Математические игры «Умножение и деление», 2 класс

Игры по математике для младших школьников 8-9 лет

Для закрепления таблиц умножения и деления с числами 2 и 3, для формирования вычислительных навыков с четырьмя действиями предназначены игры «Забей гол в числовые ворота», «Телефон», «Телеграф», «Танграм», «Вычислительные машины», «На какой ракете ты полетишь?». Играя, дети на доступном для них материале упражняются в выполнении заданий на все действия.

1. Забей гол в числовые ворота

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Содержание игры. Учитель говорит детям: «Направление удара мяча зашифруйте примерами на умножение. Проведите мяч через пару числовых ворот, которые составят произведение этих чисел. Соедините эту пару ворот стрелкой с третьими воротами, где записан ответ составленного вами примера на умножение. Забейте голы в числовые ворота по образцам.

2. Телеграф

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Средства обучения. Карточки с цифрами. Содержание игры. Учитель выдает ученикам, сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2, 3, 4, и показывает на следующую схему:

Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме и передают листок детям, сидящим за ними. Они в свою очередь должны проверить предыдущий пример, а затем записать и решить свой. Побеждает та команда (ряд), которая первой запишет правильные ответы в следующую таблицу:

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

 

 

 

Затем вся цепочка действий проверяется по схеме коллективно. В анализе ошибок принимают участие слабые ученики.

3. На какой ракете ты полетишь?

Средства обучения. Рисунок, карточки с примерами.

Содержание игры. Учитель сообщает классу, что номер каждой ракеты зашифрован примером. Решив правильно примеры, записанные на карточках, дети смогут узнать, кто на какой ракете полетит. Учащиеся поочередно решают свои примеры и показывают ракеты, на которых они полетят в космос.

4. Вычислительные машины

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Средства обучения. Схема на доске, карточки с цифрами.

Содержание игры. Учитель сообщает, что сегодня ученики будут играть в ЭВМ. Каждый ученик, сидящий слева за партой, будет выполнять роль ЭВМ — считать быстро и правильно, как вычислительная машина, а другой, сидящий справа, будет выполнять роль контролера.

Вычислительная машина состоит из частей (блоков). Каждый блок выполняет определенную работу — действие. Учитель заранее чертит схему на доске и предлагает ученикам ее рассмотреть. Ученики-контролеры запускают машину, вводя в нее (на вход), например, число 4. Тогда ученики, выполняющие роль ЭВМ, производят все вычисления, указанные на схеме, и кладут на выход нужные карточки с цифрами, обозначающими число (ответ составного примера). Затем они показывают после проверки контролеров это число учителю. Действие ЭВМ проверяется коллективно (устно выполняется одно действие за другим).

Так как учащиеся 2 класса изучают только табличное умножение на 2 и 3, учитель может предложить ученикам другие схемы, ограничивающие их счет до известных им пределов (в схему можно запускать однозначные нечетные числа).

Эту игру учитель может провести по-другому, организовав соревнование между соседями по парте.

В этом случае учитель выдает учащимся 4 варианта схемы вычислительной машины, заранее пропустив через нее все числа и выполнив все действия.

5. Кто пришел в гости к Дюймовочке?

Решите примеры и вы угадаете кто пришёл в гости к Дюймовочке

6. Танграм

Дидактическая цель. Закрепление вычислительных приемов сложения, вычитания, умножения, деления.

Средства обучения. Рисунки квадратов, разделенных на части, в которых записаны примеры.

Содержание игры. Учитель сообщает, что если ученики правильно решат примеры, то они найдут место каждой фигуры в рисунке, составленном из частей квадрата. Квадрат надо разрезать на части и составить из них рисунок зайца по образцу. Потом проверить себя, правильно ли определено место каждой части квадрата на рисунке.

Ученики составляют рисунки из других квадратов по образцам.

7. Кто быстрее долетит до Луны?

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Содержание игры. Учитель на магнитной доске рисует Землю, вдали — Луну, на пути от Земли до Луны он прикрепляет рисунки 9 - 12 ракет, на обратной стороне которых записаны примеры. В примерах зашифрован путь космических кораблей от Земли до Луны.

Учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправятся в путешествие на Луну. Кто быстрее рассчитает свой путь, зашифрованный примерами, тот быстрее и долетит до Луны.

Учитель вызывает поочередно к доске учащихся (по одному от каждой команды). Дети снимают по одному рисунку ракет, зачитывают примеры, решают их, называют ответ. Контролеры подтверждают или опровергают их.

При правильном решении примера ученик прикрепляет рисунок ракеты рядом с рисунком Луны. Если ученик решил пример неверно, то ему помогает другой ученик из этой команды. Учитель по часам определяет, кто быстрее всех решил пример и какое место занял в игре-соревновании.

В конце соревнования подводят итоги, определяется экипаж, который быстрее всех долетел до Луны. Затем анализируются ошибки. К анализу ошибок привлекаются все учащиеся.

8. Меткие стрелки

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Содержание игры. Учитель сообщает детям, что на этом уроке они — меткие стрелки и будут «пускать стрелы» (проводить стрелки) от примеров к их ответам. Кто правильно и быстро «поразит все цели», тот станет лучшим стрелком.

Дети списывают примеры в тетрадь и проводят стрелки от примеров к ответам по образцу:

9. Арифметическое домино

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Средства обучения. Карточки с примерами.

