Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры» в 4 классе

Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе

Автор: Кленина Татьяна Викторовна,  учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.

Описание материала: Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры» будет полезен учителям начальных классов. Данное мероприятие проводится в 4 классе, после изучения темы «Величины и действия с ними». Сведения из истории русских мер помогут раскрыть связь математики с жизнью, углубить понимание изучаемого фактического материала, расшить кругозор учащихся.

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры»

Цели:

- познакомить детей со старинными русскими мерами;

- научить переводить старинные меры в метрическую систему единиц;

- научить пользоваться этими мерами при решении задач;

- развивать познавательные и творческие способности;

- повышать познавательную мотивацию;

- обучать навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

Оборудование: презентация «Старинные русские меры», таблица старинных мер, тексты задач, набор букв (я, р, м, а, р, к, а), картинки с заданиями, Толковые словари (С. И. Ожегов), листы бумаги, ручки, костюмы для купца и его дочерей.

Перед началом занятия детей необходимо  разделить на группы, распределить обязанности и повторить правила групповой работы. Для каждой группы приготовлены чистые листы бумаги, задания, Толковые словари.

Роль купца, первой и второй дочерей могут исполнять ученики из другого класса. В нашем случае это были шефы – 6 класс. Из числа шестиклассников были выбраны консультанты для каждой группы.

Так как данное мероприятие проводилось в конце 3 четверти, то на него были приглашены учителя, которые будут работать с этими детьми в 5 классе.

Ход мероприятия

Учитель

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех, кто любит математику. Тема нашего занятия «Старинные русские меры».

- Я знаю, что вы все любите путешествовать. Сегодня приглашаю вас в необычное путешествие. А вот куда? Это скажете вы, если правильно составите слово.

Учащиеся из букв составляют слово «ярмарка».

- Какое слово у вас получилось? Давайте проверим.

Учитель открывает слово «ярмарка».

Внимание! Внимание!

Открываем весёлое гуляние!

Торопись честной народ,

В гости ярмарка идёт!

- Кто из вас бывал на ярмарке? Я уверена, что на ярмарке был каждый из вас. И сейчас мы это докажем. Что означает слово «ярмарка»? Куда можно обратиться?

Дети предлагают обратиться к словарям. Учащиеся работают со словарём Ожегова. Поиск значения слова «ярмарка».

- Расскажите, что вы узнали? Кто хочет дополнить ответ?

Дети отвечают на вопрос, дополняют ответы друг друга.

- Назовите синонимы к слову ярмарка.

Синонимы: базар, рынок, торг.

- Поднимите руку те, кто из вас был на рынке? А это значит, что каждый из вас знает, что такое ярмарка. Я вам говорила, что путешествие необычное. Итак, мы отправляемся на ярмарку в Древнюю Русь.

Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о попе и его работнике Балде» (Союзмультфильм, 1973 г., режиссёр: Инесса Ковалевская)

- Что вас удивило?

Дети рассказывают, что увидели необычного. На экран проецируется репродукция картины Б. Кустодиева «Ярмарка».

- Устройство ярмарок было всегда праздником. Здесь все встречались, а потому люди надевали всё самое лучшее, праздничное, нарядное. Себя показать - других посмотреть. Отличались ярмарки по временам года, по виду товаров, по своим размерам. Некоторые ярмарки продолжались больше месяца. Самая маленькая - объединяла несколько деревень, а на крупные - съезжались из разных губерний множество народа. Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ярмарочный водоворот.

Звучит музыка (фольклорно-этнографический ансамбль «Забава» - «Камаринская»). Выходит купец.

Купец

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости просим на ярмарку. Приглашаем приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь.

Учитель

- Простите, уважаемый купец! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар? Ведь они из другого времени, учились мало, не знают старинных русских мер длины и денежных единиц.

Купец

- Помогут им мои дочери, которые получили хорошее домашнее образование.

Звучит музыка (фольклорно-этнографический ансамбль «Забава» - «Камаринская»). Выходят дочери купца.

Дочь 1

- Здравствуйте, люди добрые! Чем можем, тем вам и поможем.

Учитель

- В глубокой древности, чтобы приобрести какую-нибудь вещь, нужно было совершить обмен. Меняли самые разные товары: два топора, например, на бочку с мёдом, рыбу или овцу. Со временем люди выбрали  определённые предметы, которые стали играть роль денег. Ими являлись меха, животные, редкие раковины, продукты питания. В 12-13 веках в Новгороде, например, за перевоз товара собирали пошлину «заморским горошком» - чёрным перцем. Его отсчитывали по крупицам. В России долгое время мерой стоимости служила солёная рыба. Одной из древних валют является соль.

Дочь 1

- В древней Руси единицей массы ГРИВНА служила одновременно и денежной единицей. Различались гривны кунные, серебряные и золотые. Кунные готовились из низкопробного серебра и стоили вчетверо дешевле настоящих серебряных. Золотая гривна была в 12,5 раз дороже серебряной. Позже гривну стали рубить пополам, и новый слиток в половину денежной гривны назвали рублём. Рубль стал основной денежной единицей.

На экран проецируется фото гривны, рубля.

Дочь 2

- Одним из названий монетной единицы было слово ДЕНЬГА. Эта единица  равнялась половине копейки. В ходу была монета с интересным названием «АЛТЫН». Слово «алтын» произошло от татарского слова «алты», что означало «шесть». 1 алтын равнялся 6 московским или 3 новгородским деньгам. Новгородская деньга позже получила название «КОПЕЙКА».

