Классный час «Выбор профессии», 9-10 класс

Разработка классного часа для старшеклассников «Склонности и интересы в выборе профессии»

Цель: Определить интересы старшеклассников.

Форма: Психологический практикум.

Участники: Учащиеся класса, классный руководитель или психолог.

Оборудование: Опросник, бланки для заполнения, ручки, карандаши.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Для правильного выбора профессии необходимо представлять себе те требования, которые она предъявляет к человеку, а также знать свои индивидуально- психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или одну его сторону), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?

Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности — «хочу делать».

Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью которого они смогут выявить свои интересы и определить степень их устойчивости.

Для этого всем раздаются бланки ответов и опросники (карта интересов А.Е. Голомштока), дается инструкция:

«У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того, чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос, постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы вас спрашиваем, то в листе ответов под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса если просто нравится (любите) — один плюс; если не знаете, сомневаетесь — ноль; если не нравится (не любите) — минус; если очень не нравится — два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного».

Карта интересов А.Е. Голомштока

Любите ли вы (нравится ли вам, хотели бы вы) ...

1. Знакомиться с жизнью растений или животных?

2. Уроки географии, чтение учебника по географии?

3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях?

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека?

5. Уроки домоводства (технологии) и домашние задания по домоводству?

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков?

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков?

8. Читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник» и др.)?

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники?

10. Знакомиться с различными металлами и их свойствами?

11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении?

12. Узнавать о достижениях в области строительства?

13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (авто-, железнодорожного и др.)?

14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках, космонавтах?

15. Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками Великой Отечественной и Гражданской войн?

16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях?

17. Читать классиков отечественной и зарубежной литературы?

18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки?

19. Обсуждать текущие дела, события в классе и в школе?

20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).

21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции?

22. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете?

23. Читать книги типа «Занимательная математика» или «Математический досуг»?

24. Изучать экономическую географию?

25. Заниматься иностранным языком?

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства?

27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии?

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства?

29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах?

30. Изучать ботанику, зоологию, биологию?

31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам?

32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов?

33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины?

34. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.)?

35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят»?

36. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических явлений?

37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, искать статьи в газетах)?

38. Посещать радиотехнический кружок или знакомиться с работой электрика?

39. Знакомиться с различными измерительными инструментами (для металлообработки) и работать с ними?

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели?

41. Встречаться со строителями, наблюдать за их работой?

42. Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения?

43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках?

44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбой выдающихся полководцев?

45. Обсуждать текущие политические события у нас и за рубежом?

46. Изучать биографии писателей, творческие лаборатории авторов?

47. Слушать радио- и теленовости, смотреть тематические телепередачи?

48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране?

49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать?

50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя?

51. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питанием всех во время похода?

52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков?

53. Интересоваться в печати за ходом выполнения плана народного хозяйства?

54. Читать художественную литературу на иностранном языке?

55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет?

56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя?

57. Слушать оперную и симфоническую музыку?

58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио- и телепередачи?

59. Посещать биологический кружок?

60. Заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края?

61. Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.)?

62. Изучать функции организма человека, причины возникновений болезней и пути их лечения?

63. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обед?

64. Проводить опыты по физике?

65. Готовить растворы, взвешивать реактивы?

66. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, швейную машинку и пр.)?

67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром, осциллографом и пр.) и производить расчеты?

68. Мастерить различные детали и предметы из металла?

69. Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать, полировать и пр.)?

70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек?

71. Посещать кружок юных железнодорожников, юных автолюбителей?

72. Участвовать в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или работе авиаклуба?

73. Заниматься в стрелковой секции?

74. Изучать историю возникновения различных народов и государств?

75. Писать классные и домашние сочинения по литературе?

76. Наблюдать за поступками, поведением и жизнью других людей, анализировать явления и события жизни?

77. Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело)?

78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем- либо)?

79. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?

80. Наблюдать за работой продавца, повара официанта?

81. Заниматься в математическом кружке?

82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии?

83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка?

84. Посещать музеи, художественные выставки?

85. Выступать на сцене перед зрителями?

86. Играть на одном из музыкальных инструментов?

87. Играть в спортивные игры?

88. Наблюдать за ростом и развитием животных и растений, вести записи наблюдений?

89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы?

90. Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для географического музея?

91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта?

92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи?

93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике?

94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии?

95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.)?

96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы и радиоаппаратуру?

97. Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских?

98. Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном?

99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами?

100. Контролировать соблюдение правил передвижения пешеходов и водителями транспортных средств?

101. Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в отряде по спасению утопающих?

102. Участвовать в военизированных играх?

103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа?

104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или языку?

105. Вести личный дневник?

106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении, с беседами и докладами на различные темы?

107. Выполнять работу вожатого?

108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть?

109. Помогать покупателю в магазине выбирать покупку?

110. Решать сложные задачи по математике?

111. Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов?

112. Заниматься в иностранном кружке или посещать факультативные занятия?

113. Заниматься в художественном кружке?

114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности?

115. Заниматься в хоре или в одном из музыкальных кружков?

116. Заниматься в какой-либо спортивной секции?

117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить творческие работы?

118. Участвовать в географических экспедициях?

119. Участвовать в геологических экспедициях?

120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать помощь?

121. Участвовать в выставках кондитерских или кулинарных изделий?

122. Участвовать в физических олимпиадах?

