Цели: развивать у детей фантазию и творческое воображение; повышать музыкальную эрудицию через знакомство с музыкальными произведениями И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя и др.
Оборудование: аудиозаписи, иллюстрированный материал к музыкальным произведениям (можно использовать репродукции картин).
Подготовка: в классе стулья расставить полукругом.
I. Вводная часть.
1. Объяснение целей и задач занятия.
2. Беседа по вопросам.
- Кто и как использует дома свое свободное время?
- Любите ли вы слушать музыку? Какую?
- Как музыка может влиять на ваше настроение?
II. Основная часть.
1. С. Майкапар «Дождик» (пьеса).
Учитель. Казалось бы, такие простые для нас, на первый взгляд, природные явления: дождь, гроза, ветер, пение птиц, шелест листвы, колыхание трав и многое другое - вдруг, благодаря волшебству и магии звуков, здесь сливаются в причудливую музыку природы.
Например, пошёл внезапно сильный дождь. Какие образы, ощущения возникают у нас при этом в первую очередь? Конечно же самые неприятные: досада, если мы без зонта и не успели спрятаться в укрытие. Злость, так как мало кому приятно, попав под сильный ливень, быть мокрым и грязным. Ну и тому подобное. Но в стране звуков всё иначе. Даже дождик и тот не просто стучит по крышам домов своими дождинками, шагая по улицам, а исполняет для нас вот такую, весёлую и забавную, мелодию. Послушайте ещё раз музыку Майкапара «Дождик» (звучит пьеса).
- Как вы думаете, ребята, какой дождик мы слышим: кратковременный, «слепой», проливной, затяжной?
2. Песня «Хорошо по лужицам мчаться босиком» (музыка Э. Ханка, слова Н. Алтухова).
- Интересно, пробовал ли кто из вас хоть раз в жизни пробежаться босиком по лужам, образовавшимся после сильного, проливного дождя?
Звучит песня «Хорошо по лужицам мчаться босиком».
- Эта песенка также написана в форме марша. Под такую музыку так и хочется, высоко поднимая колени и энергично размахивая руками, весело «шествовать», шлёпая босиком по тёплым лужицам, жизнерадостно разбрызгивая во все стороны жидкую грязь! Но что скажет мама?! Можно себе вообразить!
Давайте представим, что мы бежим по улицам, и покажем, как же это здорово!
Дети показывают движения. (Можно использовать в качестве физкультминутки)
3. И.С. Бах «Маленькие фантазии».
- Слово «фантазия» в переводе с греческого, (phantasia) означает «воображение». В обыденной жизни это слово употребляют в несколько ином значении - как причуда, вымысел. Кому-то из вас, ребята, (если не каждому) наверняка приходилось слышать в свой адрес от окружающих: «Ну, ты и фантазёр!..»
А между прочим, именно это говорили и о великом Бахе, гениальном Моцарте, непревзойдённом Бетховене... Их музыкальные фантазии изумляют, восторгают и радуют человечество вот уже несколько столетий...
Звучит «Маленькая фантазия» И.-С. Баха.
4. Г. Пахульский «Мечты».
Представляете, как был бы скучен и неинтересен мир без фантазии? Не было бы тогда на свете увлекательных и замечательных книг, великолепных картин, прекрасной музыки, интересных кинофильмов и любимых мультфильмов и многого другого. Да, наверное, не было бы и человечества. Оно просто бы вымерло от скуки! Очень нелегко жить человеку, у которого напрочь отсутствует фантазия или он не умеет мечтать. Поэтому, когда вы услышите в свой адрес: «Выдумщик ты и фантазёр!» - принимайте это не как обидные слова, а как комплимент. Ты неисправимый фантазёр, безнадёжный выдумщик и мечтатель? Так это здорово! Может быть, благодаря именно этим качествам, когда-нибудь ты станешь гениальным изобретателем, стилистом, дизайнером, модельером, талантливым художником или музыкантом, а быть может, известным писателем...
