторских сказок, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
СЛАЙД 2
«Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован его творческий потенциал в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии детского творчества заключают в себе изобразительная деятельность в сочетании с разными образовательными областями…» И. В. Буланова
Каждый ребенок – личность. Поэтому важно относиться к нему, как к взрослому человеку, который имеет право на свои собственные чувства, интересы, взгляды, предпочтения, потребности, модели поведения. И я, взяв на себя роль партнёра, стараюсь обогащать и приумножать знания детей, а не «навязывать» им готовые темы. Два понятия – творчество и сотворчество, в моей системе педагогического развивающего воздействия, связаны неразрывно. Ведь понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. А «сотворчество» – это совместное творчество, создание чего-либо вместе, когда каждый причастен к созданию не как исполнитель, а именно, как творец, как создатель. Что же может стать точкой творческого соприкосновения для сотрудничества и совместной, партнерской деятельности взрослого и детей? Конечно сказка!
СЛАЙД 3 (1)
(2) Сказка - благотворный источник для детского творчества. (3) Она обогащает чувства и мысли детей, будит их воображение. (4) Все мы любим и знаем множество сказок, и всё же каждому, в том числе и детям, хочется придумать и записать свою собственную, уникальную сказку. (5) Но, зачастую это невозможно потому, что дошкольники не владеют навыками письма и чтения, а стало быть, не могут изложить на бумаге свою авторскую сказку самостоятельно, без помощи взрослого.
(6) Я нашла выход из этой ситуации – сказку можно нарисовать. (7) В этом подразумевается Новизна. (8) Ребёнок рисует свою будущую сказку, переживая, осмысляя и дополняя её. (9) Ведь в данном случае, рисунок для дошкольника – это самоценный продукт изо-и-словотворчества. (10) В дальнейшем этот продукт творческой деятельности ребёнка становится способом «проживания» и «прочтения» его собственной сказки. (11) Иллюстрирование совместного с детьми словотворчества, поддержка возникшего интереса к новому, для детей, виду деятельности, в результате которой они создают нечто оригинальное, проявляют воображение, реализовывают свой замысел, и самостоятельно находят средство для его воплощения, является поддержкой детской инициативы по ФГОС.
(12) Тем более что для меня художественное творчество всегда было одним из любимых направлений работы с детьми, поскольку рисование – это деятельность продуктивная, в которой результат виден сразу. (13) А дети очень любят рисовать… (14) Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, способом самовыражения.
СЛАЙД 4
Начиная работать над этой темой, поставила Цель: развитие творческих способностей дошкольников в сотворчестве, посредством иллюстрирования и моделирования авторской сказки.
СЛАЙД 5
Для достижения поставленной цели определила ряд Задач:
- разработать систему, ориентированную на развитие творческой личности дошкольников через вовлечение в сотворчество (иллюстрирование и создание авторской сказки);
- создать условия для развития творческой активности детей в процессе моделирования ими авторской сказки.
А также:
- учить детей с помощью рисования самовыражаться в сказке;
- учить понимать образный язык сказок;
- способствовать активизации разных сторон речи детей (грамматической, связной, выразительной, звукопроизношение, темп, интонация, словарный запас);
- формировать умение составлять словесно-образные картины по сюжету нарисованной ими сказки;
- развивать изобразительные способности детей с помощью нетрадиционных техник рисования;
- формировать представление детей о создании и иллюстрировании авторской сказки при помощи средств изобразительной деятельности;
- формировать уверенность в себе;
- формировать умение доводить начатое дело до конца.

