Настольная познавательная игра для 7-11 классов. Юный диетолог

Методическая разработка познавательной игры для школьников «Юный диетолог»

Настольная игра для учащихся 7-11 классов

Составитель: Гречухина Зинаида Юрьевна, преподаватель биологии МКОУ СОШ №1 / Свердловская область г. Невьянск.

Игра «Юный диетолог» предназначена для ознакомления учащихся 7-11 классов (14-17 лет) с набором продуктов, формирующих рациональное питание подростка, снижающее риски развития алиментарно-зависимых заболеваний и правилами формирования ежедневного и еженедельного рациона.

Содержание методической разработки

От автора

Словарь терминов

Комплектность

Правила игры

Требования к составлению меню

Список карточек продуктов и блюд

Рекомендации по оптимизации рациона питания подростка

Дневник питания

Пирамида питания

От автора

В течение 2-х лет  в рамках учебно-исследовательского проекта «Влияние структуры питания на формирование здоровья школьников» мы с группой учащихся проводили исследование фактического питания школьников старших классов и изучали его влияние на здоровье подростков.

Мы обратили внимание на следующие проблемы:

1. несмотря на доказательность и убедительность информации, которую мы рассказывали учащимся, своё питание решили изменить лишь несколько человек, принимавших участие в нашем исследовании;

2. информация о рациональном питании для многих оказалась интересной, понятной, но практически трудно применимой, т.к. многие школьники не знают, каким образом перевести группы продуктов, представленные в наглядном пособии «Пирамида питания» в кулинарные блюда,  чтобы питаться правильно.

Мы пришли к выводу, что необходимо наглядно показать каждому школьнику

- что нужно есть,

- в каком количестве,

- как часто.

Таким образом, было решено создать настольную игру «Юный диетолог».

Настольная игра «Юный диетолог» может быть использована как учебное пособие на уроках биологии, в качестве домашнего задания или на классных часах по теме ЗОЖ и др. Игра легко (без особых материальных и временных затрат) может быть изготовлена учащимися средних и старших классов.

Игра «Юный диетолог» предназначена для ознакомления учащихся 7-11 классов (14-17 лет) с набором продуктов, составляющих рациональное питание подростка и правилами формирования ежедневного и еженедельного рациона.

Выполнение такого задания поможет школьнику в простой форме (без применения специальных вычислительных методик) составить для себя идеальное меню, соответствующее принципам рационального питания, которое возможно применить на практике. (ДЗ - дневник) В ходе игры учащиеся смогут сравнить, насколько их фактическое питание отличается от рационального (для этого необходимо вести дневник питания  в течение 7 – 14 дней)

При составлении идеального меню используется набор продуктов и блюд в той кратности (сколько раз в день, в неделю) и том объеме (разовая порция), который был составлен с помощью компьютерной программы «Анализ состояния питания человека» в процессе учебно-исследовательской работы, и рекомендован Институтом питания РАМН. Такое питание достоверно снижает риски развития ожирения, сахарного диабета 2 типа, сердечно-сосудистых заболеваний, гиповитаминозов и др.

При подборе идеального меню были учтены следующие параметры:

- возраст 14 -17 лет;

- средние антропометрические показатели, выявленные нами в исследуемых группах           (рост 165 см, вес 58 кг – для девушек; рост 172 см, вес 64 кг – для юношей);

- индекс физической активности, полученный в исследовании – 1,4 - 1,6 (низкая физическая активность)

Выполнять задания, предложенные в игре «Юный диетолог» можно индивидуально, в парах или несколькими группами, каждая из которых отвечает за составление меню на конкретный день недели.

Мы провели игру. Увлекательно, не оставит равнодушным.

Ребята!

Рациональное питание является  основой здорового образа жизни и значительно снижает риск развития ожирения, сердечно-сосудистых  и других заболеваний. Играя, вы познакомитесь с набором продуктов, формирующих рациональное питание подростка, и легко составите идеальное меню для себя. Успешно выполняя задания игры, вы становитесь юным диетологом, т.е. начинающим специалистом по рациональному питанию. Знания по диетологии и их применение помогут вам укрепить свое здоровье, а значит, вы сможете достичь высоких результатов в спорте, учебе и в жизни.

