Конкурсы для педагогов и детей

Эссе руководителя школьного кукольного театра

Эссе руководитель школьного кукольного театра
Я, Янченко Вера Викторовна, работаю в ГКОУ РО школа- интернат VIII – вида поселка Орловский 6 лет, воспитателем интерната. И уже 5 лет я являюсь руководителем школьного кукольного театра «Радуга». Проблема по самообразованию , над которой я работаю, звучит так- «Формирование культуры общения и эстетических чувств посредством кукольного театра". Выбрана она была не случайно, т. к. по мнению доцентов Е Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и учителей – дефектологов Е.Ю. Селиванова, В .В. Титова у детей с умственной отсталостью проявляются недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:
-неустойчивость внимания;
-повышенная возбудимость аффектов;
-сильная острота симпатий и антипатий к людям;
-пугливость и боязливые страхи (фобии);
-пессимизм и чрезмерная веселость;
-равнодушие, безучастность;
-страсть к чтению.
Для умственно отсталых детей характерны: неустойчивость произвольного внимания, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы. У детей нарушена функция памяти и речи, дети не умеют общаться друг с другом, присутствует чрезмерная раздражительность и импульсивность, не умеют доводить дело до логического завершения, нарушена мелкая моторика рук.
А театр кукол много значит для детского сердца. Ведь кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество, корригирует поведение. С помощью театра кукол решаются психолога – педагогические задачи, осуществляется эстетическое воспитание детей, творческое развитие. Наш школьный кукольный театр – это театр «петрушек». Петрушками называются куклы, которые надеваются на руку. В наших постановках мы используем кукол, изготовленных на фабрике, некоторых готовим сами вместе с детьми. Сценой в театре «петрушек» служит ширма. Декорации мы рисуем совместно с ребятами. Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Благодаря чему у детей исчезает страх перед публикой, развивается речь, память, мышление. Кукла – «петрушка» отличается от обычной тем, что черты ее лица крупнее, выражение характернее. Туловища совсем нет. Его заменяет специальная перчатка и рука кукловода, на которую кукла одета. Все это способствует развитию мелкой моторики рук.
Доброжелательность со стороны педагога, поощрение, высказывание положительных оценок в адрес ребенка способствует стимулированию его творческой активности.
Для своих постановок мы с детьми используем сказки хорошо знакомые школьникам, некоторые из них показываем в новой обработке.
Сказки детям читали всегда, и будут читать всегда. Дети с желанием, во время наших занятий, читают их сами, развивая свою технику чтения. Но можно не только читать, но и играть в сказки, что мы с детьми и делаем на своих занятиях. Играя с детьми, я помогаю им в познании окружающего мира, накоплении знаний. Такие игры помогают закрепить содержание сказки, по-новому взглянуть на чтение.
На своих занятиях я стараюсь создать условия для творческого самовыражения:
- обмен мнениями (дети дают оценку друг другу);
- снятие «зажимов» (учить детей на собственном примере раскрепощаться, не бояться сцены);
- сотрудничество педагога и воспитанника (дети с удовольствием участвуют в музыкальном оформлении спектакля, декорировании сцены и т.д.);
- снятие психологической инертности;
- проведение детального анализа.
На основе наблюдений выявила, кто из детей нуждается в индивидуальном и дифференцированном подходе. Для таких детей я подобрала специальные развивающие игры по методике И. Коваль.
Так как у актера с интеллектуальной недостаточностью имеются определенные сложности в организации своего поведения (истощаемость, слабая концентрация внимания и т.п.), то я выбираю для работы с детьми простые детские сказки. В противном случае необходимо ритмически членить действия на небольшие части: сцены, эпизоды, картины и т.д., чтобы к каждой части актер мог приступить как к новому заданию.
Работу с детьми я начинаю с коллективных форм (задание дается всей группе) и развиваю в сторону поиска индивидуальных средств выразительности, начинаю с того что у ребят получается. Также учитываю объективные ограничения возможностей детей, создаю ситуации посильного для них напряжения, помогаю им расширить свои возможности и учу вместе радоваться даже небольшим победам. Не фиксирую ошибок, а посредством игровых заданий добиваюсь их исправления.
