Народный календарь на 16 октября

Приметы и народные праздники на 16 октября

Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона.

Прп. Дионисия Печерского. Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского.

Блж. Исихия Хоривита.

16 октября - Денис

Достоверных сведений о личности священномученика Дионисия Ареопагита сохранилось очень мало. Известно, что Дионисий получил в юности прекрасное образование, обучаясь в Афинах и в египетском городе Илиополе; он был особенно сведущ в философии и астрономии, так что еще будучи молодым стал членом Ареопага — верховного государственного совета и суда Афин.

После бесед с апостолом Павлом Дионисий поверил в Христа, крестился, оставил дом и присоединился к апостолу, с которым ходил три года, проповедуя Слово Божие. Святому Дионисию посчастливилось знать и других апостолов.

Он слушал проповеди Иакова брата Божия, Петра, Иоанна Богослова и учеников их. В 57 году присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Вернувшись в Афины, он значительно расширил основанную там апостолом Павлом церковь Божию. По свидетельству Дионисия Коринфского Дионисий Ареопагит был первым епископом в Афинах. Там же и принял мученическую кончину.

В русской житийной литературе, как и в некоторых западных источниках, он ошибочно был отождествлен с первым епископом Парижским Дионисием (умер около 250 г.) — мучеником, пострадавшим при императоре Декии. Именно на месте его погребения была воздвигнута базилика Сен-Дени, где хоронили французских королей. Считается покровителем Франции.

Под именем Дионисия Ареопагита сохранились богословские сочинения, которые называют «Ареопагитиками»: «Об именах Божиих», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и десять писем к разным лицам. Однако, позднее было установлено, что автор лишь выдавал себя за Дионисия апостольских времен. «Ареопагитики» являются отголоском неоплатонизма на почве христианства. Многое указывает на то, что происхождение этих сочинений относится к 20-м годам VI века, а местом их составления, возможно, была Сирия. Сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита достаточно быстро приобрели известность в Восточной Церкви.

Все перипетии и споры вокруг жития и сочинений священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского не нашли никакого отражения в русском народном календаре. Здесь утвердилось представление о том, что на день Дениса (русский вариант греческого имени) следует оберегаться дурного глаза. Закреплению этого представления способствовала и удачно подобранная рифма к имени святого: Денис — берегись.

Денис — дурного глаза берегись.

Старики из владимирских сел советовали в этот день особенно беречься сглаза: Пришел назимний Денис — лихого глаза берегись!

Чтобы избавиться от сглаза, прибегали к заговорам.

От воронежских крестьян было записано следующее: наливают в чашку «не- питую воду, кладут в нее три горячие угля и щепоть соли и потом трижды взбрызгивают больному ноги, руки и спину, приговаривая: „Господи Иисусе Христе, помилуй нас, грешных, помилуй раба Божия (имярек)! Матерь Божия, не оставь милостию твоею раба Божия, прости его великое согрешение, в чем согрешил пред Тобою. Помилуй, Господи, его от всякого сглаза. Дай ему, Господи, здоровье и спасенье!"» [Майков, 96].

В Орловской губернии имелся свой заговор: «Умываю я (имярек) от дурного часу, от белого глазу, от черного глазу, от желтого глазу, от серого глазу, от синего глазу, от радостного, от ненавистного глазу, от мужского, женского переговору, от денного, полуденного, от часного, получасного, от ходячего, от могучего, от летучего от посланника. Не я умываю, умывает его (имярек) Мать Пресвятая Богородица своею белою ручкою» [Савушкина, 87].

Пример из Пермской губернии, как предохраняли от сглаза младенца: «Бабка садится в бане на полок, кладет на колени ребенка и, взяв в левую руку веник, ударяет обрубленным концом в полок, нашептывая трижды: „Как эта белая береза стояла во чистом поле, не знала ни уроков, ни призоров, так и ты, младенец, раб Божий (имярек), не знай ни уроков, ни призоров и будь здоров и долголетен. Тьфу! Свят Дух. Аминь!" Затем ребенка парят и окачивают с веника водой» [Майков, 92].

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 4 октября

Народный календарь на 1 октября

Народный календарь на 5 октября

Народный календарь на 3 октября

Народный календарь на 2 октября

Нет комментариев. Ваш будет первым!