Словарь терминов

Алиментарно-зависимые заболевания – это ряд заболеваний, риск развития которых усиливается при  нарушениях питания или наоборот может быть снижен за счет воздействия пищевого фактора. Это вся группа сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе, атеросклероз. А также остеопороз, сахарный диабет второго типа, ожирение, некоторые онкологические заболевания, напрямую связанные со структурой питания.

Диетолог – врач, специалист по диетологии.

Диетология – прикладной раздел медицины, занимающийся организацией группового и индивидуального питания.

Нутриенты – вещества, которые помогают организму осуществлять свою функцию, за счет нормализации биохимических процессов в каждой клетке организма.

Рациональное питание – представляет собой максимально сбалансированное сочетание в рационе человека жиров, углеводов, белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов и других веществ.

Комплектность

Комплект игры включает:

1. большое игровое поле для составления меню на неделю;

2. карточки продуктов и блюд;

3. индивидуальные формы для записи меню;

4. брошюра «Юный диетолог» (правила игры).

Правила игры

1. Ознакомьтесь со «Списком карточек продуктов и блюд»

2. С помощью карточек блюд и продуктов на большом игровом поле составьте семидневное меню с учетом «Требований к составлению меню».

3. Постарайтесь использовать все предложенные карточки.

4. Обозначьте в индивидуальных формах режим питания.

5. Проанализируйте составленное меню и представьте, можно ли его использовать на практике. Подумайте, чем можно заменить те продукты, которых, по каким-либо причинам, вы не имеете.

6. Запишите составленное вами идеальное меню в индивидуальную форму.

7. Обсудите дома с родителями идеальное меню и придерживайтесь его.

Требования к составлению меню

1. Питание должно быть разнообразным (блюда не должны повторяться в течение одного дня).

2. Более калорийные продукты и блюда (жареные, жирное мясо и др.) включаются на завтрак и обед.

3. Завтрак обязательно должен включать белковые продукты и жиры.

4. Обед начинается с блюд, стимулирующих пищеварение (суп, салат).

5. Ужин должен включать сложные углеводы (овощи, блюда из цельных круп) и легко усвояемый белок (мясо птицы, рыбы).

6. Ежедневно включайте в рацион фрукты.

7. Режим питания -  4-5-разовое, с интервалом не менее 3,5 - 4 часа; последний прием пищи не позднее, чем за 2 часа до сна.

Список карточек продуктов и блюд

продукты

разовая порция

кол-во карточек

хлеб

булка сдобная

50 г

1 шт.

блины

50 г

1 шт.

пирожки с любой начинкой 

60 г

1 шт.

сушки, баранки

60 г

1 шт.

печенье, пряники

60 г

1 шт.

бутерброд с маслом

30 г/12 г

3 шт.

бутерброд с сыром

30 г/30 г

1 шт.

бутерброд с колбасой

60 г/40 г

1 шт.

хлеб пшеничный с отрубями

60 г

9 шт.

хлеб пшеничный с отрубями

хлеб черный

60 г

35 г

7 шт.

крупы, макароны

макароны отварные

180 г

1 шт.

крупы

(каши без молока, гарнир)

150 г

6 шт.

молочная каша

200 г

2 шт.

овощи

картофель отварной или пюре

200 г

3 шт.

картофель жареный

150 г

1 шт.

салат: огурцы свежие помидоры свежие

70 г

70 г

2 шт.

салат: капуста свежая

морковь

петрушка, укроп и др. зелень

80 г

50 г

10 г

2 шт.

капуста свежая

100 г

1 шт.

капуста квашеная

50 г

1 шт.

щи, борщи, овощные супы

250 г

3 шт.

морковь

50 г

1 шт.

свекла, винегрет

50 г

3 шт.

помидоры свежие

петрушка, укроп и др. зелень

120 г

10 г

1 шт.

суп гороховый (бобовые)

200 г

1 шт.

фрукты

яблоки, груши

100 г

3 шт.

ягоды (смородина, земляника, черника)

100 г

3 шт.

вишня, черешня, слива, абрикос 

90 г

5 шт.

апельсины, мандарины

150 г

3 шт.

компоты домашние

150 г

1 шт.