Для всестороннего развития умственно отсталых детей необходимо формировать умение работать в коллективе. Под коллективной деятельностью подразумевается совместная постановка с отдельными ролями. Поскольку дети в процессе постановки спектакля тесно взаимодействуют друг с другом, при разделении ролей, а так же связаны общностью цели, то очень важно в процессе работы сохранить дисциплину, доброжелательность, но в то же время товарищескую требовательность в отношении качеств и правильности выполнения действий спектакля.
Вследствие совместной работы воспитанники получают навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Итогами всех наших занятий являются выступления перед зрителями: на школьных мероприятиях, зональных съездах и районном мероприятие посвященном декаде инвалидов.
Таким образом, по-моему, мнению, художественно – эстетическая направленность внеурочной деятельности детей, посредством школьного кукольного театра способствует формированию у них положительных эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку, расширяет знания детей.
Используемая литература:
• Библиотека воспитателя «Театральная деятельность», А.В.Щеткин .-М.:Мозаик-Синтез,2008г.
• Организация и планирование воспитательной деятельности в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме, Е.Д.Худенко и др.- М.:АРКТИ,2005г.
• Организация театральной деятельности в школе и внешкольных учреждениях, Великоднева Ю.В.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе педагога дополнительного образования Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную» Эссе педагога дополнительного образования Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо
Экология и здоровье человека | Классификация игр, используемых в начальной школе
Опубликовано: 930 дней назад (20 мая 2014)
Просмотров: 2167
Рубрика: Без рубрики
+19
Голосов: 19
Светлана Христьяновна Лаптева # 20 мая 2014 в 14:06 +4
С удовольствием познакомилась с вашим эссе. Я тоже организовала для своих воспитанников кукольный театр. Он у нас называется "Карусель". Из многолетнего опыта работы могу сказать, что занятия в кукольном театре нравятся подросткам. И даже самые "трудные" всегда с желанием принимают участие в постановках. Вы молодец! Было интересно познакомиться с вашим опытом работы. Спасибо!1+
Вера Викторовна Янченко # 20 мая 2014 в 22:15 +7
Спасибо большое, Светлана Христьяновна, за высокую оценку моей работы! Театр кукол помогает детям сглаживать острые углы в общении, позволяет выразить свои эмоции, немного покривляться, изменяя голос на пол тона выше или ниже. Детям нравится такая эмоциональная разгрузка. И я, как руководитель, вмести с ним играю голосом, движениями, хотя из за ширмы их и не видно, но это помогает ребятам раскрепоститься и хорошо сыграть свои роли. Желаю и Вам творческих успехов и удачи! joke
Татьяна Александровна Чепелева # 20 мая 2014 в 16:53 +4
Да, Ваши воспитанники - особенные! И первоочередная задача научить их умению общаться и работать в коллективе. Им это действительно трудно. Хорошо, что Вы используете положительные эмоции, ведь театральные постановки-это игра,а кто же откажется поиграть? Успехов вам в работе и талантливых артистов-учеников!
Вера Викторовна Янченко # 20 мая 2014 в 22:23 +7
Спасибо, Татьяна Александровна, за добрые слова и за голос! Да, наша главная задача адаптировать детей к жизни в обществе, в коллективе, в социуме. Для этого мы используем все доступные и подходящие формы и методы. Театр является одним из таких методов, он приучает детей к прекрасному, развивает речь, общение и воспитывает положительные качества личности, ведь сказки учат только добру. Еще раз спасибо за позитивный комментарий! Удачи Вам! joke
Татьяна Викторовна Мирошникова # 22 мая 2014 в 08:40 +4
Театр - это нечто необыкновенное, чарующее и очень интересное. А в школьном кукольном театре дети ставят сказки, которые учат добру, справедливости, воспитывают в детях положительные качества. Театральной деятельностью надо заниматься в любом школьном и дошкольном учреждении. А театр кукол к тому же развивает мелкую моторику. Вы молодец Вера Викторовна! Голос +1! Удачи!
Светлана Алексеевна Шевченко # 22 мая 2014 в 08:57 +5
В детстве многие из нас участвовали в каких - нибудь театрализованных постановках, сценках, художественной самодеятельности, это всегда было интересно, весело. Сказки всегда являлись неотъемлемой частью жизни ребенка, и через них можно многому научить. +1! Удачи Вам!
Пусть сказка – вымысел и ложь,

Но здесь прочтете между строк,

Что в жизнь уверенно войдешь

Лишь через школьный ты порог.

