Двигательная активность в начальной школе

Основные требования нового стандарта к двигательной активности младших школьников

В концепции «Система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ начального образования» отмечается, что «растущая учебная нагрузка на детей не только в общеобразовательной школе, но и вследствие дополнительных занятий значительной части школьников музыкой, языком и др. приводит к резкому сокращению их пребывания на свежем воздухе и увеличению длительности пассивного малоподвижного состояния — гиподинамии. Проблема гиподинамии, распространенность которой среди современных детей разного возраста достигает 40-85%, достаточно актуальна. Учеными в области возрастной физиологии и гигиены детей и подростков доказано, что движения и физическая активность, поддерживающие обменные процессы, являются той базой, на основе которой происходит не только биологическое, но и духовное развитие ребенка. С этих позиций переход ребенка на «сидячий образ жизни» — это подавление процессов всестороннего развития. В итоге — нарастание год от года явлений клеточной, органной и системной незрелости. Это касается и школьников начальной школы. Гиподинамия является одной из важнейших причин низких показателей здоровья и функционального состояния различных систем организма школьников.

В условиях школы, где дети проводят большую часть своей жизни, интенсивная двигательная активность реально возможна лишь на земельных участках при осуществлении организации занятий по физкультуре, проведении перемен с включением подвижных игр, соревнований <„.>.

Реализацию гигиенического обучения и воспитания, формирования норм и навыков здорового образа жизни учащихся младших классов предлагается осуществлять по следующим приоритетным направлениям:

Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизни.

Тема 2. Режим дня, учебы и отдыха.

Тема 3. Основы рационального питания.

Тема 4. Значение двигательной активности и закаливания для сохранения здоровья.

Тема 5. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Тема 6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды.

Тема 7. Гигиенические вопросы трудового обучения.

Тема 8. Травматизм: профилактика и оказание первой помощи. Поведение при чрезвычайных ситуациях.

Тема 9. Гигиенические аспекты полового воспитания.

Тема 10. Профилактика потребления психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотики и др.).

К учащимся младших классов (7-9 лет) предъявляются следующие требования:

Знания

Общие понятия о здоровье и факторах, на него влияющих. Представление о режиме дня, учебы, отдыха. Понятия о значении пищи для развития человека и рациональном питании. О роли двигательной активности и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья. Понятие и признаки правильной осанки, походки и посадки за учебным столом. Значение правильной осанки, походки и посадки за рабочим столом для здоровья и гармоничного развития. О роли и значении личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья, профилактике инфекционных заболеваний.

Представление о влиянии природы и окружающего мира на здоровье человека.

Общие сведения о травмах, их причинах, правилах поведения при травмах и оказании первой помощи. Знать правила безопасного поведения дома, в школе, во дворе, на дорогах, на транспорте; правила безопасного обращения с предметами домашнего обихода, бытовыми электро- и газовыми приборами, с огнем, препаратами бытовой химии, садовым инвентарем. Основные правила поведения при пожаре.

Понятие о половых различиях и специфической гигиене. Общие представления о табаке, алкоголе, наркотических веществах, их влиянии на здоровье человека.

Умения и навыки

Соблюдать правила личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний. Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, водные закаливающие процедуры. Соблюдать режим дня, гигиенические требования при приеме пищи, подготовке домашних заданий, прогулках, подготовке ко сну и во время сна. Следить за правильностью своей осанки, походки и посадки за учебным столом, уметь их контролировать.

Соблюдать правила безопасного поведения дома, в школе, во дворе, на дорогах, на транспорте; правильно обращаться с предметами домашнего обихода, с бытовыми электро- и газовыми приборами, с огнем, садовым инвентарем. Уметь оказывать первую помощь при порезах, ссадинах, ушибах, тепловых и солнечных ударах, утоплениях, ожогах и обморожениях, накладывать кровеостанавливающий жгут».

Рекомендуем посмотреть:

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Художественные произведения о природе для младших школьников

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Нет комментариев. Ваш будет первым!