Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Методическая разработка "Великий сказочник Датского Королевства" (по сказкам Х.К.Андерсена)
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Великий сказочник Датского Королевства" (повторительно-обобщающий урок по сказкам Х.К.Андерсена) для учащихся 5 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Великий сказочник Датского Королевства" (по сказкам Х.К.Андерсена)
Цель:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена.
2. Актуализировать для школьников знание содержания сказок писателя.
3. Развивать у учащихся умение выразительно читать.
4. Способствовать закреплению у детей интереса к чтению.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к художественному слову.

Форма: урок-викторина.
Тип: повторение.
Дидактический материал: портрет Х.К.Андерсена, иллюстрации к сказкам, выставка рисунков и книг, карта Датского Королевства (на карте изображены пункты, по которым двигаются в течение всего урока: «Поселок чтения», «Улочка Ромашка», «Переулок героев», «Замок кроссворд»), мультимедийная презентация о жизни Андерсена, которая демонстрируется на экране в ходе выступления учеников.

Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Наш сегодняшний урок посвящен этому замечательному сказочнику Хансу Кристиану Андерсену.
Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в Датское Королевство – место, где жил сказочник.
2. Беседа с учащимися.
- А кто такой сказочник? (Человек, который пишет сказки)
- А что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях)
- Правильно. Сегодня нас будет окружать сказка. А за каждый правильный ответ вы будете получать золотые и серебряные монеты (их можно вырезать из цветного картона). В какой сказке мы их встречаем? («Огниво»).
3. Рассказ подготовленных учащихся о жизни Х.К.Андерсена.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить историю жизни Х.К.Андерсена.
1 ученик: Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но Ханс Кристиан стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем. Чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет. В этом ей помогала подруга, которая перешивала для мальчика старую одежду. Была у Ханса Кристиана и заботливая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его. Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства. Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении.
2 ученик: В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил сына на представление. Вскоре для Ханса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Хансу Кристиану по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые, еще неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством. Мальчик мечтал о сцене. Когда ему исполнилось 14 лет, умер его отец. И Ханс Кристиан отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но его никуда не приняли.
Учитель: Хорошо, что Андерсену посчастливилось встретиться с добрыми людьми. Они уговорили его учиться. Учение ему давалось непросто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Все это время он продолжал писать комедии, трагедии, сказки, веря в свои силы. Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Италии, Франции. Не забывал он и родную Данию. Всего за свою жизнь Андерсен написал более 150 сказок. Давайте вспомним их названия…
4. Сказочная викторина – путешествие.
- Наша первая станция – «Улочка «Ромашка». (Из бумаги сделать ромашку). Улочка не совсем обычная: на каждом лепестке ромашки есть отрывок из сказки. Нам нужно узнать, из какой сказки отрывок.
