Конкурсы для педагогов и детей

Проект для школьников «Связь времен и поколений»

Проект «Связь времен и поколений» (Описание опыта работы по патриотическому воспитанию детей для учреждений дополнительного образования.)
Описание. Данный материал будет интересен педагогам, воспитателям, зам. директоров по воспитательной работе.
Данный проект направлен на то, чтобы реализовать идею патриотического воспитания детей и молодежи посредством вовлечения их в социально-значимую деятельность по увековечению памяти погибших военнослужащих-соотечественников..

Цель проекта:
Повышение уровня патриотического сознания жителей города через работу по увековечению памяти военнослужащих, жителях г.Чапаевска, погибших в Чечне.

Задачи проекта:
1. Привлечь внимание общественности к проблеме увековечения памяти погибших в
Чечне.
2. Обучить группу воспитанников ДДТ навыкам поисковой работы через использование различных источников информации, знаний, умению их применять и использовать в практической деятельности; формировать коммуникативную компетентность, готовность к самообразованию.
3. Разработать методическое пособие по увековечению памяти погибших.
4. Увековечить память погибших в Чечне военнослужащих, жителях г.Чапаевска
I. Актуальность и социальная значимость проекта
Поколение сегодняшних подростков почти не знает героев Великой Отечественной войны и тем более не знает о воинах, погибших в чеченской войне и в Афганистане.
В 2014 году на базе Дома детского творчества г.Чапаевска из воспитанников, посещающих творческое объединение «Патриот», в рамках проекта организовывается и начинает работать группа, занимающаяся поиском, систематизацией и анализом информации, касающейся ребят, погибших в локальных войнах.
В локальных войнах погибли и пропали без вести тысячи военнослужащих и гражданских лиц. Среди них и наши земляки, совсем молодые ребята, солдаты и офицеры. Священный долг – восстановить память о тех, кто, выполняя воинский долг, защищая конституционные права России, не щадил юной жизни и своего будущего.
Локальные войны – это, по сути, боевые действия с целью удержать территории в составе России, хотя официально конфликты назывались «мерами по поддержанию конституционного порядка». Именно поэтому объем официальной информации очень скромен и малодоступен.

Поисковая работа – нелегкая, исследовательская, требующая кропотливого, упорного труда. Она предполагает тесную связь с военкоматом, администрацией города, музеями, библиотеками, архивами.

Для выявления актуальности проблемы участниками творческого объединения была проведена анкета воспитанников Дом детского творчества г.Чапаевска. В анкетировании участвовало 80 чел.
На вопрос «Считаете ли Вы, что поисковая работа в нашем городе по сбору информации о событиях локальных войн является актуальной?» ответ «Да» дали 92,5% воспитанников, «Нет» - 3,8%, «Затрудняюсь ответить» - 3,8%.
Среди ответов на вопрос «Почему?» наиболее интересны следующие варианты:
- это наша история, без которой невозможно будущее;
- Люди должны знать, что происходило в этот исторический период;
- мы должны знать историю своего города;
- надо знать и помнить этих людей – погибших при выполнении своего воинского
долга.
Среди ответов на вопрос «Что нужно сделать, чтобы сохранить память о погибших?» наиболее часто встречаются следующие варианты ответов:
- проводить как можно больше мероприятий, посвященных этой теме;
- собирать информацию, создавать музеи, призывать людей к помощи в сборе информации о погибших;
- проводить поисковые работы, создавать архивы.

Результаты проведенного социологического опроса среди детей и взрослых нашего города показывают:
- 95% респондентов слышали, что в Чечне погибли военнослужащие – жители
г.Чапаевска;
- 2% респондентов знают приблизительное количество погибших;
- 1% респондентов знают, где учились или работали погибшие;
- 89% хотели бы знать больше об этих героях;
- 91% респондентов могли бы принять участие в общественно-значимой акции по
увековечению памяти погибших в Чечне.