Слушание в записи пьесы Г. Пахульского «Мечты».
- Согласитесь, такая музыка располагает к мечтам... Подберите несколько слов, которые могли бы охарактеризовать музыку Г. Пахульского. Попробуйте определить, какого «цвета» музыка.
- Есть ли у тебя заветная мечта? Если не секрет, поделись своей мечтой... Какого цвета твоя мечта?
- Какие образы возникают у тебя при слове мечта! Какие ощущения, чувства ты испытываешь при упоминании этого слова?
- Тебе нравится мечтать?
5. Ю. Слонов «Танец с зонтиками», «Дождь идет по улице». М. Парцхаладзе «От носика до хвостика».
- А сейчас мы попробуем пофантазировать коллективно. Вообразим себе, что одним тёплым весенним деньком, к примеру в мае, вдруг ни с того ни с сего пошёл первый дождик. Мы так соскучились за долгую, холодную зиму по тёплому весеннему дождю. Почему бы нам немного не прогуляться? А может быть, мы лучше потанцуем? Не забудьте взять с собой зонтики.
Ура, ура! Пришла весна!
Мы рады, рады солнышку.
Нам дождик нипочем!..
Возьмём с собой по зонтику,
По зонтику, по зонтику
И будем танцевать мы
По лужам босиком!..
Е. Арсенина
Импровизированный танец под музыку Ю. Слонова «Танец с зонтиками».
- Некоторые из нас небольшие любители бегать босиком по лужицам и предпочитают глубокомысленно наблюдать за дождём через окно. Да, иногда (особенно когда болеешь) в дождливую погоду полезно сидеть дома и делать более приятные вещи: читать, рисовать или петь весёлую песенку.
В записи звучит песня «Дождь идёт по улице».
- Или вот такую: про весёлого, задорного щенка, который любил без зонтика гулять под проливным дождём, получая от этого громадное удовольствие.
Исполнение песни «От носика до хвостика» (слова П. Синявского, музыка М. Парцхаладзе).
6. А. Мынов «Тревожный дождик».
- Но вернёмся снова к музыке Майкапара «Дождик». Скажите, ребята, какое настроение у нашего дождика - грустное или весёлое? Вы заметили, что музыкальные звуки могут не только что-либо и
кого-либо изображать, но и передавать настроение, чувства человека? Сейчас мы с вами послушаем другую мелодию дождя, с другим настроением.
Звучит пьеса А. Мынова «Тревожный дождик».
На улице прохладно
И дождик целый день.
Мне грустно и печально,
Уроки делать лень.
Мне грустно и печально,
Не знаю - почему.
Быть может, день ненастный,
А я гулять хочу!..
Е. Арсенина
- Какие чувства, душевные переживания вызывает у вас только что прослушанная музыка?
- Какое из прослушанных выше произведений взволновало вас, произвело впечатление? Почему?
III. Подведение итогов.
- Да. Похоже, что дождик разошёлся не на шутку. Но не расстраивайтесь, кажется, у меня возникла одна очень неплохая мысль: а почему бы нам немножко не поразвлечься? К примеру, пошалить.
Слушание в записи: Гендель «Шалость».
- Думаю, что вас, ребята, не надо учить тому, как шалить. Дети, как правило, большие знатоки по этой части, поэтому вы быстро можете сообразить, о чём рассказывает композитор в своей музыке.
Творческое домашнее задание: «Фантазию - в жизнь».
Попробуй воплотить свои фантазии в действительность: в рисунке, аппликации, вышивке, конструировании, бисеровышивании, макраме, в рассказах и стихах и другом творчестве.
А через неделю принесите свои изделия в класс, и мы устроим настоящую выставку.
Классный час для 1 класса на тему: Итоги первой четверти
Итоговый классный час в 1 классе
Классный час на тему «Правила поведения в школе», 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!