Конкурсы для педагогов и детей

Практикум для педагогов ДОУ. Организация мини-музея

Семинар-практикум для педагогов «Организация мини-музея как одно из направлений работы по краеведению»
Автор: Ладонина Ю.А., старший воспитатель МДОУ д/с № 8 "Сказка" г.Ростова Ярославской области
Краткое описание: В настоящее время музеи – неотъемлемая, а в рамках патриотического воспитания даже необходимая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В соответствии с ФГОС, предметно-пространственная развивающая среда должна быть динамичной, полифункциональной. Мини-музей группы, создаваемый в процессе реализации проекта, яркий пример тому.
Семинар-практикум для педагогов «Организация мини-музея как одно из направлений работы по краеведению»
Цель практикума:
формировать проектно-исследовательскую компетентность педагогов в вопросах создания предметно-развивающей среды
Ход мероприятия:
1. Методическая справка старшего воспитателя.
В настоящее время мини-музеи – неотъемлемая, а в рамках патриотического воспитания даже необходимая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Это особое, социально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма. Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С.Фокс как нельзя лучше определил социокультурную значимость музеев. По его словам, музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, - истинными ценностями. Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу. Перекос в ту или иную сторону – тупиковый путь развития.
Общие положения, касающиеся деятельности музеев в ДОУ приведены в письме Минобразования России от 12.03.2003 № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений». Содержащиеся в нем Примерное положение о музее образовательного учреждения рекомендовано использовать для разработки положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в нем музеев, экспозиций, выставок.
2. выступление подготовленных педагогов
Тема "Комплектование фондов мини-музея,музейная экспозиция"
Не каждый предмет может стать музейным экспонатом. Главное для музейного предмета – его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Самыми ценными для музея образовательного учреждения являются исторические источники, т.е. материалы, которые могут быть использованы для познания прошлого человеческого общества. Музейные предметы делятся на 3 группы:
- Вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи и т.д.)
- Изобразительные (картины, скульптуры, графика)
- Письменные (документы на различных носителях)
Работа по созданию фондов музея начинается с процесса комплектования материалами, необходимыми для его развития. Комплектование фондов – один из основных видов деятельности музея. Его главная функция – накапливать социальную информацию, документально подтверждать развитие общества. Это фундамент работы музея.
Музейная экспозиция – лицо музея. Это общепринятая форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой достигаются путем демонстрации музейных предметов, в соответствии с разработанной научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Ведущий принцип музейного проектирования заключается в том, что экспозиция не придумывается, а согласно плану, разрастается. Создание музейной экспозиции – сложный творческий и технологический процесс, который требует новаторского подхода, эксперимента. Первоочередная цель музейного экспонирования – достижение максимальной информативности в сочетании с образностью и эмоциональностью.
Тема "Музейные мероприятия"
Организация экскурсий и музейных мероприятий служит необходимой составляющей деятельности мини-музея. Самой традиционной формой просветительской работы является экскурсия, которая выполняет 3 основополагающие функции: образовательную (информационную), воспитательную и культурно-досуговую. Экскурсией принято называть коллективный или индивидуальный осмотр музея, осуществляемый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством экскурсовода. Среди приемов проведения экскурсии наиболее распространен демонстрационный, сочетающий в себе показ экспонатов с комментариями экскурсовода. Формы работы с музейной аудиторией не должны быть статичными. Их необходимо постоянно менять или оживлять новыми неожиданными элементами (игровые системы, занятия-диалоги) в целях поддержания интереса посетителей, улучшения имиджа музея. В настоящее время все большую популярность приобретают именно интерактивные формы музейной демонстрации.
Музей должен стать динамичной, саморазвивающейся и развивающей системой. Его экспозиция как предметно-пространственная среда, имеющая форму и выразительность, должна осуществлять коммуникативную связь и тем самым открывать музейное богатство зрителю.
Гармонично и правильно организованный музей ДОУ всегда производит сильное впечатление и дает мощный результат. Организованные коллективом ДОУ, родителями и детьми, мини-музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и приносят ощутимые результаты в области воспитания и образования детей.
Мозговой штурм:
Предложить воспитателям путем активного диалога выделить задачи организации мини-музея:
1.Реализация направления «Музейная педагогика»
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами
4.Формирование у дошкольников представления о музеях, о профессии «экскурсовода»
5.Расширение кругозора дошкольников
6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности
7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
9.Развитие творческого и логического мышления, воображения
10.Формирование активной жизненной позиции
Презентация старшего воспитателя: «Возможности проектной технологии для создания мини-музея»

Практическая работа воспитателей парами
Определение воспитателями темы мини-музея, обоснование ее выбора, целей создания, разработка содержания методом системного оператора (в ТРИЗ).
Подробнее: Мини-музей в детском саду/ Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.

