Грамматические игры по русскому языку, 2 класс

Ребусы, игры, головоломки по русскому языку. Начальная школа

Цель: развивать мышление, сообразительность, внимание.

Содержание занятия

1. Игра «Буквенная чехарда».

Ведущий.

Начинаем мы игру –

Буквенную чехарду.

Поразмыслим, сообразим,

Словам вниманье уделим.

Ребус «Колодец».

Вставь буквы в тот колодец, который им больше подходит.

Ответ:

1-й колодец - бак, мак, рак, лак.

2-й колодец - бук, лук, сук, жук.

Объясни значение слов.

Игра «Прочитай слова»

Ответ: щель, хмель, трель, модель, щавель, штабель, тоннель; карусель, карамель, акварель, ожерелье, свиристель, крендель, вермишель.

Объясни значение каждого слова.

Придумай дома слова с сочетанием «ква».

Отгадай слова.

а)

7я              100лб          100к

Ответ: семья, столб, сток.

Игра «Лесенка».

а)

- - х

- - - х

- - - - х

- - - - - х

- Какие слова можно создать?

Прочитай. Объясни значение слов.

б)

ц - - -

- ц - - -

- - ц -

- - - ц

- - - - ц -

- - - - - ц

- - - - - - ц

- - - - - - - ц -

Примерный ответ:

а) пух, прах, порох, пастух.

б) цвет, сцена, яйцо, заяц, блюдце, огурец, молодец, полотенце.

в)

щ –

щ - -

щ - - -

щ - - - -

щ - - - - -

Примерный ответ: щи, щит, щука, щегол, щавель.

Дополните слово.

ВАРИМ ЩИ

Давай сегодня сварим щи.

Слова такие отыщи,

Чтобы в каждом Были щи!

Щи (пиЩИт, иЩИ, ЩИпцы, сыЩИк, яЩИк. клеЩИ).

Сквозная буква.

а) л..ди

д..шес

т..льпан

б..джет

б..ро

 

б) с..р

т..л

д..ра

л..ко

м..ло

п..ль

в)

- - щ -

- - щ -

- - щ -

- - щ -

Примерные ответы:

а) люди, дюшес, тюльпан, бюджет, бюро;

б) сыр, тыл, дыра, лыко, мыло, пыль;

в) гуща, роща, чаща, лещи.

• Прочитайте справа налево. Получаются перевертыши.

Анна барабан на.

Ася молоко около мяса.

Авось сова тут.

Алла рвала лавр.

Арбуз у зубра.

А Лиза мазила.

А роза упала на лапу Азора.

Доскажите словечко.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус

А зовут его ... (арбуз).

 

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за рыжая зверюшка?

Щелкает орешки мелко.

Ну конечно, это ... (белка).

 

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это ... (ворона).

 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ... (воробей).

 

Шубка - иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж.)

 

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын ... (жираф).

Ищем слова.

- - - - - ж - -

- - - - ж - -

- - - ж - -

- - ж - -

Слова можно найти, прочитав следующее:

• Избушка, в которой живет сторож.

• Украшение в ушах.

• Твердая застежка на поясе.

• Часть стола или стула.

Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка.

И вот еще.

- - жа - -

- - же - -

- - жи - -

- - жо - -

- - жу - -

Примерный ответ: пижама, сажень, хижина, изжога, кожура.

Блуждающий звук.

Закричал охотник: «Ой!»

Двери (звери) гонятся за мной!

 

Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

 

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).

 

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

 

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель (капель)

Перед сном.

 

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

 

Загремел весенний гном (гром),

Тучи на небе кругом.

Воробейка прискакал,

Где-то кошек (крошек) отыскал.

Он одну сейчас же съел,

Остальные не успел.

 

2. Учим скороговорки.

• В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

 

• Варя варит, Жора жарит,

Петя песенки поет.

 

• Во дворе стоит забор,

На забор полез Егор.

- Куд-куда? - кричит петух. –

Разорвешь штанишки в пух.

 

• Гроздья рябины

На солнце горят.

Рябит от рябины

В глазах у ребят.

• Орел на горе, перо на орле.

 

• На горе Арарат

Растет крупный виноград.

 

• Ах вы, сени, сени, сени!

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

3. Почему мы так говорим?

Сезам, отворись!

Выражение из арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников». Герой сказки Али-Баба идет в лес за дровами. Ему удается подглядеть, как сорок разбойников направляются к пещере, двери которой раскрываются перед ними после того, как атаман произнесет: «Сезам, отворись!» Али-Баба, воспользовавшись этим заклинанием, тоже проникает в пещеру, оказавшуюся складом награбленных разбойниками ценностей, и становится обладателем многих сокровищ.

4. Обсуждение содержания мультфильма «Али-Баба и сорок разбойников».

1) Просмотр мультфильма.

- Кто главный герой этой сказки?

- Кто ему помогал?

- Как проник Али-Баба в пещеру?

2) Задание. Сделайте иллюстрации понравившихся фрагментов сказки.

3) Выставка работ детей.

Запись слов:

п..щера, к..вшин, с..кровища, зол..то, в..лшебник.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 коррекционных классах

Игры по русскому языку для начальной школы

КВН по русскому языку 3 класс с ответами

Игра по фонетике для начальной школы

Нет комментариев. Ваш будет первым!