Анализ результатов социологического опроса и анкетирования показал необходимость организации процесса по увековечению памяти военнослужащих, погибших в Чечне, жителях нашего города. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «И только память сильнее смерти…»
Деятельность в рамках проекта направлена на реализацию Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 г. № 4292-1 и решение реальных задач по увековечению памяти воинов - уроженцев г.Чапаевска Самарской области, погибших при защите Отечества.
II. Участники проекта.
1. педагог-организатор МОУ ДОД Дом детского творчества г.Чапаевска.
2. педагог дополнительного образования МОУ ДОД Дом детского творчества г.Чапаевска, руководитель детского творческого объединения «Патриот»
3. Группа воспитанников Дом детского творчества г.Чапаевска,
III. Сроки реализации проекта
Срок реализации проекта – ноябрь 2014г. – июль 2015 г.
IV. Деятельность по проекту
1. Организация и подготовка группы детей для участия в поисковом движении.
1.1. Набор группы детей для осуществления поисковой работы из числа воспитанников детского объединения «Патриот» путем анкетирования.

Группа детей для участия в поисковом движении формируется из участников творческого объединения «Патриот» на добровольной основе. Для учащихся проводится беседа о значимости и необходимости поисковой работы.
Цель поиска должна быть не просто конкретной и поисковой, она должна быть общественно значимой, полезной и нужной и для отдельных людей, и для общества в целом. Ребята должны видеть эту полезность, «гореть ею». Надо четко уяснить: что предполагается искать, на какие вопросы найти ответы.
Важно не допустить, чтобы работа свелась к бездумному записыванию всего услышанного и найденного.

1.2. Обучение членов поисковой группы.
Обучение членов поисковой группы проводится по составленной программе
Программа рассчитана на 62 часа (2 часа в день) теоретических занятий для будущих и начинающих поисковиков и предназначена для изучения в поисковой группе объединения, образованном на базе учреждения дополнительного образования.

2. Проведение поисковой работы.
2.1. Работа с архивами, документами, иными историческими источниками.
- оформление запросов в горвоенкомат с целью уточнения списка погибших;
- оформление запросов в Российский государственный военный архив (РГВА) и Центральный архив Министерства обороны РФ с целью уточнения информации о погибшем;
- посещение музеев СОШ № 1, 2, 4, 10, 12, 13 г.Чапаевска.
- посещение краеведческого музея Самарской области.

2.2. Проведение опросов, бесед, интервью.
- осуществление сбора информации посредством интервью, бесед, опросов родственников, друзей, соседей, учителей, одноклассников, сослуживцев погибшего.

2.3. Анализ и систематизация полученной информации.
- классификация полученной информации;
- создание картотеки и компьютерной базы данных на погибших;
- систематизация фактов, построение предположений, оформление выводов.

3. Работа по увековечению памяти погибших
3.1.Составление и реализация плана мероприятий по увековечению памяти погибших в чеченских войнах.
ПЛАН
1. Выпуск буклетов с описанием жизни и подвига погибших.
2. Проведение Вечера памяти и Уроков мужества на базе образовательных учреждений.
3. Оформление ходатайств Главе г.о.Чапаевск о создании Книги Памяти жителей города, погибших при защите Отечества; о присвоении имени героя улице города; об открытии мемориальных досок погибшим
4. Подготовительная работа по созданию общественного музея учреждения.
5. Оформление передвижной экспозиции, посвященной погибшим в Чечне.
4. Обобщение и распространение опыта реализации проекта.
4.1. Разработка методического пособия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

4.2.Участие и победа в областном конкурсе методических разработок военно- патриотической тематики «Методических рекомендаций по увековечению памяти погибших в локальных войнах»

4.3. Проведение областного семинара для руководителей учреждений дополнительного образования Самарской области по результатам реализации проекта.
V. Этапы реализации проекта
1.Подготовительный ноябрь-декабрь2014 г
.
1. Выявление проблемы и обоснование.
2. Оценка условий, при которых возможно достижение цели.
3. Разработка проекта «Связь времен и поколений»
4. Постановка целей и задач проекта.
5. Формулирование проблемы, прогнозирование ожидаемых результатов.
6. Изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
7. Изучение учебно-материальной базы учреждения и определение её готовности к началу реализации проекта.
8.Создание проекта «И только память сильнее смерти…»
9.Формирование группы по работе над проектом.
2 Формирующий декабрь 2014-январь 2015
Осуществление инструктивно-методической работы с участниками проекта.
1. Подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей.
2. Проведение беседы с детьми, участниками творческого объединения «Патриот»
3. Анкетирование участниками творческого объединения «Патриот»
4. Диагностика коммуникативных способностей участников поисковой группы.
5.Распределение участников поисковой группы по видам деятельности в соответствии с итогами анкетирования и тестирования.
6.Обсуждение и утверждение плана деятельности на заседании творческой группы.
3. Практический февраль- июнь 2015 г.
Увековечение памяти погибших в Чечне военнослужащих, жителях г.Чапаевска.
Реализация проекта:
- обучение участников поисковой группы методике поисковой работы;
- проведение поисковой работы;
- анализ полученных данных;
- составление и реализация плана по увековечению памяти погибших в Чечне;
1. Выпуск буклетов с описанием жизни и подвига погибших.
2. Проведение Вечера памяти и Уроков мужества на базе образоват.
учреждений.
3. Оформление ходатайств Главе г.о.Чапаевск
-о создании Книги Памяти жителей города, погибших при защите Отечества;
-о присвоении имени
героя улице города;
-об открытии мемориальных досок погибшим.
4. Оформление передвижной экспозиции, посвященной погибшим в Чечне.
4.Обобщающий июль 2015 г.
1. Оценивание результатов работы над проектом.
2. Подготовка и формулирование выводов и рекомендаций по итогам реализации проекта.
3. Анализ и соотнесение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.
4. Подготовка методических рекомендации по увековечению памяти погибших в локальных войнах.
5. Описание опыта работы по патриотическому воспитанию детей для учреждений дополнительного образования.
VI. Управление и обеспечение проекта
Общее руководство проектом осуществляет директор Дом детского творчества г.Чапаевска
Функциональные обязанности:
- общее руководство проектом, проведение оценки и мониторинга.

Оперативное управление проектом осуществляется советом проекта, в составе:
1. старший методист Дом детского творчества г.Чапаевска

Функциональные обязанности:
- организация консультаций, рабочих встреч, разработка проектов документов.
2. Педагог-организатор Дом детского творчества г.Чапаевска

Функциональные обязанности:
- подготовка содержательных отчетов по проекту, проведение тематических
мероприятий.
3. Педагог дополнительного образования МОУ ДОД Дом детского творчества
г.Чапаевска, руководитель детского творческого объединения «Патриот»

Функциональные обязанности:
- подготовка воспитанников к поисковой работе.

Бухгалтер проекта
Дом детского творчества г.Чапаевска.
Функциональные обязанности: ведение бухгалтерского учета, подготовка финансовых отчетов по проекту.

Ресурсы проекта
Для реализации проекта имеются необходимые кадровые ресурсы:
1. Педагог дополнительного образования для работы поисковой группой.
2. Педагог дополнительного образования для создания сайта и информационного
обеспечения проекта.
3. Заместитель директора по УМР для ведения документации проекта.
4. Педагог-психолог для проведения психолого-педагогического сопровождения
детей, участников поисковой группы.

Материально-технические ресурсы проекта:
1. Учебный класс для проведения обучения участников с поисковой группы.
2. Помещение для хранения полученной информации.
3. Оргтехника, компьютеры с необходимым лицензионным программным
обеспечением, скоростное соединение c Internet.
VII Оценка результатов проекта
Результаты реализации проекта оцениваются по количественным и качественным показателям.

Качественные показатели определяются по результатам опроса детей, анкетирования, оценки активности участия детей и взрослых в мероприятиях по увековечению памяти погибших в Чечне. С этой целью используются тесты, анкеты, опросники.
1. Анкеты на выявление:
- отношения к вопросам увековечения памяти погибших защитников Отечества;
- понятия о патриотизме;
- предложений о мероприятиях по сохранению и увековечению памяти
о погибших в Чечне.
2. Социологический опросник.