Содержание игры. Учитель заранее готовит для учащихся карточки на плотной бумаге или картоне.

Затем раздает детям все карточки, кроме одной. Ее он ставит на подставку доски. Учащиеся решают записанный на карточке пример. К доске должен выйти тот ученик, у которого на левой части карточки записан ответ первого примера. Он ставит свою карточку на доску. Записанный на ней пример решают все ученики, а к доске выходит тот, у кого на левой стороне карточки записан ответ второго примера, и ставит карточку справа от второй. Игра продолжается до тех пор, пока цепь всех карточек не будет выставлена по вышеуказанному правилу. Остальные ученики — контролеры. Они подтверждают или опровергают ответы товарищей, выходящих к доске.

Игру можно проводить и в виде соревнования между командами. Побеждает та из них, ученики которой не допустят ошибок.

В этом случае учитель должен заранее приготовить комплекты карточек для трех команд, вызывая поочередно по одному ученику от каждой команды. В конце игры он подводит итоги, анализирует ошибки, определяет победителей.

10. Поле чудес

1. На поле чудес разыгрываются игрушки. На круге записаны числа, обозначающие число очков за ту или иную игрушку.

Оля набрала в игре 11 очков. Какие игрушки она получила?

Вера набрала 40 очков. Какие игрушки она получила? И т. д.

□ + □ = 11                           □ + □ = 40

2. Ира получила слона, мячик и вертолет. Сколько очков она набрала? Дима получил мишку, жирафа и телефон. Сколько очков он набрал? И т. д.

□ + □ + □ = □

3. Олег, Сережа и Витя набрали разное число очков:

Сережа — 25 очков,

Олег — 35 очков,

Витя — 24 очка.

Какие игрушки получил каждый мальчик?

Среди игрушек, выигранных каждым мальчиком, одна повторялась. Какая?

4. Гена, набрав 32 очка, получил 2 игрушки. Одна из них — слон. Какую вторую игрушку получил Гена?

□         □       □          □

5. Рисунки игрушек зашифрованы примерами, записанными по определенному правилу, и буквами. Решив примеры в порядке возрастания значения выражений, ты узнаешь название игрушки, которую получила Вера.

6. В игре «Поле чудес» участвовали парами четыре девочки и столько же мальчиков. Сколько партий они сыграли, если каждая девочка играла с каждым мальчиком? Придумай имена, составь схему к задаче и реши ее.

7. В игре «Поле чудес» принимали участие три мальчика: Гена, Витя и Дима. Гена и Витя набрали 4 очка, Витя и Дима — 3 очка. Сколько очков набрал каждый мальчик, если все они получили разное количество очков?

11. Где пакет?

Средства обучения. Карточки с примерами, задачи в конверте.

Содержание игры. Учитель во время перемены кладет на каждую парту карточку с примером, а на одну из парт — конверт с задачами. На уроке он выдает ученикам (по одной на каждую парту) карточки, которые ученики держат в руках. К доске по вызову учителя выходят три ученика (по одному от каждого ряда). Каждый из них берет карточку с примером, решает его и подходит к той парте, на которой находится ответ его примера. Он зачитывает свой пример вслух и называет ответ. Если ученики сигнальными карточками подтверждают его ответ, то ученик имеет право взять вторую карточку, лежащую на этой парте, и выполняет задание аналогично.

При правильном решении всех примеров все вызванные к доске ученики один раз подойдут к одной и той же парте, так как учитель составил три примера с одинаковыми ответами, а на другие парты положил карточки с неверными ответами. На парте, к которой подойдут все три ученика, находится конверт с занимательными задачами. (Пример движения учеников по классу показан на схеме.)

12. Поменяй фигуры

Дидактическая цель. Развитие пространственных представлений и мышления учащихся.

Средства обучения. Индивидуальное наборное полотно, набор геометрических фигур: 3 круга, 1 квадрат и 1 треугольник.

Содержание игры. Учитель объясняет правила игры.

1. Вставить в индивидуальное наборное полотно геометрические фигуры таким образом:

2. Фигуры можно перемещать только на пустое место либо в вертикальном, либо в горизонтальном направлении.

3. Нельзя перемещать сразу две фигуры.

В игре участвуют все ученики. Выигрывает тот, кто раньше других поменяет местами квадрат и треугольник за меньшее число ходов.

13. Чижи и синички

Дидактическая цель. Развитие пространственных представлений и мышления учащихся.

Средства обучения. Полоска бумаги, разделенная на 10 клеток; рисунки: 4 чижа и 4 синички. (Рисунки можно заменить фигурами кружков и треугольников.)

Содержание игры. Учитель объясняет правила игры.

1. Разложить в клетках фигуры следующим образом:

2. Пересадить птичек так, чтобы синички сидели рядом с синичками, а чижи — с чижами. Одновременно можно пересаживать любую пару соседних птичек, не меняя их взаимного положения. Пересаживать птичек надо каждый раз в пару пустых клеток. Каждая пересадка птичек считается ходом.

Кто первый пересадит своих птичек как надо, тот считается выигравшим игру.

Примечание. Игру следует проводить во второй половине дня.

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворды по математике, 2 класс с ответами и вопросами

Математические задания на смекалку, 2 класс

Математические задачи в стихах для 2 класса с ответами

Занимательные вопросы по математике 2 класс с ответами

Математические игры на сложение и вычитание в пределах 20

Нет комментариев. Ваш будет первым!