Конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Организация сюжетно-ролевой игры

Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема мастер-класса «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
Автор: Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 88» г. Березники Пермского края
Описание: В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Цель: Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению.
Задачи.
1. Систематизировать знания педагогов о сюжетно – ролевой игре.
2. Познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры.
З. Формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.

Комплексно – методическое обеспечение:
- Компьютер, мультимедийный проектор;
- Готовые карточки – схемы;
- Карточки – задания;
- Маркеры, фломастеры;
- Картон;
- Технологическая карта игры.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер – классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Приглашаю к участию 9 человек. Проходите, рассаживайтесь по три человека за три рабочих стола.
Чтобы узнать тему мастер - класса прошу вас ответить на вопрос.
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим.

Совершенно верно – это ИГРА.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры?

Ответы участников.

Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?

Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.

Конечно и я сталкивалась с такими же проблемами.
Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры.
Основными методами педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, метод полилога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.
Кроме этих методов, я в своей практике использую технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим я хочу с вами поделиться, именно поэтому тема моего МК «использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей.»

Что такое технологическая карта?
Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.
В толковом словаре дается такое определение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят.

Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
А вам я предлагаю понять какие правила игры мы нарисовали.
Соотнесите картинку с действием.

Образец выполнения задания.

Для удобства использования на практике детьми и педагогом я предлагаю такое оформление технологической карты.

Посмотрите, здесь присутствуют все основные шаги, кроме одного – это шаг номер 4 "Поиграйте". Для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное.
Давайте составим технологическую карту игры «Космическое путешествие».

Одна группа разработает схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации.
1. Строительство ракеты.
2. Семья провожает космонавтов.
3. Возвращение космонавта домой.

Вторая группа разработает схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет).
1. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.
2. Связь космонавтов с землёй.
3. Выход космонавтов на орбиту.

Третья группа разработает схемы для детей 6-7- лет.
1. Подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр.
2. Встреча с инопланетянами.
3. ЧП на корабле.

У вас есть описание игровых ситуаций, ваша задача изобразить их графически и дополнить ими существующие пробелы в технологической карте.
Все необходимое у вас на столах. По окончании работы каждая группа представляет полученный результат. На работу вам дается 7 минут. Приступайте к работе.
Уважаемые коллеги, а для вас мы с детьми тоже подготовили загадки. На экране вы видите, созданные нами схемы, догадайтесь какие игровые ситуации представлены.

Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты.
Первая группа представляет технологическую карту для детей среднего дошкольного возраста.
Вторая группа представляет технологическую карту для старшей группы, обратите внимание, как меняется сюжет игры.
Третья группа представляет технологическую карту для подготовительной группы. Вы заметили, что увеличилось количество возможных ролей, и усложнился сюжет игры.
А теперь поиграем. Вернемся к нашей схеме.
Шаг первый – приглашаем друзей. Выходите.
Шаг второй – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам взять по одному предмету из этой космической коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете.
Атрибуты для ролей:
Космонавт – шлем, пилотка,
Мама - сумочка,
Папа – кепка,
Медик – повязка,
Инопланетянин – волосы,
Руководитель полета – наушники,
Тренер – гантели,
Журналист – фотоаппарат.

Шаг третий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать.

Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.

Четвертым шагом, согласно нашей технологической карты является непосредственно игра. Игру мы оставим для детей.
И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места.

Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми.

Ответы участников: да, конечно.

Каким образом технологическая карта поможет вам организовать сюжетно-ролевую игру?

Ответы участников: такая технологическая карта позволит детям самостоятельно организовать игру, дополнить ее другими игровыми сюжетами.

Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности.

Ответы участников: да, конечно.

Девиз моей работы: Дайте детству состояться, дайте детству наиграться.

Спасибо за работу.

