Конкурсы для педагогов и детей

Пескотерапия как инновационный метод в работе педагога с дошкольниками

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Д. Каллф

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.
Что же такое пескотерапия?
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».
По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в коррекции которого используются различные методы, одним из которых является песочная терапия. Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Признаки гиперактивности начинают проявляться в возрасте 2-3 лет.
Однако родители и воспитатели, как правило, относят отклонение в поведении ребенка на счет его индивидуальных особенностей и не обращаются к врачу или другому специалисту, надеясь справиться с проблемой самостоятельно, а время идет, и проблема становится все серезнее. Поэтому важно, как можно раньше диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности. Но предлагаемые методики расчитаны на детей постарше. Поэтому психологи в дошкольных учреждениях стали все чаще пескотерапию. Песочная терапия может помочь педагогу рассмотреть состояние трех- четырехлетних детей, ведущих себя гиперактивно, не как диагноз, требующий медикаментозного лечения, а как возможный психодиамический фактор, подлежащий корректировке. Она дает ребенку время проработать свои эмоциональные проблемы и устраняет блок в процессе обучения.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В начале этапа занятия проходили индивидуально, и в основном коментировала я песочные картины детей, но постепенно ребята сами стали рассказывать о своих действиях в песочнице, и им все дольше по времени хотелось играться в ней. Затем, я стала брать подгруппу, и мы стали играть в игры предложенные мною, а потом и в придуманные самими детьми.
Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
Развивают мелкую моторику, глазомер
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Игры с гиперактивныим детьми все спокойные, требующие большой выдержки и терпения: например, игра «Не тронь» (ребенок закапывает руку так, чтобы не было понятно, где находятся его пальчики. Другой ребенок начинает медленно разгребать этот песок, стараясь не дотронуть до пальцев. Выигрывает тот, кто больше отыскал пальчиков, при этом не дотронулся до него. Фото№1), или «Протяни дальше» (нужно как можно дальше протянуть пуговицу, пока она не покажется вся. Фото№2,№3)
Эффект песочной терапии:
позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
положительная динамика в развитии:
образного мышления;
тактильной чувствительности;
зрительно-моторной координации;
ориентировки в пространстве;
сенсо-моторного восприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Научно – практический рецензируемый журнал. – 2000. – № 3. – С. 39 – 42.
Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.
Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.


Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Экспериментирование в средней группе Игры с песком в подготовительной группе детского сада Использование песочной терапии в работе педагога с дошкольниками с ОВЗ

Похожие статьи:

Сценарий летнего развлечения для старших дошкольников

Конспект НОД по конструированию в средней группе
Опубликовано: 617 дней назад (4 апреля 2015)
Просмотров: 8003
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Наталья Вениаминовна Шубина # 4 апреля 2015 в 12:09 +1
Здравствуйте!Очень интересно не только детям, но и взрослым.Спасибо вам голос!
Виктория Викторовна Лаврова # 4 апреля 2015 в 12:10 +1
Спасибо большое
Антонина Михайловна Юмашева # 4 апреля 2015 в 14:31 0
Виктория Викторовна, материал интересный, познавательный, для проведения у Вас есть отличное оборудование, по фото видно дети с увлечением и большим интересом проводят занятие по пескотерапии. Ваша публикация заслуживает внимания. У Вас есть время на редактирование, добавьте пожалуйста в материал: Автора, Назначение, Описание, Цель, Задачи, Материалы, Оборудование. Не достаточно раскрыто название материала. Примите мой голос! Удачи Вам!
С уважением А.М.
Екатерина Борисовна Фимина # 4 апреля 2015 в 16:49 +1
Виктория Викторовна, благодарю за приглашение! Мне понравился Ваш материал о пользе пескотерапии для гиперактивных детей и детей, которым не хватает внимания взрослых. Действительно, даже очень непоседливые дети на песке ведут себя спокойно длительное время. Хотелось бы увидеть в Вашей публикации конструкцию столика для игры с песком, ведь песок в помещении это проблема с уборкой. Желательно поподробнее познакомиться с самими играми. В предыдущем комментарии Вам уже сделали замечание по поводу неточностей в оформлении материала. Ещё из неточностей я заметила отсутствие фотографий №2, №3 и неправильное построение предложения (Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;). В целом материал интересный и полезный, если Вы его доработаете, будет просто замечательным. Удачи! Примите мой голос. С уважением, Фимина Е.Б.
Татьяна Евгеньевна Калугина # 4 апреля 2015 в 18:44 0
Прочитала Вашу статью.Она меня заинтересовала,в связи с тем, что в нашей недавно открывшейся группе тоже имеется стол для "песочной терапии".Но мы насыпаем не песок, а манную крупу.Я хотела бы узнать , такой же эффект от манки
или принципиально должен быть песок.Примите мой голос за Вашу публикацию.
Оксана Евгеньевна Лашкова # 10 апреля 2015 в 14:31 0
Внимательно ознакомилась с Вашей работой. Бесспорно тема инновационная, интересная и увлекательная. В своей работе тоже использую этот метод. Моим малышам очень нравится, успокаивается нервная система ребёнка, развивается образность мышления,фантазия, несомненно моторика. Мой голос за Вашу работу.
Наталия Игоревна Жучкова # 7 февраля 2016 в 02:50 0
Мне очень помог ваш материал в своей работе. Благодарю вас от всего сердца!
Ирина # 22 июня 2016 в 10:15 0
Уважаемые коллеги! На Вашем сайте увидела текст статьи о «Пескотерапии….» Под названием написана цитата из книги Д.Калфф и фотографии. Коллеги, пожалуйста, будьте более внимательны, при использовании терминов, это серьезное направление работы с бессознательным с использованием метода песочной терапии разработанное на основе юнгианской психотерапии. Это не «Пескотерапия»»!! Это «Песочная терапия» или Sandplay- терапия! С уважением, Ирина Москва,