СЛАЙД 6
Работая над темой, столкнулась с такой проблемой, как недостаточность самостоятельности и уверенности в себе у дошколят. В связи, с этим были разработаны Программы дополнительного образования детей дошкольного возраста (на все возрастные категории) с применением нетрадиционных техник рисования.
Овладение нетрадиционными изоматериалами даёт детям уверенность в своих силах и доставляет истинную радость, содействует развитию творческого воображения и фантазии, так необходимых для создания авторской сказки посредством рисования.
В этом заключается Актуальность данной темы.
СЛАЙДЫ 7, 8, 9 (ППРС)
Развитие творчества детей во многом зависит от организации предметно-развивающей среды. Поэтому, для активизации творческого потенциала детей дополняю группу разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами, материалами, оборудованием для изобразительной деятельности, способствующими наполнению чувственного опыта и творческой продуктивной деятельности.
СЛАЙДЫ 10, 11 (ППРС)
Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по желанию выбирать себе материалы, поддерживая свое творчество и реализовывая свои замыслы.
СЛАЙД 12
Решая поставленные задачи, заинтересовывая детей, превращая любой вид деятельности в увлекательный творческий процесс, я использую в своей работе разнообразные современные педагогические технологии, методы и приёмы, которые создают необходимые условия для творческого и всестороннего развития личности ребенка. Это и Арт-технологии, нетрадиционные техники рисования, технология проектной деятельности, РТВ и ТРИЗ-технологии, игры-драматизации, игры-путешествия, виртуальные экскурсии, творческие игры, АМО, досуги, развлечения, квест-технологии, ИКТ-технологии с анимационными героями.
СЛАЙД 13
Также использую методики работы со сказкой, предложенные Л.Б.Фесюковой и Джанни Родари (Бином фантазии).
Опираясь на эту систему, заимствовала разные нестандартные способы работы со сказкой: «перевирание сказки», «сказка наизнанку»; «коллаж из сказок», «салат из сказок»; «цветная сказка», «радужная сказка», «волшебный рисунок», «необычная картинка», «незаконченный рисунок»; «сказка оживших клякс и капель»; «семейная сказка», «сказка о своём имени»; «сказка продолжается», «а что было потом?», «сказочный сериал»; «короткая сказка», «сказка от 1 слова»; «сказка превращение»; «оживить неживое».
СЛАЙД 14
(1) В сотворчестве с детьми, поэтапно создаём нашу авторскую, оригинальную сказку:
(2) Дети видят, впечатляются.
(3) Рисуют, вносят поправки, добавляют что-то в рисунок.
(4) Рассматривают, при желании ещё дорисовывают, или добавляют новый рисунок – как продолжение.
(5) Придумывают, сочиняют.
(6) Я веду запись сказки (на диктофон, рукописно).
(7) Перечитываю детям получившуюся сказку, обговариваем о необходимости что-то поправить или добавить.
(8) Совещаемся, как следует расставить текстовой и рисованный материал.
(9) Сшиваем страницы и рисунки.
(10) Дети оформляют обложку.
Создание каждой новой сказки с детьми практикуем: коллективно, подгруппами, тройками, парами или индивидуально.
Я прививаю детям умение нестандартно, необычно и творчески подходить к созданию сказки. Развиваю умение перенести в творческий рисунок авторский художественный замысел.
Итогом становится самобытный, неповторимый, прожитый детьми результат нашей совместной деятельности – новоизобретённая сказка. Это совершенно новое, уникальное, наполненное смыслом произведение, любовно иллюстрированное и оформленное. Очередная сказка – как «маленькая жизнь», которую дети прожили эмоционально, на протяжении всех этапов её создания, вложили частички своей души, всё своё умение, старание, творческий замысел.
Представлю вашему вниманию один из многочисленных примеров сотворчества с использованием авторской сказки.
Сказка про компот
Мама готовила на кухне компот на зиму. Для компота остались только ягоды смородины и маленькая горсточка сладкой клубники. И так далее…
СЛАЙД 15
Продолжая работу в направлении развития творческой личности дошкольников через вовлечение в сотворчество, наметила перспективы деятельности на ближайшее время: (1), (2), (3), (4)
- В рамках самообразования, поставила цель пройти курсы повышения квалификации по теме: «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».
- Разработать проект художественно-творческой направленности «Буква моего имени», и в полной мере его реализовать, «переплетая» с работой по теме «Создание авторских сказок посредством изобразительной деятельности».
- Продолжить работу, в направлении развития творческой деятельности детей посредством интеграции речевой и художественной областей.
- Разработать программу, по созданию авторских сказок, посредством рисования на цветовом песочном столе (с применением мелких тематических игрушек, камешков «Марблс», ракушек и мн. др.).
- Изучить способ арт-терапии – рисование литературных дудлов, и применить его в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 16
Таким образом, можно сказать о положительных результатах работы в данном направлении.
У ребят, в достаточной мере развито мышление, воображение. Ведь творчество немыслимо без фантазии и воображения. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя.
Дошкольники хорошо знакомы с таким жанром, как сказка.
Дети, используя в процессе создания своей неповторимой авторской сказки собственные рисунки, без усилий придумывают сюжет к ним, увлеченно, образно и красочно пересказывают, и даже проигрывают всю сюжетную линию созданного шедевра, т.к. освоили специальные средства литературно-речевой деятельности.
Самостоятельно придумывают темы, из окружающего мира, для своих будущих сказок.
Дети свободно, раскрепощенно общаются между собой.
Я считаю, что сотрудничество, партнёрство педагога с детьми стало необходимостью, так как обществу требуются свободно и нестандартно мыслящие, инициативные, самостоятельные, всесторонне развитые, творческие, успешные личности! И развивая творческие способности дошколят посредством иллюстрирования и моделирования авторской сказки в сотворчестве, я в некоей мере, удовлетворяю потребность общества в неординарных творческих личностях.
«Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности» А. Дистервег
СЛАЙД 17 Спасибо за внимание!
Создание и иллюстрирование авторских сказок детьми дошкольного возраста. Презентация

Рекомендуем посмотреть:

Доклад воспитателя на педсовете на тему: Развитие творческих способностей детей Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Роль сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста Роль сказки в воспитании и обучении дошкольников
Презентация дополнительной общеобразовательной программы для детей средней группы по изобразительной деятельности | Сценарий театрализованной постановки «Детки в клетке» для детей 2-й младшей группы
Опубликовано: 464 дня назад (25 января 2023)
Просмотров: 845
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!