Народный календарь на 30 декабря

Приметы и народные праздники на 30 декабря

Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Петра и Иоанна пресвитеров. Прп. Даниила исп., в схиме Стефана.

30 декабря - Даниил

Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до н.э. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там 15-летнего Даниила в числе некоторых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. С Даниилом учились три его друга — Ананий, Мисаил и Азарий. В течение нескольких лет они изучали местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу юношам были даны языческие имена, однако они не изменили вере своих отцов. Господь наградил их успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, вынужден был признать, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов.

После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария Мидийского и Кира Персидского. Бог наделил Даниила способностью понимать значение снов и видений, и эту способность он блестяще проявил, разъяснив Навуходоносору смысл трех его вещих снов. В книге (носящей его имя) пророк Даниил рассказал о подвиге своих друзей, которые отказались поклониться золотому идолу и по приказу царя были брошены в огненную печь, но вышли оттуда невредимыми. В той же книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову. В 539 году до Рождества Христова сбылось его предсказание относительно судьбы преемника Навуходоносора — Валтасара, который погиб при завоевании Вавилона мидийским царем Дарием. Не без участия пророка Даниила Кир Персидский издал указ об освобождении евреев из плена; он же, пораженный пророчеством Исайи, на которое указал Даниил, признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме.

О последующей судьбе пророка Даниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.

Вавилонский царь Навуходоносор был язычником и приказал как-то возвести золотого истукана высотой в 60 локтей. После этого собрал всех своих вельмож и повелел им поклоняться новому золотому идолу. Как только раздались звуки труб, флейт, свирелей, арф, все пали ниц пред истуканом и воздали ему божеские почести. И только Ананий, Азарий и Мисаил — юноши-христиане — не пожелали поклониться идолу и стояли прямо. Разгневанный Навуходоносор приказал бросить отроков в горящую печь, которую растопили в семь раз жарче, чем обычно. Анания, Азария и Мисаила ввели в раскаленную пасть печи, но огонь не коснулся их, ибо они находились под покровительством ангела. Юноши вышли из огня живые и невредимые. Восхищенный преданностью вере и мужеством молодых христиан и пораженный свершившимся чудом, Навуходоносор приказал возвести их на высшие государственные должности и запретил отныне под страхом смерти кому бы то ни было хулить христианского Бога.

Библейскую историю о трех отроках на Руси знали очень хорошо, в день их памяти старшие в семье еще и еще раз рассказывали ее детям.

В течение нескольких веков эта библейская история разыгрывалась принародно в Москве за неделю до Рождества. Вот что писал о «Пещном действе» английский путешественник Дж. Флетчер, видевший его в Москве в 1588 году: «...каждый епископ в своей соборной церкви показывает трех отроков, горящих в пещи, куда ангел слетает с церковной крыши, к величайшему удивлению зрителей, при множестве пылающих огней, производимых посредством пороха так называемыми халдейцами, которые в продолжение всех двенадцати дней должны бегать по городу, переодетые в шутовское платье и делая разные смешные шутки, чтобы оживить обряд, совершаемый епископом. В Москве царь и царица всегда бывают при этом торжестве».

«Пещное действо» не только собирало огромные толпы народа, но и подключало к разыгрыванию обряда охотников из простых зрителей — на роль халдеев, которые вносили в чинное церковное действо сильный элемент народного ряжения, глумотворства, святочного «бесовского» веселья.

Похоже, память о трех отроках, чудесно спасенных в пещи огненной, породила и поговорку: На Даниила топи печку так, чтобы тепла на два дня хватило — стоят большие холода.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 2 декабря

Народный календарь на 4 декабря

Народный календарь на 5 декабря

Народный календарь на 3 декабря

Народный календарь на 1 декабря

Нет комментариев. Ваш будет первым!