Народный календарь на 10 ноября

Приметы и народные праздники на 10 ноября

Мц. Параскевы Пятницы.

Мчч. Терентия и Неониллы и чад их.

Прп. Стефана Савваита, творца канонов.

Свт. Арсения 1, архиеп. Сербского. Прпп. Иова, игум. Ночаевского, Нестора некнижного, Печерского.

Свт. Димитрия, митр. Ростовского.

Мчч. Африкана, Терентия, Максима Помпия и иных 36-и.

Сщмч. Кириака, Патриарха Иерусалимского.

Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского.

10 ноября - Параскева (Прасковея) Пятница Ненила-льняница

Житие святой мученицы Параскевы Пятницы было хорошо известно и очень популярно на Руси.

Параскева жила в III веке в городе Иконии (территория нынешней Турции), где когда-то проповедовали христианство апостолы Павел и Варнава. Благочестивые ее родители особо чтили день страданий Господних — пятницу, потому и дочь свою, родившуюся в этот день, назвали Параскевой (по-греч. Параскева значит «пятница»). Оставшись сиротой, Параскева употребила имение свое на помощь голодным, нищим, странникам. Привлекая к вере Христовой жителей своего города и обличая язычников, она обратила на себя внимание иконийского игемона (правителя).

Пораженный красотой Параскевы, он стал уговаривать ее отречься от веры во Христа и принести жертву языческим идолам; в этом случае игемон обещал взять ее в жены и сделать госпожой над всеми. Но юная дева, посвятив жизнь Богу и дав обет безбрачия, отказала правителю и посоветовала ему самому подумать о душе и обратиться к истинной вере. Разгневанный игемон велел раздеть девушку и бить ее воловьими жилами, строгать ее тело, а раны натирать власяницей. Истязатели не услышали от Параскевы ни единого стона, что еще больше ожесточило их. Ночью же случилось чудо: темница задрожала, и перед мученицей явились два ангела и «светлая жена», от них Параскева получила знаки особой Божией милости, в том числе губку, которую прикладывали, напитав уксусом, ко рту распятого Иисуса; этой губкой ангел отер язвы и раны на теле святой — и оно стало чистым, а лицо — еще светлей, чем прежде. (Потому в народе говорят: Прасковья Пятница — Христовым страстям причастница.)

Игемон, узнав о чуде, обвинил Параскеву в колдовстве и велел усилить мучения. Однако чудеса продолжались и во время пыток: святую жгли свечами, но огонь перекинулся на ее мучителей; ее бросили в котел с кипящей водой, она же спокойно умылась, но, когда брызнула той же водой на подошедшего правителя, он мгновенно ослеп. Параскева и здесь явила чудо — слезами и молитвой она возвратила ему зрение; святую бросили на растерзание страшному змею, но она усмирила его словами. Чтобы доказать правоту и силу своей веры, она свергла с пьедестала статую Аполлона, а Бог в это же время сокрушил остальных идолов в храме. Параскеву казнили. Перед казнью она просила Господа за всех, кто будет ее помнить, просила, чтобы «на нивы и сады ни саранча, ни гусеницы, никакая другая пакость не нападала», чтобы «сохранялись стада овец и весь скот», чтобы были «полны дома всякого добра». Главного мучителя Параскевы постигло суровое наказание: когда после казни игемон отправился на охоту, конь его взмыл в воздух и сбросил всадника в ущелье.

Культ Параскевы Пятницы сложился еще в Древней Руси. Достаточно сказать, что посвященные ей храмы существовали уже в XII веке (например, в Чернигове). Новгородская деревянная церковь в честь святой Параскевы Пятницы была построена в 1156 году, а в 1207 году возвели каменный храм, он до сих пор стоит на Ярославовом Дворище (новгородцы почитали Параскеву как покровительницу торговли и купечества). И в последующие века во всех уголках России можно было встретить пятницкие храмы и часовни, находившиеся чаще всего у воды или на распутьях дорог; деревянные скульптуры Параскевы и часовенки ставили у колодцев и ключей, которые считались священными, а воду в них — целебной. Многочисленны иконы с образом святой Параскевы.

Людям добрым, ведущим праведный образ жизни, строгая святая всегда приходила на помощь в разнообразных хозяйственных и семейных делах. Православный народ почитает Параскеву Пятницу как покровительницу полей и скота, целительницу от тяжелых душевных и телесных недугов, защитницу семейного благополучия и помощницу в женском рукоделии. Ей молятся при родах, об исцелении детей и о разрешении бесчадия, к ней обращаются, если ребенок долго не начинал ходить. Параскеве Пятнице молились о предотвращении засухи, об урожае.