123. Решать сложные задачи по химии? Участвовать в химических олимпиадах?

124. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому?

125. Разбираться в сложных радиосхемах?

126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков и оборудования?

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками?

128. Принимать посильное участие в строительных работах?

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.?

130. Управлять самолетами гражданской авиации?

131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполняя распорядок дня?

132. Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы)?

133. Работать с литературными источниками, справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном?

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях?

135. Подготавливать и проводить конференции или дискотеки, вечера отдыха?

136. Шествовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков?

137. Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции»?

138. Постоянно общаться с разными людьми?

139. Участвовать в математических олимпиадах?

140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, зарплаты, организации труда?

141. Беседовать с товарищем (знакомым) на иностранном языке?

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства?

143. Посещать театральный кружок?

144. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах?

145. Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях?

146. Коллекционировать растения и заниматься фитодизайном?

147. Произвести топографическую съемку местности?

148. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе?

149. Работать в больнице, поликлинике, аптеке?

150. Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, технологом и т.п.)?

151. Решать сложные задачи по физике?

152. Работать на химическом производстве или в химической лаборатории?

153. Участвовать в выставках технического творчества.

154. Работать в области электроэнергии или радиоэлектроники?

155. Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали?

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы?

157. Работать в строительной бригаде?

158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения?

159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море?

160. Работать военным специалистом?

161. Ходить в походы по историческим местам родного края?

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.?

163. Писать заметки или очерки в стенгазеты или периодическую печать?

164. Руководить бригадой во время трудового десанта?

165. Организовывать игры и праздники для детей?

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре)?

167. Оказывать людям различные услуги?

168. Выполнять работу, постоянно требующую математические знания?

169. Работать в области экономики планирования или финансирования предприятия народного хозяйства?

170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке?

171. Участвовать в выставках изобразительного искусства?

172. Играть на сцене или сниматься в кино?

173. Работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку?

174. Работать преподавателем физкультуры или тренером?

Обработка результатов

В листе ответов в каждой из 29 строк подсчитайте сумму плюсов и сумму минусов. Подсчитайте алгебраическую сумму этих показателей.

Уровень выраженности интересов определите, сопоставляя значения со шкалой.

Определяющие качества

Методика

Выборка

Уровень выраженности качества

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

Интересы

А.Е. Голомштока

Мужская Женская

. <8

5-7

1-4

(-5)-0

>(-6)

29 строкам листа ответов соответствуют следующие интересы:

1) биология,

2) география,

3) геология,

4) медицина,

5) легкая и пищевая промышленность,

6) физика,

7) химия,

8) техника,

9) электрорадиотехника,

10) металлообработка,

11) деревообработка,

12) строительство,

13) транспорт,

14) авиация, морское дело,

15) военные специалисты,

16) история,

17) литература,

18) журналистика,

19) общественная деятельность,

20) педагогика,

21) право, юриспруденция,

22) сфера обслуживания, торговля,

23) математика,

24) экономика,

25) иностранный язык,

26) изобразительное искусство,

27) сценическое искусство,

28) музыка,

29) физкультура, спорт.

Таблица

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

1

 

30

 

59

 

88

 

117

 

146

 

2

 

31

 

60

 

89

 

118

 

147

 

3

 

32

 

61

 

90

 

119

 

148

 

4

 

33

 

62

 

91

 

120

 

149

 

5

 

34

 

63

 

92

 

121

 

150

 

6

 

35

 

64

 

93

 

122

 

151

 

7

 

36

 

65

 

94

 

123

 

152

 

8

 

37

 

66

 

95

 

124

 

153

 

9

 

38

 

67

 

96

 

125

 

154

 

10

 

39

 

68

 

97

 

126

 

155

 

11

 

40

 

69

 

98

 

127

 

156

 

12

 

41

 

70

 

99

 

128

 

157

 

13

 

42

 

71

 

100

 

129

 

158

 

14

 

43

 

72

 

101

 

130

 

159

 

15

 

44

 

73

 

102

 

131

 

160

 

16

 

45

 

74

 

103

 

132

 

161

 

17

 

46

 

75

 

104

 

133

 

162

 

18

 

47

 

76

 

105

 

134

 

163

 

19

 

48

 

77

 

106

 

135

 

164

 

20

 

49

 

78

 

107

 

136

 

165

 

21

 

50

 

79

 

108

 

137

 

166

 

22

 

51

 

80

 

109

 

138

 

167

 

23

 

52

 

81

 

110

 

139

 

168

 

24

 

53

 

82

 

111

 

140

 

169

 

25

 

54

 

83

 

112

 

141

 

170

 

26

 

55

 

84

 

113

 

142

 

171

 

27

 

56

 

85

 

114

 

143

 

172

 

28

 

57

 

86

 

115

 

144

 

173

 

29

 

58

 

87

 

116

 

145

 

174

 

Вот несколько советов, как управлять своими интересами и склонностями:

1.Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым.

2. Постарайтесь вообразить и внутренне настроиться на интересную работу, даже если она таковой не является. То есть измените установку.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания и выполнить работу более тщательно, чем всегда.

4. Сколько же времени нужно, чтобы сформировался устойчивый интерес? Единого мнения на этот счет нет. Однако большинство психологов считают, что не менее трех недель.

5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по психологии для 10-11 класса. Тема: Способности

Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс

О наиболее популярных профессиях для школьников

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Нет комментариев. Ваш будет первым!