Прозрачным солнечным лучом

Проложится твой путь на свете,

И жизнь основана на чем,

Поймешь, проснувшись на рассвете!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 4 июня 2014 в 14:49 +5
Вера Викторовна, прочитала Ваше эссе на одном дыхании. Сама сейчас работаю над несколькими постановками с ребятишками, продумываю, вместе делаем кукол, они в восторге! Театр увлекает всех детей без исключения, независимо от способностей, возможностей, развивает и помогает им стать более общительными, активными. Безусловно, подобная деятельность необходима, хорошо запоминается детям материал для постановок, во всяком случае лучше, чем если бы задание было индивидуальным, школьный театр воспитывает ответственное отношение к общему делу. Спасибо за размышления о школьном кукольном театре. Вспоминаю театр, в котором в пору учебы в школе участвовала, с особой теплотой и трепетом.
Вера Викторовна Янченко # 5 июня 2014 в 07:21 +8
Спасибо большое, Ирина Геннадьевна за добрые слова, за позитив! Правда, театральные помосты увлекают всех. Совершенно с Вами согласна, театральная деятельность помогает детям не просто стать общительными и активными, а так же воспитывает положительные качества личности, через сказки, доброта, справедливость, трудолюбие. А как интересно нам самим заниматься с детьми театральной деятельность, репетировать, выступать, радоваться успехам. Желаю и Вам удачи и творческих успехов!
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 10 июля 2014 в 18:18 +9
Вера Викторовна, познакомилась с вашим материалом, где так подробно вы рассказываете о своей работе. Создавая такие удивительные школьные театры, вы для многих ребят открываете может даже и творческую калитку. Школьные театры придают для многих участников уверенность в себе, а также данная деятельность только положительно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Вера Викторовна, небольшая рекомендация - жанр эссе это текст, состоящий из 3 частей (прошлое, настоящее и будущее). Когда готовилась к профессиональному конкурсу "Учитель Года", у нас было конкурсное задание написать эссе о своей педагогической профессии. Как вспомню, сколько я литературы пересмотрела, чтобы написать эссе, даже вспомнить страшно, но один плюс, я очень полюбила данный жанр написания статьи. Спасибо за интересную деятельность, которой вы занимаетесь с ребятами. Так держать!+1
Вера Викторовна Янченко # 11 июля 2014 в 23:55 +6
Спасибо, Татьяна Николаевна, за комментарий! Я с Вами совершено согласна, Просто здесь я выставила не всю статью, а только часть, работа показалась мне очень объемной, ведь это тоже моя конкурсная работа в школьном конкурсе в номинации, "Лучший педагог дополнительного образования". работа содержала в себе все перечисленные Вами части, с планами на будущее, с мастер-классом "Театр экспромт", с открытым кружковым занятием "Пока занавес закрыт". Я сократила статью, но только пожалела, что не вставила фотоматериал, его у меня достаточно. ну ничего страшного, будет повод подготовить новую статью, или фотоотчет. Еще раз спасибо за внимание к моей работе! Удачи Вам!
Регина Сириновна Сабирзянова # 10 июля 2014 в 18:27 +7
Вера Викторовна! Вы проводите большую неоценимую работу. Участие особенных детишек в различных мероприятиях, особенно в театральных постановках на сцене, позволяет решить проблемы пусть не полностью (многие проблемы никуда не денутся и будут сопровождать их всю жизнь), но значительно снизить их остроту. Читала с большим интересом, великолепно! +1
Вера Викторовна Янченко # 12 июля 2014 в 00:00 +6
Регина Сиридовна, большое спасибо, за чуткость, за теплые слова, за оценку и комментарий! Вы всегда очень внимательно относитесь к работам других пользователей, с радостью отзываетесь на все приглашения оценить мастер-класс, и поддержите добрым словом! Длагодарю то всего сердца! Удачи Вам!