А) «Наконец лопнуло большое яйцо. – Пип! –Пип! – пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был большой!»
(«Гадкий утенок»)
Б) «Обманщикам отвели во дворце большую комнату, и они поставили там два ткацких станка, уселись за них и стали делать вид, что усердно работают.»
(«Новый наряд короля»)
В) «И еще одно чудеснейшее свойство было у котелка: если подержать над паром, который из него поднимался, подержать палец и понюхать, то по запаху можно было узнать, какое у кого в городе готовится кушанье».
(«Свинопас»)
Г) «А солдат уже успел так полюбить принцессу, что от всей души хотел жениться на ней. Да и принцем стать было бы недурно!»
(«Огниво»)
Д) «У ворот стояла принцесса. Боже мой! На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос и платья прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто ее только что вытащили из реки».
(«Принцесса на горошине»)
Е) «Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным».
(«Снежная королева»)
Ж) «Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и раздавал деньги бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, каково сидеть без гроша в кармане».
(«Огниво»)
З) «Фи, какой страшный! И совсем непохож на остальных! Неужели это индюшонок? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!»
(«Гадкий утенок»)
- Вторая станция - «Замок героев».
В этом замке живут герои разных сказок Андерсена. Ребята, я вам буду показывать героев сказок, а вы должны вспомнить из какой сказки эти герои. (Учитель показывает предметы и игрушки: горошину, розу, солдатика, лягушку, ореховую скорлупу и т.д.)
- Третья станция – «Остров рисунков».
Ребята, вы должны узнать сказку по рисунку. (Учитель показывает рисунки – иллюстрации сказок Х.К.Андерсена – дети отгадывают).
- Четвертая станция – «Поселок чтения»
(Выразительное чтение и пересказ отрывков сказки «Дюймовочка». Вывод: добро всегда побеждает зло, добро правит миром)
- Пятая станция – «Замок кроссворд». (Кроссворд лучше всего начертить на листе ватмана и закрепить его на доске. Дети будут подходить и вписывать маркером каждое слово).
С О Л О В Е Й
Д Ю Й М О В О Ч К А
Л Е Б Е Д Ь
О Д Е Н С Е
В Е Д Ь М А
В Е Ч Н О С Т Ь
1. Что подарил принц капризной принцессе в сказке «Свинопас»?
2. Название сказки Андерсена, главная героиня которой была такой маленькой, что ее постель помещалась в ореховую скорлупу.
3. На каких птиц хотел быть похожим гадкий утенок?
4. Город, в котором родился Андерсен.
5. Кто помог солдату стать богатым в сказке «Огниво»?
6. Слово, которое должен был составить Кай в замке Снежной королевы.
Ключевое слово кроссворда – любовь. В своих сказках Андерсен воспевал любовь, справедливость, добро, чувство человеческого достоинства. Сказочник учит нас разбираться в людях, учит ненавидеть ложь и несправедливость.
5. Чтение стихотворения Андерсена. Выяснение первого впечатления, восприятия детей.
Андерсен известен во всем мире именно как сказочник, но он писал и пьесы, и стихи. Послушайте его стихотворение и подумайте, как относился к жизни этот замечательный человек.
«Картинка»
Вьется змейкою дорожка;
Покосившийся немножко
Набок домик там стоит.
Дверь с петель слететь грозит;
Словно щурятся оконца
От лучей вечерних солнца.
Вьются ласточки…Щенок
Лает, глядя на порог.
На пороге улыбаясь
И с ребенком забавляясь,
Мать-красавица сидит;
На щеках заря горит.
Мальчуган здоровьем дышит
И румянцем так и пышет.
Он совсем не хочет спать!
По ножонкам толстым мать
Бьет его за то шутливо.
Кот преважно, молчаливо
Дремлет…Ах. Какой испуг!
На нос муха села вдруг!
Цап! – Не будь такой задорной! –
И опять что твой придворный,
Развалился – важный вид!
А дитя как ангел спит!…