соки натуральные фруктовые

150 г

2 шт.

кондитерские изделия

варенье, мед, джем

40 г

(1 ст.л.)

5 шт.

конфеты карамель

2 шт.

3 шт.

шоколад

25 г

3 шт.

пирожные, торты

90 г

1 шт.

жиры

масло растительное 

15 г

(1 ст.л.)

5 шт.

майонез

15 г

(1 ст.л.)

1 шт.

мясо

говядина в любом виде

100 г

3 шт.

свинина в любом виде

80 г

1 шт.

мясо птицы (курица, утка)

110 г

3 шт.

печень животных в любом виде

50 г

1 шт.

котлеты

90 г

1 шт.

рыба

рыба жареная или вареная

120 г

3 шт.

рыба солёная

25 г

1 шт.

молоко и молочные продукты

кефир, простокваша, ряженка

200 г

3 шт.

кисло-молочные продукты (жирность до 1,5%)

200 г

5 шт.

молоко, сливки

200 г

3 шт.

молоко (жирность до 1%)

200 г

5 шт.

сметана

10 г (1 ч.л.)

1 шт.

творог, блюда из творога

50 г

(3 ст.л.)

1 шт.

сыр твердый, плавленый

30 г

1 шт.

яйца варенные, омлет, яичница

52 г

(1 крупное)

1 шт.

напитки

кофе

200 мл

2 шт.

чай

200 мл

14 шт.

сахар

7 г (1 ч.л.)

14 шт.

сладкие безалкогольные напитки

200 мл

1 шт.

Рекомендации по оптимизации  рациона питания подростка

Так как идеальное меню не в полной мере обеспечивает организм некоторыми нутриентами, необходимо дополнить его специализированными продуктами питания (СПП).

Нутриент, требующий

восполнения

СПП, содержащие нутриент

Пищевое волокно

Отруби (зерновые оболочки злаков)

Витамин А

Масляный концентрат облепихи, сок моркови

Витамины группы В

Отруби (зерновые оболочки злаков), комплексные витаминные препараты

Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК)

Нерафинированные растительные масла,

рыбий жир

Дневник питания

Данная форма предназначена для ежедневной записи употребляемой пищи и напитков, чтобы сравнить фактическое питание с идеальным меню, составленным в процессе игры 

Продукт или  блюдо (название)

Вес в граммах или мл

Завтрак:

1.

2.

3.                                

 

Обед:

1.

2.

3.

 

Полдник:

1.

2.

3.

 

Ужин:

1.

2.

3.

 

Пирамида питания (наглядное пособие)

Рекомендуем посмотреть:

Витамины

Здоровое питание

Екатерина Чобанова # 8 июня 2013 в 00:37 +3
Зинаида Юрьевна, какая вы молодец! Ваша разработка-игра не только интересна и познавательна, но и очень полезна. На мой взгляд, она может быть рекомендована как школьникам, так и более взрослым людям, потому что в последнее время проблема здорового сбалансированного питания приобретает все большее и большее значение. А Вы так просто, в игровой форме преподносите всё о правильном питании, а значит и о здоровом образе жизни. Очень понравилась задумка, спасибо!
Елена Владимировна Козырева # 1 июля 2014 в 20:51 0
Зинаида Юрьевна! Спасибо вам за разработку! Замечательный познавательный материал! Да еще так наглядно доходчиво оформлен! У наших восптаннкиов (с(к) школа-8 вида совершенно отсутствует представление о правильном питании.Педагоги стараются заполнить этот приобел. В это работе будет очень полезен ваш материал!
Наталья Леонидовна Макарова # 3 ноября 2016 в 16:48 0
Зинаида Юрьевна,Вы затронули очень актуальную тему!
мы должны знакомить ребят с диетологией,напоминать о правильном питании и делать это а корректной форме
С удовольствием прочитала сценарий, для себя сделала заметки smile
Анна Геннадьевна Удовик # 29 ноября 2016 в 01:08 0
Зинаида Юрьевна - вы придумали интересную, познавательную и полезную игру. И действительно, согласна с предыдущем комментарием, в неё будет интересно поиграть и взрослым. Очень грамотно, чётко, логично! Спасибо!