Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей старшей группы. Закаливание детей

Консультация для родителей "Как быть здоровым душой и телом" для детей 5-6 лет

Цель:
- продолжать знакомить детей с основными принципами закаливания, для дальнейшего использования их в своей жизни.
- познакомить родителей с различными видами закаливания.
- развивать у родителей интерес к закаливанию.

То, что закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний известно всем. Еще в 1899 году видный отечественный физиолог И.Р. Тарханов в книге о закаливании дал такое определение: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали при их закаливании, придающем им большую стойкость и твердость». Именно к стойкости к неблагоприятным воздействиям, прежде всего температурным, и находит отражение эффект закаливая, под которым обычно понимают способность переносить влияние низкой температуры без вредных для человека последствий. Закаливание не только повышает его устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационной системы, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры окружающей среды, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.
Важно подчеркнуть, что закаливанием может и должен заниматься каждый человек любого возраста независимо от уровня физического развития. В процессе закаливания наряду с оздоровительным эффектом происходят перестройки в психо-эмоциональной сфере, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремленности, улучшения настроения, уравновешенности, выдержанности. Поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка.

ПРИНЦИПЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ
1. ПРИНЦИП – систематичность и последовательность. Закаливание должно проводиться по возможности ежедневно, независимо от погодных условий и занимать определенное место в режиме дня ребенка. Перерыв в применении процедур быстро приводит к исчезновению их эффективности. Важно также соблюдать последовательность в проведении закаливающих процедур, начиная с более щадящих и менее интенсивных воздействий с постепенным переходом к более сильным. Полезно при этом помнить известное в физиологии правило: слабые раздражители обычно помогают деятельности функциональной системы, сильные противодействуют, а сверхсильные могут вызывать противоположный эффект.
2. ПРИНЦИП – учет индивидуальных особенностей ребенка и состоянии его здоровья. Уже давно было установлено, что закаливающие факторы по-разному сказываются на организме человека. Вот как писал о влиянии простуды Чарлз Дарвин: «Простуда действует неопределенным образом на различных людей, соответственно сложению их тела или конституции, вызывая то кашли, то насморк, то ревматизм или воспаление органов». При этом имеет значение индивидуально-типологические особенности нервной системы.
Можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторными заболеваниями? На этот вопрос в самой общей форме можно ответить утвердительно, однако, методы и приемы закаливания должны быть более щадящими в период реконвалесценции (выздоровления). Разумеется во время заболевания закаливающие процедуры не применяются. Организация закаливания в каждом таком случае должна носить индивидуальный характер.
Говоря о принципах закаливания детей, Г.Н. Сперанский всегда подчеркивал, что любые применяющиеся закаливающие воздействия должны вызывать положительные эмоции у ребенка. Плач и двигательное беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.
При проведении закаливания всегда следует учитывать климато-географические условия, влияющие на терморегуляцию. Понятно, что у детей – жителей юга лучше применять менее эффективные воздействия, чем у детей- северян.
К принципам закаливания относится и комплексное использование природных факторов (воздуха, воды и солнечной радиации), следует обязательно подвергать охлаждению закрытые участки кожи, применять полиградационные (сильные и слабые, быстрые и медленные) воздействия в покое и при мышечной работе и т.д.
Характеризуя общепринятые принципы закаливания в целом, надо отметить, что все они без исключения исходят из факта необходимости адаптации к холоду. О конкретных закаливающих методах, основанных на этих принципах, будет сказано ниже.
Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Из первых наиболее удобными для реализации у детей любого возраста, физиологически обоснованными и уже давно доказавшими свою действенность являются методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает такую у взрослых.
Поэтому пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, укрепляется и улучшается деятельность эндокринных желез, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. В крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. О благотворном действии прогулок на свежем воздухе писал А.С. Пушкин:
- Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон…