(Ответы: 1. Он любил жизнь, людей, любовался животными. 2. Он радовался жизни. 3. Он любил детей)
- Вернемся к теме нашего урока – «Великий сказочник Датского Королевства».
- Как вы думаете, по праву ли Андерсена назвали великим сказочником? (Да).
- Почему? (Ответы детей)

Домашнее задание (творческое)
1. Придумать продолжение какой-либо полюбившейся сказки Х.К.Андерсена и записать тетрадь. Нарисовать героев этой сказки.
2. Сочините свою сказку о каких-либо привычных предметах, например, о своем будильнике, или о своем портфеле. Это задание сложнее.

Подведение итогов. Награждение победителей (можно сделать медали «Лучшему знатоку сказок Андерсена» и т.д.).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы в 5 классе. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Викторина для начальной школы. Викторина по сказкам Андерсена

Литературная викторина для детского сада по сказкам Андерсена

Кроссворд с ответами по сказкам Г. Х. Андерсена

Сценарий мероприятия к 9 Мая для учащихся 6 класса | Конспект классного часа ко Дню Победы - 9 мая для 5-6 классов
Опубликовано: 958 дней назад (20 апреля 2014)
Просмотров: 8705
+19
Голосов: 19
Наталия Александровна Клюка # 20 апреля 2014 в 17:15 +7
Татьяна Анатольевна, с удовольствием прочитала Вашу разработку. Сказки Андерсена любимы во всём мире. Не одно поколение выросло на них, впитало в себя их мудрость. Очень интересный урок-путешествие, позволяющий школьникам познакомиться с жизнью и творчеством великого сказочника. Красивые названия станций, разноплановые задания и вопросы, несомненно, вызовут у ребят искренний интерес к такому сказочному уроку литературы. Замечательный конспект, полезен не только учителям, но и педагогам дополнительного образования. Беру в закладки и отдаю свой голос +1!
Али Алиевич # 20 апреля 2014 в 18:09 +6
Разработка составлена очень грамотно, прививает познавательный интерес и любовь к произведениям Х.К.Андерсена.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 20 апреля 2014 в 18:13 +4
Коллеги, спасибо за комментарии!
Ольга Михайловна Гневанова # 20 апреля 2014 в 18:24 +7
Татьяна Анатольевна. Путешествия по «Поселку чтения»,по «Улочке Ромашка», по «Переулку героев», по «Замку кроссворда»), представлена мультимедийная презентация о жизни Андерсена - замечательно. Мне очень понравилось домашнее задание: сочинить свою сказку о каких-либо привычных предметах, например, о своем будильнике, или о своем портфеле. Сама рассказываю психологические сказки детям. Развивает воображение, фантазию,логическое мышление. А главное развивает познавательный интерес к великим сказочнику. Получила наслаждение от занятия. Удачи.
Поздравляю с праздником Светлой пасхи.
Наталия Арсентьевна Дробатун # 20 апреля 2014 в 18:30 +4
Молоец!!Замечательный конспект!!
Людмила Артемьевна Воронкина # 20 апреля 2014 в 18:43 +4
Татьяна Анатольевна, мне понравилось путешествие по стране Сказок Андерсена. Замечательные станции. Думаю такой урок понравится детям.Спасибо
Наталья Михайловна # 20 апреля 2014 в 19:12 +6
Татьяна Анатольевна, спасибо за живой урок-викторину. Викторина активизирует детей на познавательную деятельность и привносит живость, так как имеет соревновательный дух. Все логично и последовательно. Превосходные задумки путешествия: "ромашка", "замок", "остров", "кроссворд". Размышление на тему, как относиля сказочник к жизни в целом, формирует у детей свою точку зрения, умения высказывать свои мысли, т.е. мироощущение. Ощущение, что на этом не заканчивается познания мира, а только все начинается, и Вы даете такую возможность детям продолжить такую работу дома. Придумать или продолжить сказку. Здорово. Тем самым детям предоставляется возможность порпобовать свои силы в придумывании сказок, "проба пера". Возможно у кого-то из них и проявится такой талант, и мы увидим нового гения нашей современности. Успехов Вам и вашим ученикам!
Александр Семенович Жбанов # 20 апреля 2014 в 19:14 +5
С большим интересом узнал, а может вспомнил...о детских годах, жизненном пути и творчестве великого сказочника, с удовольствием совершил путешествие по Датскому Королевству, по сказкам любимого с детства сочинителя. Очень интересный урок, подобные занятия непременно повышают интерес к литературе, любовь к книгам! Спасибо! +1
Алёшина Марина Леонидовна # 20 апреля 2014 в 20:07 +4