Так рассматриваемый объект – лицо музея – условно помещается в центр таблицы из 9 ячеек (три столбца на три строки)
В самом центре - Это «Система» (центральный объект мини-музея)
Вся верхняя строка – «Надсистема» (частью чего является данный объект)
Нижняя строка – «Подсистема» (из каких частей состоит)
Левая сторона таблицы – система в прошлом
Правая сторона – будущее системы
Таким образом предмет или явление можно рассмотреть с самых разных сторон.

Педагогам предлагается заполнить таблицу в соответствии с выбранной темой мини-музея
надсистема
прошлое система будущее
подсистема

Варианты Мини-музеев:

Мини-музей "Курочка-Рябушечка"
Цель создания:
расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными родного края на примере курочки, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным.
Обоснование выбора темы:
Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба – один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок. В фольклоре русского народа Курочка и Петушок очень популярны: им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И не смотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочек впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. Мини-музей курочки-Рябушечки поможет ребенку поближе познакомиться с темой, которая наиболее понятна и интересна ребенку третьего года жизни.
Контингент воспитанников: дети раннего возраста(2-3 года)

Мини-музей "Коровушка Буренушка"

Цель создания:
расширить представления детей об окружающем мире, познакомить детей младшего возраста с домашними животными родного края на примере коровы, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным.
Обоснование выбора темы:
Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей. Коровушка –популярный персонаж народного фольклора: детских песенок, сказок, потешек. Значение этого животного в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. В любой программе для работы с детьми младшего возраста найдется немало материала по знакомству с коровой, быком, теленочком. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры, сказки русского народа. Мини-музей Коровки Бурёнушки поможет ребенку поближе познакомиться с образом, который наиболее понятен и интересен ребенку четвертого года жизни.
Контингент воспитанников: дети младшей группы (3-4 года)

Мини-музей "Озеро Неро"
Цель создания :
Обобщить и уточнить знания детей о природе города Ростова, об историческом прошлом и настоящем озера Неро как природном сообществе; воспитывать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней; учить видеть красоту и неповторимость окрестностей родного города.

Обоснование выбора темы:

Озеро Неро – неповторимый свидетель исторического развития родного города. Музей по этой теме даст возможность познакомить детей с основными видами занятий ростовского народа во временном историческом промежутке: рыбачество, охота, огородничество; озеро Неро как природное сообщество, богато разнообразием рыбы, полезных ископаемых. Данная тема подразумевает работу с литературными источниками информации: чтение художественной литературы с детьми, стихотворений современных ростовских поэтов, архивных источников. Предполагается интеграция видов детской деятельности.Это явилось основанием для изучения данной темы в старшей группе.
Контингент воспитанников: дети старшей группы (5-6 лет)

Мини-музей "Чернолощеная глиняная керамика"
Цель создания :
Обобщить и закрепить представления детей о народных промыслах Ростовского края, в частности о чернолощеной глиняной игрушке; вызывать интерес и желание добывать сведения о незнакомых ранее народных промыслах; воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Обоснование выбора темы:
Данная тема богата выбором форм работы с детьми и родителями. Предполагается продуктивная деятельность – рисование, лепка из глины с помощью формы и без нее, что способны выполнить дети данного возраста. Дети подготовительной группы также способны самостоятельно добывать информацию, их интересующую. А информации о чернолощеной глиняной игрушке как народном промысле г.Ростова достаточно немного. Важно подключить родителей к сбору информации и музейных экспозиций.
Контингент воспитанников: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект практического занятия с педагогами. Вербальные средства общения Семинар для педагогов ДОУ Семинар - практикум для воспитателей ДОУ. Мои эмоции Семинар практикум для педагогов в детском саду
Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО
Опубликовано: 636 дней назад (13 марта 2015)
Просмотров: 3710
+1
Голосов: 1
Ольга Валерьевна Алексашкина # 22 апреля 2015 в 11:12 0
Здравствуйте, Юлия Александровна!Спасибо за размещение интересного и содержательного материала. Очень понравились представленные варианты мини-музеев, обязательно возьму себе на заметку! Проектно-исследовательская деятельность актуальна на данный момент и материал, размещенный Вами, хорошее подспорье в организации этой деятельности. Удачи и творческих успехов Вам!
Юлия Александровна Ладонина # 22 апреля 2015 в 16:26 0
Спасибо, Ольга Валерьевна, за внимание и интерес к моим материалам.