Количественные показатели:
- количество проведенных мероприятий по военно-патриотической тематике;
- количество воспитанников, обученных методике поисковой работы;
- количество имен погибших, увековеченных в истории города;
- количество участников поискового движения; количество методических пособий
по военно-патриотической тематике.
VIII Итоги проекта
Ожидаемые результаты
Выпуск трех буклетов, посвященных подвигу защитников Отечества, жителях г.Чапаевска, погибших в Чечне.
Проведение Уроков мужества, посвященных защитникам Отечества, погибшим в Чечне, на базе СОШ № 1, 3, 4, 5, 10, 12, 21. – 300 чел.

Оформление ходатайства Главе администрации г.о.Чапаевск об открытии Мемориальных досок героям, жителям города, погибшим в Чечне.

Оформление ходатайства Главе администрации г.о.Чапаевск о присвоении имени героя, погибшего в Чечне, улице города.

Проведение литературно-музыкальной композиции «Эстафета поколений» с целью увековечения памяти погибших в Чечне для воспитанников Дом детского творчества г.Чапаевска.
(Аудитория – 200 чел.)
Участие горожан в акциях по увековечению памяти погибших при защите Отечества – 200 чел.
Полученные результаты
Выпуск семи буклетов, посвященных подвигу защитников Отечества, жителях г.Чапаевска, погибших в Чечне.

Проведение Уроков мужества, посвященных защитникам Отечества, погибшим в Чечне, на базе СОШ № 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 21, 22, 23 – 550 чел.

Открытие Мемориальных досок Андрею Ромашину, Юрию Зиновьеву, Олегу Еремину, Алексею Сидоренкову, Дмитрию Дименштейн.

Присвоено имя Алексея Сидоренкова улице «Станционная»

Проведение литературно-музыкальной композиции «Эстафета поколений» с целью увековечения памяти погибших в Чечне для воспитанников Дом детского творчества г.Чапаевска, учащихся школ № 1, 4, родителей погибших, участников локальных войн, ветеранов ВОВ. (Аудитория – 500 чел.)

Передача полученных результатов поисковой деятельности (письма, аудиозаписи воспоминаний, личные вещи, фотографии и т.д.) музеям СОШ № 1, 2, 4, 10, 12, 13 для размещения в экспозициях.
Участие в акциях по открытию мемориальных досок – 210 чел.
Участие в акции по присвоению улице города имени героя – 150 чел.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Проект для разновозрастной группы детского дома. Яблоневый сад Мини проект во второй младшей группе на тему: Новый год Создание и использование мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста

Похожие статьи:

Перспективно-тематическое планирование в детском саду

Участник №200 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Сетевое и межведомственное взаимодействие школы и Дома детского творчества
Опубликовано: 393 дня назад (12 ноября 2015)
Просмотров: 993
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Татьяна Михайловна Чиркова # 12 ноября 2015 в 17:28 0
Каждый гражданин обязан знать историю своего государства. А уж помнить и чтить погибших за Родину - святое дело. Вы - молодец. Так держать!
Марина Коваленко # 12 ноября 2015 в 20:32 0
Каждый гражданин обязан знать историю своего государства. А уж помнить своих героев - святое дело. Вы - молодец.
Татьяна Александровна Данилова # 12 ноября 2015 в 21:44 +1
Проблема патриотичского воспитания сейчас занимает основное место в воспитании подрастающего поколения. Я очень рада что вы поднимаете эту тему. Молодец!!!
Вера Сергеевна Карабанова # 17 ноября 2015 в 09:26 0
Я считаю, что такая работа достойна голоса!!!+1
Любовь Николаевна Горбачева # 29 ноября 2015 в 18:56 +1
Проблема патриотичского воспитания сейчас занимает основное место в воспитании подрастающего поколения. Я очень рада что вы поднимаете эту тему.
Светлана Серафимовна Кислицына # 15 декабря 2015 в 10:39 +1
Очень актуальный проект!МНе он понравился.Можно взять кое-что себе на заметочку!Молодцы!Спасибо!
Татьяна Александровна Толстикова # 19 декабря 2015 в 09:26 +1
Светлана Игоревна, здравствуйте! Большое спасибо Вам за такую масштабную, бесценную работу по увековечению памяти воинов, погибших в Чечне. Ваша публикация послужит прекрасным образцом организации такого проекта. Примите мой голос. Успехов Вам!