Татьяна Вениаминовна Волкова # 10 июля 2014 в 18:28 +6
Вера Викторовна, какая вы молодец, что взялись за такую работу. Детский кукольный театр способствует самовыражению, развитию творчества. Театр дает детям путевку в жизнь, помогает им раскрыть свои таланты. Эссе творческого педагога, помогающего детям найти свое место в социуме. Играя, они забывают о своих неудачах, концентрируются на самом процессе, вживаются в роль, наделяют куклу иногда своими качествами и в результате воспитываются сами, становятся чище и лучше. Было интересно познакомиться с вашим опытом работы. +1
Вера Викторовна Янченко # 12 июля 2014 в 00:08 +7
Спасибо, Татьяна Вениаминовна, за такой позитивный, подробный анализ комментарий! Кто, как не педагог, может так понять детскую душу, помочь им раскрыть свои возможности, подать руку помощи, конечно же после семьи, мамы. Мы всеми способами стараемся воспитать добрых, справедливых, достойных граждан своей страны и сказка в этом нам неплохо помогает. А делясь опытам друг и другом, мы где-то учимся друг у друга, где-то самореализуемся, где-то помогаем друг другу. Желаю Вам удачи и творческих успехов!
Наталья Николаевна Матафонова # 10 июля 2014 в 18:41 +5
Вера Викторовна, с большим удовольствием познакомилась с Вашим опытом работы руководителя школьного кукольного театра. Театральная художественно-эстетическая деятельность является одним из основных средств развития личности ребенка – его интеллектуальных качеств, развития речи и памяти, эмоциональной отзывчивости. Вы – молодец! Желаю неиссякаемого творчества!
Вера Викторовна Янченко # 12 июля 2014 в 00:16 +7
Спасибо, Наталья Николаевна, за такое доброе, эмоциональное пожелание! За все то время, что я уже проработала руководителем кружка кукольный театр, я не разу об этом не пожалела, хотя работа требует немало сил и отдачи. Но, после каждого выступления, я видела все те положительные эмоции, которые переживали мои маленькие артисты, всю ту радость от их маленьких побед, успехов, что всегда хотелось продолжать и идти только вперед. Желаю и Вам творческих успехов!
Светлана Александровна Овчинникова # 10 июля 2014 в 22:18 +5
Вера Викторовна, с удовольствием прочитала Вашу статью. Я тоже работаю с такими детьми и знаю, насколько сложно собрать их в дружный коллектив, чем-то заинтересовать. А театрализованная деятельность решает много задач, здесь могут проявить себя и дети с неразвитой речью (при созданных воспитателем условиях).
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям, т.е. найти свое призвание. И Вы его нашли.
Педагогика - это та отрасль деятельности, где случайных людей не бывает. Каждый ребенок уникален. Вы создаете такую среду, при которой талант ребенка раскроется и расцветет. Желаю успехов.
Вера Викторовна Янченко # 12 июля 2014 в 00:31 +6
Столько добрых слов, столько теплоты в Вашем комментарии, Светлана Александровна! Огромное Вам спасибо! Вы правильно подметили, я очень люблю свою работу, не смотря на все трудности с которыми приходится сталкиваться, особенно в коррекционных учреждениях, но тем приятней когда мы видим результат нашей работы.
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. - Дмитрий Менделеев
Удачи Вам и творческих успехов!
Татьяна Григорьевна Маня # 11 июля 2014 в 10:25 +6