В народном почитании Параскевы соединились церковные сведения о святой и сохранившиеся от языческих времен представления о женском божестве, связанном с водной стихией, покровительствующем прядению, ткачеству, браку.

Значительная роль в народном культе Параскевы Пятницы отведена водной стихии. Ученые рассматривают это как остатки языческого поклонения женскому божеству Мокоши, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с Перуном и другими кумирами древнерусского дохристианского пантеона. Само имя языческого божества — Мокошь — указывает на связь с водой, а через это (как у греческих мойр, германских норн, иранских, хеттских богинь подземного мира и др.) — с судьбой, с нитью жизни: напомним, что богини, прядущие нить судьбы, известны мифологиям самых разных народов. Судя по всему, Параскева Пятница на культурном пространстве восточных славян явилась непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия православия. Так, сохранились сведения о том, что Пятнице приносили жертву, бросая в колодец кудель, пряжу, монеты, оставляя в качестве подарка святой пояски, полотенца, кусок ткани (Матушке Пятнице на передничек!). По-видимому, эпизод жития, где Параскева вернула игемону зрение, повлиял на то, что воду пятницких источников, считавшуюся святой, целебной, часто употребляли для лечения глазных болезней. Стоит упомянуть и о народном духовном стихе, где Параскева исцелила слепого пустынника.

Осквернить почитаемый источник — значило совершить страшный грех, за который следовала неминуемая расплата. Например, рассказывали об одной женщине, которая взяла воду из пятницкого колодца для стирки белья — источник тут же пропал, а женщина начала болеть. В некоторых местах утверждали, что на Параскеву нельзя золить белье (мыть с золой или щелоком), иначе на том свете за нарушительницей будет гоняться Пятница.

Не случайным кажется и множество легенд о явленных иконах Параскевы Пятницы, обнаруженных у родника, на берегу ручья, даже в глубине колодца; о камнях, на которых отпечатался след ноги святой и где скапливается вода, обладающая целебными свойствами, главным образом помогающая опять-таки при глазных заболеваниях.

Надо сказать, что Церковь не одобряла многие черты культа святой, имевшие явно языческое происхождение. Собор 1551 года, чьи постановления зафиксированы в сборнике под названием «Стоглав» (от количества пунктов, глав в этом документе), осудил тех «лживых пророков», которые уверяли, будто к ним являлась святая Параскева и запрещала по пятницам заниматься «ручным делом». Однако народный культ великомученицы Параскевы Пятницы прочно держался на Руси многие века и в отдельных своих проявлениях дожил до нашего времени.

Поколения за поколением женщины в день Параскевы и Ненилы выносили вытрепанный лен на улицу — устраивали «льняные смотрины». Девушки тоже участвовали в таких смотринах: они стремились продемонстрировать свое ис

кусство обрабатывать лен парням и будущим свекровям. «Первые первинки» приносили в церковь для освящения.

Параскева Пятница — покровительница прях и ткачих, прядения и ткачества — представлялась в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами, не расчесанными, а похожими на кудель. Распущенные волосы Пятницы, по мнению ряда ученых, изображали (символизировали) лен. По имени святой в некоторых местах прялки назывались пятницами. Напомним, что худую высокую женщину подчас награждали прозвищем — «долговязая Пятница».

Как в Древней Руси, так и в начале XX века сохранялся запрет в любую пятницу, и особенно в день Параскевы Пятницы, на прядение и ткачество, причем нельзя было не только прясть, но и держать дома коноплю (воронеж.), даже смотреть на веретено (западные губ.). Нарушительниц запрета, по поверьям, ждало жестокое наказание. Пятница являлась к бабам-«непочетницам», пугала их, могла до смерти «затыкать» железными спицами или веретеном, наслать судорогу или свести пальцы на руках, засорить глаза, даже превратить в лягушку.