Урок -викторина очень интересен!Если можно возьму в закладки и проведу в летнее время в лагере!Очень познавательно!!Путешествие удалось!!!Спасибо+1
Ольга Анатольевна Купцова # 20 апреля 2014 в 21:01 +3
Замечательные задание,всё продумано до мельчайших подробностей,очень познавательно. Мне ваш урок и задания ну ооооочень понравились!
Вера Ивановна Прошина # 20 апреля 2014 в 21:10 +3
С большим интересом прочитала Вашу работу. Молодец! Такой урок наверняка понравится детям. Думаю, после Ваших заданий дети будут читать произведения внимательнее и стараться запомнить их, чтобы в дальнейшем быть активными на Ваших уроках. Спасибо за МК. Отдаю свой голос!
Екатерина Петровна Беликова # 21 апреля 2014 в 01:43 +3
Татьяна Анатольевна, Ваша разработка привлекла мое внимание, потому что сама часто провожу нетрадиционные уроки. На таких занятиях учащиеся работают с особым удовольствием. Тоже давала творческое домашнее задание - выполняют с энтузиазмом. Познавательный, интересный урок, позволяющий развивать внимание, чувства коллективизма, взаимопомощи. Я лучшие детские творческие работы оформляю в сборники, отдельными брошюрками печатаю смешные речевые ошибки - дарю на выпускном.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 21 апреля 2014 в 09:16 +2
Коллеги, спасибо большое за комментарии. Рада, что моя разработка пригодится Вам в работе.Екатерина Петровна, спасибо огромное за идею со сборниками!
Раниль Нурисламович Калимуллин # 21 апреля 2014 в 11:44 +2
Хорошее начало с историей жизни писателя. Замечательная викторина, интересные, познавательные станции.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством сказочника, вызвать у детей интерес к чтению с помощью такой разработки- беспроигрышный вариант. Успехов вам, Татьяна Анатольевна! +
Маргарита Александровна Гришина # 21 апреля 2014 в 11:58 +8
Татьяна Анатольевна,прочитала ваш конспект обобщающего урока по сказкам Андерсена.Сказки эти во все времена читались с большим удовольствием.Урок составлен в виде своеобразной викторины,которая принуждает детей мыслить,рассуждать,познавать,отстаивать свою точку зрения.Они знакомятся не только с произведениями,но и с жизнью автора,следовательно изучая его размышления и жизненные позиции,также учатся рассуждать.Очень интересный урок+1
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 21 апреля 2014 в 16:25 +3
Спасибо большое за комментарии! Стараюсь самыми разными способами привить любовь к чтению и предмету.
Ольга Третьякова # 21 апреля 2014 в 20:07 +3
хорошее интересное занятия... мой сын в 5-м классе и к сожалению сейчас его сказки уже не привлекают, читает больше фантастику, приключения... а материал вы подобрали интересный, станции очень интересные (как название так и содержание)... Викторины - привлекают ребят, им всегда хочется проверить сои зания и доказать что они могут многое)))
Татьяна Галютина # 21 апреля 2014 в 21:34 +3
Татьяна Анатольевна,материал подобран Вами превосходный!С огромным удовольствием путешествовала по сказкам Андерсена!Урок-викторина - замечательный способ увлечь детей, "окунуть" их в процесс познания, привить любовь к чтению.Спасибо!+1!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 22 апреля 2014 в 19:22 +2
Татьяна Анатольевна, прекрасно Вы организовали путешествие по станциям! Станционный метод интересен ребятам, увлекателен и приносит свои положительные результаты. Задания настолько разноплановые, что ученики не успеют заскучать и отвлечься на таком уроке-викторине. Коллеги до меня абсолютно точно отметили все положительные стороны Вашей методической разработки. Жаль только, что современные детишки в сказки перестают верить гораздо раньше, чем мы в свое время.
Татьяна Гришанова # 22 апреля 2014 в 19:50 0
С большим удовольствием прочитала ваш конспект! Спасибо! +1
Любовь Сергеевна Резанова # 3 июня 2014 в 19:34 0
Спасибо огромное за Ваш удивительный урок! Беру в свою копилку. joke Мой голос!
Ирина Евгеньевна Котова # 28 ноября 2014 в 23:28 0
Андерсен- один из любимых писателей. Форма занятия удачно подобрана - викторина. Очень динамичный, увлекательный получился урок! Спасибо!
Светлана Анатольевна Ковтунова # 21 декабря 2014 в 15:51 0
Татьяна Анатольевна, я очень люблю Андерсена и часто читаю его детям в свободное время. Думаю, что ваша викторина никого не оставит равнодушным. Не всё, но отдельные моменты урока возьму себе на заметочку.