Здравствуйте, Вера Викторовна! Очень долго и внимательно читала ваше эссе, представила ваших воспитанников, и ваше желание разукрасить их жизнь новыми яркими красками, представила взволнованные лица воспитанников перед выступлением, и их счастливые лица после выступления. А какой колоссальный труд стоит за всем этим. Найти в ребёнке крупицу возможностей и развить эти возможности вопреки невозможному, чтобы ребёнок понял какой он на самом деле умный, хороший и талантливый, что его заметили и приняли таким, какой он есть. На это способен лишь тот педагог, кто вопреки всем стандартам и программам сумел сохранить своё желание просто творить добро, лишь тот, кто умеет отнестись с уважением к индивидуальности каждого ребёнка. Спасибо ВАМ огромное за пережитые мной эмоции и за ваш незабвенный труд!!!
Татьяна Григорьевна Маня # 11 июля 2014 в 10:28 +5
Вера Викторовна! Я так расчувствовалась, что совсем забыла отдать вам свой восторженный голос! Примите пожалуйста его.
Вера Викторовна Янченко # 12 июля 2014 в 00:39 +6
Татьяна Григорьевна, большое спасибо! Ваши теплые слова, сказанные в адрес статьи, Ваши чувства и эмоции, дороже и приятней той оценки, я говорю это от чистого сердца! Я благодарна Вам за, тот позитив, за положительную энергию, за те эмоции, которые ощутила я после Ваших слов! От всей души желаю Вам удачи и творческих успехов!
Елена Владимировна Гущина # 18 июля 2014 в 19:39 +5
Здравствуйте,Вера Викторовна.Большое спасибо за приглашение,прочитала ваше эссе и коментарии коллег.Полностью со всеми согласна,ваш труд нужен и важен!!! У себя в ДОУ тоже ставим с детьми небольшие театрализованные представления,дети их очень любят. Вам дальнейших творческих успехов и мой голос!!! v
Светлана Владимировна Тарасова # 4 августа 2014 в 20:11 +5
Здравствуйте,Вера Викторовна! Прочла ваше эссе! Все мы родом из детства, все любили кукол, делились с ними своими мечтами! Хорошо, что вы помогаете детям раскрывать свои таланты, находить место в жизни, сколько любви и тепла вы дарите им! У такого человека непременно большое сердце! Голос!
Вера Викторовна Янченко # 4 августа 2014 в 22:21 +5
Большое спасибо, уважаемые коллеги, за добрые и теплые слова, за внимание и комментарии, за позитив и оценки! Слова, сказанные от души, с сердечной теплотой, доставляют огромное удовольствие, и удовлетворенность тем видом деятельности, которым я занимаюсь! Удачи Вам и творческих успехов!
Игорь Владимирович Грушевский # 11 октября 2014 в 02:59 +4
Здравствуйте, Вера Викторовна! Спасибо за приглашение! Прочитал Ваше эссе и комментарии. Здорово, что Вы этим занимаетесь!
"А театр кукол много значит для детского сердца. Ведь кукла может все или почти все. Она творит чудеса<...>" - какой глубокий смысл в этих строчках! Вы нашли способ, как сделать лучше и интересней (хоть на мгновение) жизнь ребёнку. "Для всестороннего развития умственно отсталых детей необходимо формировать умение работать в коллективе", а кукольный театр очень хорошо для этого подходит, и если ребёнок боится публики, то он её не увидит за ширмой и будет сосредоточен над игрой своего персонажа, плюс взаимодействие с партнёрами.
"<...>помогаю им расширить свои возможности и учу вместе радоваться даже небольшим победам". Даже маленькая победа - это Победа! smile Вере Викторовна, желаю Вам удачи и творческих успехов! Голос!
Наталья Сергеевна Катаева # 21 декабря 2014 в 18:51 +1
Вера Викторовна! Какая Вы - молодец! Какое верное направление взяли в воспитании детей.
С помощью кукольного театра Вы развиваете речь, внимание, повышаете самооценку детей, помогаете им адаптироваться в этом сложном мире. Дети учатся общаться, помогать друг другу! Терпения Вам в Вашем нелёгком труде! Творческих находок и побед!
Галина Сергеевна Папанова # 5 февраля 2016 в 13:35 +1
Вера Викторовна, познакомилась с вашим Эссе. Очень понравилась тема . Кукольный театр всегда вызывает у детей положительные эмоции. Я сама люблю с замиранием сердца смотреть такие подобные театры. Спасибо, голосую!!