Ежедневные прогулки (не менее 4 часов) детей дошкольного возраста, а также дневной сон на свежем воздухе, могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье. К сожалению, многие родители лишь эпизодически совершают прогулки с детьми в выходные и праздничные дни, да и в детских садах далеко не везде можно наблюдать полноценные (по продолжительности и по активной мышечной деятельности детей) прогулки. Еще реже можно увидеть детей, спящих на улице, на открытом воздухе.
Традиционный метод воздушных ванн для закаливания детей заключается в постепенном снижении температуры воздуха от +22С или от +20С до +10С.
Суть метода контрастных воздушных ванн:
До и во время дневного сна в комнате для проведения эксперимента устанавливается температурный режим в +14 или +15С (для этого периодически открывают окна), тогда как в соседней групповой комнате с помощью отопительных приборов температура воздуха повышается до +25С.
По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течении 10-15 минут подвижной игрой, перебегая из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Затем постепенно разница температур может быть для старших дошкольников увеличена до 13-15С.
Контрастные воздушные ванны можно использовать и в домашних условиях. Проснувшись утром чуть раньше ребенка, укройте его одеялом, распахните форточку или фрамугу и доведите температуру в спальне до +14 или +15С, а далее проводите подвижную игру с перебежками из прохладной комнаты в теплую.
Такие контрастные воздушные ванны можно проводить круглогодично. Можно считать, что применение непродолжительных контрастных воздушных ванн в дополнении к прогулкам и другим способам закаливания повышает устойчивость терморегуляторного аппарата ребенка.
Еще одной хорошей, но почти забытой закаливающей воздушной процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми фрамугами или форточкой, о чем выше уже говорилось. Очень полезен дневной сон на балконе. Приучать ребенка к этому можно при температуре не ниже +15С.
Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее средство и общеукрепляющее. В солнечном спектре инфракрасные лучи оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи обладают слабым тепловым и выраженным химическим и биологически эффектом, способствуя образования витамина Д с его антирахитным действием, и повышает обменные процессы.
Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожении многих бактерий и вирусов, повышении сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Загар, образующийся в результате накопления в коже пигмента меланина, предохраняет от избытка радиации и от ожогов.
Сразу же надо заметить, что для облучения лучами солнца, нет абсолютных противопоказаний, однако оздоровительное действие солнечной ванны имеет место только при умеренных ее дозах. Хотя у детей чувствительность к радиации снижена, тем не менее возможность ожога, теплового и солнечного удара очень вероятна при длительном пребывании на солнце. Поэтому длительность солнечных ванн при температуре воздуха не ниже +19 ,+20С не должна превышать 5-6 минут в утренние (с 8 до11) или послеобеденные (с 17 до 19) часы. Время каждой последующей ванны можно удлинять на 3-5 мин. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь, например, подвижной игрой, при этом должен быть обязательно надет легкий головной убор с козырьком. При появлениях первых признаков перегревания (покраснение лица, большая потливость) ребенка надо увести в тень и умыть лицо прохладной водой, дать выпить немного (не холодной воды!) и поиграть в спокойную игру. Спустя несколько дней полезно чередовать пребывание ребенка на солнце и в тени, с интервалами в начале 5-10 мин., а затем в 15-20 мин. После приема солнечных ванн ребенку стоит искупаться, предварительно некоторое время проведя в тени.
Важно учитывать следующее обстоятельство. Активность солнца каждый год неодинакова, и нельзя ориентироваться только на результаты закаливания в прошлые годы. Изменения солнечной активности происходят в динамике одиннадцатилетнего цикла с постепенными подъемами и спадами. На этом фоне отмечаются высокие периоды ультрафиолетовой активности и инфракрасного излучения. В такие периоды к приему солнечных ванн ребенком надо относиться особенно внимательно, ни в коем случае не допускается передозировки их воздействия.
Говоря о солнечной радиации, обычно имеют в виду лето, забывая и о зиме. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх. Увлекательной и одновременно оздоровительной игрой для мальчиков старшего дошкольного возраста может быть хоккей с мячом или шайбой, но проводящийся не на ледяной, а на снежной площадке, для девочек хороши прыжки со скакалкой и другие упражнения. И ничего страшного не случится, если дети, разогревшись, какое-то время будут играть без пальто. Мне однажды пришлось наблюдать поразительную картину.
Вода для закаливания применяется с древнейших времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух, благодаря более высокой (по сравнению с воздухом выше в 28 раз) теплопроводности. Наверное, нет здорового ребенка, которому водные процедуры не доставляют радости и не оказывают оздоровительного эффекта. Очень хорошо об этом сказал К.И. Чуковский в знаменитом «Мойдодыре».
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, океане, -
И в ванне и в бане
Всегда и везде
Вечная слава воде.

Все традиционные методы закаливания водного делятся на местные и общие. К первым относятся: умывание после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым – обтирания, обливания, душ, купание. Из этих процедур, подробное описание которых можно найти в любой книге по закаливанию, доказали свою закаливающую эффективность, в частности, обливания стоп водой с постепенно снижающейся температурой (начиная с +28;27С) После обливания ноги тщательно вытираются. Также эффективно у старших дошкольников полоскание горла, сначала теплой водой, затем прохладно-холодной водой, которые удобно проводить во время утреннего туалета.
И так, если родители хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны закаливать его с раннего возраста. В «минимум» закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, пребывание ребенка в помещениях при температуре воздуха не более +18С, ежедневное применение контрастных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Закаливание детей раннего возраста Закаливание дошкольников естественными природными факторами Плавание - как эффективное средство закаливания детей в детском саду
Новогодние поделки для старшей группы ДОУ своими руками. Новогодняя елочка | Консультация для родителей детского сада. Фитотерапия и ароматотерапии для укрепления детского организма
Опубликовано: 336 дней назад (6 января 2016)
Просмотров: 2073
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Анна Васильевна Зенкина # 6 января 2016 в 19:07 +1
Спасибо за интересную и содержательную разработку! Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Обязательно воспользуюсь вашим материалом!
Елена Владимировна Иванова # 6 января 2016 в 23:51 +1
Ваша работа будет актуальна в любое время, причем не только для детей 5-6 лет, но и для всех остальных. Важно не только напоминать родителям о необходимости закаливания, но и направить их в нужном направлении. Что и делает ваша консультация. Голос №2.
Наталья Анатольевна Лейнерт # 8 января 2016 в 22:22 0
Татьяна Аркадьевна, очень интересный материал!Вами проделана большая и нужная работа.Есть чему поучиться. Вы просто настоящий профессионал.
Галина Геннадьевна Шинкарева # 15 февраля 2016 в 17:57 0
методы закаливания простые и надежные. А ВЫ ПРОВОДИЛИ МОНИТОРИНГ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ?