Упражнения для развития памяти младших школьников

Упражнения на развитие зрительной памяти

Запоминаем зрительно

Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.

«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

Вариант 2

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.

«Инопланетяне-1»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

 

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

«Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

«Фигуры»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Вы даете ребенку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста ребенка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти. Мы приводим в качестве примера вариант средней сложности, подходящим для второклассников, которые имеют опыт выполнения подобных упражнений. По аналогии вы сможете сделать наглядный материал для этого упражнения на более простом или же усложненном уровне.

Вариант 2

Для занятия вам потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 3 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

Вы даете ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

Страницы: 1 2 3

Гульмира Нысанбаева # 17 июля 2013 в 18:32 +2
Здорово!
Можно использовать для диагностики памяти ребенка.
Ирина Рудакова # 25 июля 2013 в 08:11 +1
Очень интересный и полезный материал. В своём классе я часто использую приём "Ассоциации" при работе со словарными словами.
С уважением, Ирина.
Серафима # 4 октября 2013 в 12:25 +2
Спасибо большое! Очень нужный материал.
Елена Фёдоровна Колкова # 23 декабря 2013 в 22:45 0
Материал нужный и полезный! Спасибо!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 11 февраля 2014 в 00:38 0
Очень интересный материал. Думаю, его можно применить на занятиях английским языком. Развитие зрительной памяти - непременное условие успешного освоения языка, грамотности.
Гульназ Талгатовна Хазиева # 3 марта 2014 в 11:39 0
Спасибо большое! Очень нужный материал.
Валерия Ивановна Смирнова # 28 марта 2014 в 18:24 0
Много различных упражнений для развития и коррекции  памяти. Данные упражнения можно использовать на коррекционных занятиях, на уроках, диагностически. Материал полезен для педагогов коррекционных школ и не только. Спасибо за содержательный материал.
Наталья Николаевна Шушкова # 21 мая 2014 в 20:32 0
Интересный систематизированный материал. Хорошее подспорье в работе.
Ирина Анатольевна Сенченко # 1 июня 2014 в 14:05 0
Материал шикарный,особенно на развитие внимания и памяти.Спасибо за подборку.
Елена Савченко # 7 июня 2014 в 13:45 0
Огромное спасибо. Очень интересный материал
Лидия Владимировна Ниневская # 8 сентября 2014 в 22:25 0
Спасибо, за материал! Очень срочно понадобился материал к уроку - и вдруг он здесь , у вас! Всё очень вовремя!Здорово вы меня выручили!!!
Анна Николаевна Покацкая # 28 сентября 2014 в 07:46 0
Спасибо большое! Очень интересный, а главное нужный материал.
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 21:13 0
Уважаемый автор! Благодарю Вас за подробный, глубокий, готовый к использованию материал. Память - очень важный психический процесс, от которого зависит успешность младшего школьника в обучении. Обязательно буду использовать в свей практике. Успехов Вам!
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 23:04 0
Спасибо за интересные упражнения. Мы с дочкой практикуем такого рода упражнения, Ваши также берем себе в тренинг.
Наталья Васильевна Горяинова # 31 октября 2014 в 23:22 0
Спасибо за интересный материал . Он мне скоро понадобиться. Ведь 1класс на носу!
Марина Геннадьевна Бронникова # 16 ноября 2014 в 00:13 0
Очень нужная статья. Взяла на вооружение приемы. Важно развивать возможности учащихся целенаправленно и систематически. Спасибо автору статьи за работу.
Виктория Надежкина # 18 ноября 2014 в 20:26 0
Спасибо!!! Мне очень нравится.
Людмила Владимировна Курьянова # 18 ноября 2014 в 20:57 0
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОСПОЛЬЗУЮСЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.
Светлана Моисеевна Денисова # 20 января 2015 в 20:08 0
У меня 1 класс и я столкнулась с тем ,что у моих детей плохо развита память.Этот материал мне обязательно поможет.Большое вам спасибо!!
Татьяна # 26 июля 2015 в 21:53 0
Отличный материал. Особенно важно развитие двигательной памяти. Поняла это на себе, когда после 40-а занялась танцами. Давалось трудно, но танцы вытащили из рутины, депрессии, вызвали поток творчества. Малая часть детей занимается танцами, хотя это важно для развития. Эти упражнения на уроках - капля в море, но все же... Спасибо автору.
Снежана Анатольевна Колесникова # 2 октября 2015 в 15:56 0
Очень полезный материал! Я распечатала те задания, которые подойдут для дошкольников, теперь буду вклеивать в тетрадь для родителей
Наталья Викторовна Дьяченко # 15 июня 2016 в 11:32 0
Этот материал буду использовать на своих уроках. Я работаю в школе в первом классе. Столкнулась,с тем, что у детей плохо развита память. Поэтому есть проблемы в учебе. Спасибо автору. music
Виктория # 1 августа 2016 в 14:22 0
Для детей это очень хорошие способы развития. Полезные и интересные. Также полезным будет метод фотографирования. Суть его заключается в следующем: Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения). Разложите их на столе. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте). Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы. Еще больше интересных способов можно найти в этой статье evrikak.ru/info/kak-razvit-zritelnuyu-pamyat
Татьяна Анатольевна Ишкина # 11 августа 2016 в 21:47 0
Спасибо за предоставленный материал, очень полезная информация.Обязательно буду использовать в своей работе.
Татьяна Шабалина # 29 января 2017 в 09:05 0
Уважаемый автор, большое спасибо за такой полезный материал. Думаю, что он будет полезен как для воспитателей, так для учителей начальных классов, учителей иностранного языка (Сама работаю с малышами), для учителей коррекционных школ. Часть заданий, представленных в работе, использую сама, остальные приму на вооружение и буду использовать как на уроках, так и на коррекционных занятиях.
Наталья # 15 марта 2017 в 22:14 0
Предлагаю еще одно мое упражнение.Ребенку даются 5 пустых листочнов.На них он рисует на каждом по одному предмету.Например: солнце,луна,туча,дождь,снежинка.Учитель забирает рисунки и перемешивается их.Зате ребенок вытягивает рисунок и должен написать цифру,т.е. каким он был по счету.Д дальше можно увеличивать до 10 предметов.Так же можно вставлять лишний предмет.нНапример,в тему " Природа" 9 картинок,вставить 1 "Овощ". Ребенок должен не только найти лишний предмет, но и запомнить на каком он был месте
Марина # 22 марта 2017 в 00:12 0

Вообще супер материал))) Спасибо! Мне статья понравилась

Natalja # 17 ноября 2021 в 14:39 0
Спасибо! супер материал!