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно - ролевая игра для старших дошкольников Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника Конспект сюжетно-ролевой игры для подготовительной группы детского сада. Презентация салона головных Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
Использование ИКТ - технологий педагогом ДОУ | Конспект родительского собрания в детском саду о здоровье с презентацией
Опубликовано: 621 день назад (30 марта 2015)
Просмотров: 7356
+15
Голосов: 15
Вера Николаевна Кузнецова # 30 марта 2015 в 19:42 +1
Как я рада, что именно я была участником этого мастер-класса! Несмотря на то, что я работаю учителем-логопедом и в сюжетные игры играю гораздо меньше, чем воспитатели, этот мастер класс натолкнул и меня на новые идеи и разработки. Я рассказала воспитателям о создании технологической карты и они тоже загорелись идеей её создания. Огромное спасибо за труд. Я думаю, он будет оценен по заслугам.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 30 марта 2015 в 20:11 +2
Светлана Владимировна, спасибо за приглашение!
Уверена, что многие педагоги, работающие в ДОУ, воспользуются вашим материалом. Солидарна с вами, что игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и занимает особое место. Тема актуальна, фотоматериал прилагается для лучшего восприятия содержания.
Мои вам пожелания по оформлению:
- обратите внимание на формулировку цели (отвечает на вопрос Что?);
- уберите лишние пробелы в тексте;
- обратите внимание на заголовок, он должен быть кратким. Может просто стоит добавить уточняющий, где вы и укажите - Сюжетно – ролевые игры для формирования инициативности и самостоятельности детей (используя шрифт Н2)
Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Светлана Владимировна Бузмакова # 30 марта 2015 в 20:18 +2
Большое спасибо, Татьяна Николаевна, за комментарий. Выполнила ваши рекомендации: исправила цель и заголовок. А вот пробелы оставила, т.к. если их убрать, то текст сливается и читать неудобно. Еще раз спасибо за подсказки.
Сидорова Зоя Григорьевна # 30 марта 2015 в 20:24 +2
Светлана Владимировна! Публикация продумана до мелочей, чётко и точно даны конкретные рекомендации по использованию технологических карт для организации сюжетно-ролевой игры. Идея технологических карт хороша тем, что помогает развивать абстрактное мышление у детей, умение обобщать понятия и предметы. На основе написанной последовательности детям легче творить, делать выводы, анализировать, понять последовательность игровых действий. Думаю, что многим педагогам пригодится данный материал. Мне было полезно и интересно познакомиться с приемами работы, с методикой использования технологической карты в игре. Спасибо за публикацию, голос.
Зоя.
Светлана Владимировна Бузмакова # 30 марта 2015 в 20:29 +3
Большое спасибо, Зоя Григорьевна, за позитивный комментарий. Сюжетно-ролевая игра наиболее сложный элемент в работе воспитателя. Намного легче рассадить детей за настольные игры или провести традиционную НОД, а вот научить детей играть в сюжетные игры очень важно, ведь это и познание мира, и коммуникации между детьми, и поиск своего места в современном пространстве. Технологические карты - это большая помощь.
Надежда Владимировна Рябиченко # 30 марта 2015 в 20:35 +3
Светлана Владимировна, спасибо за приглашение. Интересную работу Вы представили нашему вниманию. Действительно, игра - основной вид деятельности дошкольников. Использование технологических карт помогает детям данного возраста лучше понять правила игры, развивает внимание, мышление. В своей работе Вы даете четкие и понятные инструкции по составлению и использованию технологических карт. Материалом, несомненно, воспользуются многие воспитатели ДОУ. Примите мой голос.
Оксана Сергеевна Рябчикова # 30 марта 2015 в 20:59 +3
Светлана Владимировна.Добрый вечер. Отличная разработка! Всегда, когда заходишь к Вам в гости - удивляешься и восхищаешься тем как Вы продумываете и оформляете свои разработки! Думаю, что ваши дети всю жизнь будут вспоминать вас только добрыми словами. Ведь вы для них столько интересного и полезного делаете. Действительно
технологическая карта помогают воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми, я их тоже использую в своей работе
Татьяна Александровна Ковальских # 30 марта 2015 в 22:00 +4
Добрый вечер, Светлана Владимировна. С удовольствием побывала на вашем мастер-классе, просто здорово! Очень много интересной и полезной информации. Согласна с Вами, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности и очень важно научить ребенка этому, направить, подсказать, дать идею для развития игры. Прием использования технологических карт поможет достичь этой цели и решить поставленные задачи.
Замечательно, что Вы продумали возможность использования технологических карт в разных возрастных группах и дали подробные и грамотные рекомендации по их использованию всем участникам мастер-класса. Ваш материал будет очень полезен педагогам! Беру его себе в копилку. Спасибо!!!
Голосую +1. Желаю творческих успехов!
Наталья Алексеевна Лисова # 30 марта 2015 в 22:06 +4
Добрый вечер,Светлана Владимировна!Большое спасибо за публикацию.Ребенок в детском саду учится играть и перенимает что-то у человека , которому доверяет, который делает для него что-то интересное и увлекательное.Вы можете быть идеальным партнером по игре и показать как может развиваться совместная игра.Ребенок всегда лидер в игре, а мы взрослые лишь зеркально отражаем его действия.Технологическая карта очень нужна воспитателю,чтобы ребенок стал играть заинтересованно.Спасибо! Творчества и удачи!
Сирина Раисовна Емельянова # 31 марта 2015 в 13:58 +5
Светлана Владимировна, спасибо за содержательную публикацию. Учить детей играть в сюжетно - ролевые игры необходимо с раннего возраста, так как в процессе этих игр дети учатся общаться друг с другом и договариваться, что имеет большое значение. Ваши схемы помогут в организации игр многим воспитателям, в том числе, и мне. Спасибо!
Ирина Александровна Винокурова # 31 марта 2015 в 19:54 +5
Светлана Владимировна! Очень актуальная и полезная информация для нас педагогов, потому что зачастую организация игровой деятельности вызывает некоторые проблемы и сложности. Изготовление и использование технологических карт
- это большое подспорье педагогу, чтобы дети научились играть с удовольствием и доводить до конца начатую игру. Спасибо! Примите голос!!!
Ирина Юрьевна Ручина # 2 апреля 2015 в 18:40 +5
Светлана Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал у Вас получился очень интересный, мне понравился. Таким материалом могут воспользоваться многие педагоги. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Лариса Васильевна Калугина # 3 апреля 2015 в 22:31 +5
Очень понравился ваш мастер-класс!!! Технологические карты не всегда используем, у нас немного они не такие, этот вариант тоже очень понравился. Так как проводить такие занятия не всегда правильно получается, спасибо за вашу работу, замечательно. +++1
Елена Николаевна Дурасова # 9 июля 2015 в 22:12 +2
Здравствуйте, Светлана Владимировна! Воспользовалась вашим мастер-классом, всем очень понравилось! Дальнейших успехов в вашей деятельности! Голос!
Ирина Викторовна Родионова # 26 октября 2015 в 20:44 0
Здравствуйте, Светлана Владимировна!Ваш мастер-класс действительно полезен для педагогов.Интересны технологические карты.Творческих успехов Вам!
Екатерина Анатольевна Краснова # 3 февраля 2016 в 23:58 0
Здравствуйте Светлана Владимировна!Очень продуманный и тонкий подход к сюжетно-ролевой игре. Технологические карты редко увидишь в детском саду, а они очень полезны для четкого и полного понятия, как организовать игру. У деток возникает порядок в голове!Творческих успехов!