Приведем рассказ, записанный со слов крестьянки Ярославской губернии:

«В одной деревне жила женщина. Женщина эта была хорошая работница, только совсем она не почитала пятницы, пряла и ткала в пятницу, и белье мыла, и всякую работу в пятницу делала. Вот раз осталась она в избе одна-одинешенька, а дело было в пятницу вечером. Сидит баба да прядет. Только вдруг слышит она: по сеням кто-то идет. А двери с улицы в сени были заперты. Спужалась баба не на шутку — сидит ни жива ни мертва. Вдруг тихонько начала отворяться из сеней дверь в избу, и вошла женщина, страшная и безобразная. На ней были все лохмотья да дыры; голова вся платками рваными укутана, из-под них клочья волос повылезали растрепками; ноги у ней все были в грязи, руки тоже в грязи, и вся она, с головы до ног, была осыпана всякой нечистью и мусором. Вошла эта страшная женщина, начала молиться на образ и плакать. Потом подошла к хозяйке и говорит:

— Вот ты, женщина негодная, как ты меня обрядила. Прежде я в светлых ризах ходила, да в цветах, да в золотом одеянии, а твое непочтение вот до какой одежи меня довело. <...>

Тут баба догадалась, что в избу к ней вошла сама Пятница, стала было прощение просить. А Пятница:

— Нет,— говорит,— тебе моего прощения!

Да взяла железную спицу, которой кудель льну к копылу привязывают, и стала тыкать ей бабу. Тыкала, тыкала, пока до полусмерти не истыкала. Утром нашли бабу всю в крови и насилу в чувство привели. Да только с тех пор баба по пятницам уже не работает — ни-ни: стала почитать праздничный-то день» [Максимов, 423—424].

От сибирских поселений до самых западных рубежей России известен был рассказ о пряхе, которая сумела перехитрить Пятницу. Параскева Пятница пришла к такой бабе, занимавшейся прядением в неположенное время (в пятницу), и решила дать ей невыполнимую задачу — напрясть за ночь сорок веретен, иначе неминуемо страшное наказание. Баба оказалась сообразительной: взяла сорок веретен и на каждое намотала понемногу ниток, сложила веретена в корзину и выставила под утро на крыльцо. Пришла Пятница, увидела веретена, удивилась и оставила бабу в покое, но прясть по пятницам женщина больше не стала.

Среди славян (в том числе у русских) существует вера в то, что святая Параскева Пятница покровительствует бракам, молодым семьям и способствует согласию между породнившимися домами. Так, молодые зятья в день Параскевы должны были угощать тещу и тестя киселем с маслом.

Девушки молились святой о хороших женихах.

Матушка Прасковея! Пошли жениха поскорее! (Покажи жениха поскорее!)

Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!

Матушка Прасковея! Отдай замуж поскорее!

С просьбой о женихах к святой Параскеве Пятнице обращались не только в день ее памяти, но и в другие периоды, когда, по традиции, устраивались гадания. Например, в Святки девушки из деревень в округе Печорского монастыря (Псковщина) мочили рукав с приговором: «Пятница Параскева, скажи-ка поскорее, где мне жить, где мне быть, где мне кофточку сушить».

Хоть за старца, лишь бы в девках не остаться!

На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.

С мужем — нужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой — хоть волком вой.

Без поры, безо времени солнце не взойдет, молодец к красной девице не подойдет.

Девка на поре — женихи на дворе.

Коли нет паренька, не отдашь за пенька.

Невеста не лошадка, не выведешь на площадку.

Суженого калачом не заманишь, да его же и конем не объедешь.

Скрасит девку венец да молодец.

Не бывав, девке замуж хочется.

Бабы каются, а девки ладятся (замуж собираются).

• Не спешите, девки, замуж,

Замужем вы будете,

Своего девичества

Вовек не забудете.

• Не ходите, девки, замуж,

Бабья жизнь проклятая —

В поле каждая травиночка

Слезами окапана.

• Не ходите, девки, замуж,

Замужем невесело.

Моя мама замуж вышла,

Голову повесила.

• Замужем-то худо,

Недородно, недобро:

Не дадут другого дроленьки —

Гляди на одного.

Образ Параскевы Пятницы затмевал других святых, поминаемых в этот день I (ерковью. О Нениле, которая, наряду с Параскевой, называлась льняницей, за пределами народного календаря бытовали прибаутки-потешки, адресовавшиеся детям или звучавшие на ярмарках из уст торговцев патокой, разными сластями.

• А патоку с имбирем

Варил дядя Симеон,

Тетушка Ненила

Кушала-хвалила,

А дядюшка Елизар

Все пальчики облизал

• Пришел дядя Елизар,

Блюда облизал

Пришел Влас,

Выпучил глаз.

Пришла Ненила

И блюда обмыла!

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 3 ноября

Народный календарь на 1 ноября

Народный календарь на 5 ноября

Народный календарь на 4 ноября

Народный календарь на 2 ноября

Нет комментариев. Ваш будет первым!