На экран проецируется фото деньги, алтына, новгородки, копейки.

Учитель 

- Вы, конечно, слышали выражения: копейка рубль бережёт, всё до единой копеечки, ни копейки не дам. Постоянное упоминание о монете достоинством в одну копейку, на которую в наши дни не купишь и коробки спичек, живёт  в русском языке. В отличие от других монет копейке повезло. Как же появилась копейка?

Купец

- Каждый князь на Руси чеканил собственную серебряную монету, отличающуюся  от других названием, массой, ценой. Но всегда был народец, не упускавший случая поживиться. Монеты подрубались, становились легче, а кусочки серебра шли в слитки. Таким образом, общая масса денег, поступавшая в казну, постоянно уменьшалась. Виновных разыскивали, наказывали. Но монеты по-прежнему  продолжали «худеть». Вскоре провели денежную реформу – из двух лёгких  монет стали делать одну нормальную по массе «деньгу». Это было во время царствования Ивана Грозного. На новой монете изображали всадника с копьём,  это был копеец, потому-то её и прозвали копейкой.

Дочь 1

- При Петре 1 появились ГРИВЕННИКИ и ПОЛТИННИКИ. Один гривенник равнялся 10 копейкам. Полтина – монета стоимостью в 50 копеек, их чеканили из меди, серебра, золота.

На экран проецируется фото гривенника, полтинника.

Дочь 2

- Древнейшей единицей массы был ФУНТ. Русский фунт равен 409,5 г.

Дочь 1

Слово «фунт», как и «пуд», происходит от латинского корня и обозначает «вес», «тяжесть». Более крупной единицей массы был пуд, равный 40 фунтам или 16,4 кг.

Купец

- Сделаю я вам один подарок. Эти подсказки помогут переводить старинные русские единицы мер в современную систему мер.

Купец раздаёт таблицы старинных русских мер.

Денежные единицы

Рубль=2 полтины

Полтина=50 копеек

Пятиалтынный=15 копеек

Алтын=3 копейки

Гривенник=10 копеек

2 деньги=1/2 копейки

Меры веса

Пуд=16,4 кг

Фунт=400 г

Учитель

- Итак, вы познакомились со старинными русскими мерами веса, денежными единицами. Пора нам и ярмарку заглянуть.

На экран проецируется репродукция картины А.Васнецова «Новгородский торг». Звучит музыка (русский народный оркестр «Боян» - «Барыня»).

Купец

- Добры молодцы, красны девицы!

Вы на ярмарку пришли,

Много денег принесли.

Вы нам деньги принесли.

А мы товары припасли.

Не стесняйся, походи!

Что понравилось, купи!  

Дочь 1

- Чтобы приобрести какой-либо товар, необходимо выполнить задание.

Каждая группа получает лист с заданием №1.

Дочь 2

- В нашем краю – словно в раю:

Рябину, грибы корзиной бери…

Кладу на весы 2 фунта еды.

Покупай грибы!

За фунт еды полтину плати.

Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением грибов.

Решение:

1 фунт еды – полтина = 50 копеек

2 фунта – 50 x 2 = 100 копеек, или 1 рубль

Каждая группа получает лист с заданием №2.

Купец

- Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит  жилет?     

Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением пиджака.

Решение:

вся покупка - 1 рубль50 копеек = 150копеек, пятиалтынный = 15копеек,

150 + 15 = 165копеек

пиджак – рубль = 100 копеек, пятиалтынный = 15 копеек, 100 + 15 = 115 копеек

жилет – 165 – 115 = 50 копеек

Каждая группа получает лист с заданием №3.

Дочь 1

- В клетке 8 гусят. Заплати мне за полстолько 6 полтин и 10 гривенников и забирай  гусят.

Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением гусят.

Решение:

полстолько гусят – 8 : 2 = 4 гусёнка, полтина = 50 копеек, 6 полтин x 50 копеек = 300 копеек

гривенник = 10 копеек, 10 гривенников x 10 копеек = 100 копеек

300 + 100 = 400 копеек, или 4 рубля

Каждая группа получает лист с заданием №4.

Дочь 2

- Продаётся в лесопарке 2 мышонка, два крота. Один мышонок стоит полкопейки, а крот – полтина без алтына.

Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением мышонка и крота.

Решение:

1 мышонок – 1/2 (полкопейки)

2 мышонка – 1 копейка

1 крот – полтина без алтына, 50-3=47 копеек

2 крота –94 копейки

все зверюшки – 1 копейка + 96 копеек =95 копеек

Купец

- А теперь каждая группа получит своё задание. Выбирайте!

На доске висят картинки с заданиями, написанными с обратной стороны. От каждой группы выходят по 1 представителю и выбирают картинку с заданием. После решения выполняется проверка.

Задание №5.

Продаётся курица в 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые. 1 фунт  курицы стоит рубль с полтиной. Сом в 2 фунта не простой, а учёный. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками.

Решение:

1 фунт курицы – 150 копеек

3 фунта курицы - 150 x 3 = 450 копеек

1 фунт сома – 120 копеек

2 фунта сома – 120 x 2 = 240 копеек

вся покупка – 240 + 450 = 690 копеек (6 рублей 90 копеек)

Если задание решено верно, группа получает картинку с изображением курицы.

Задание №6

В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продали по 4 гривенника за фунт, а  другую половину – по полтине за фунт.

Решение:

полбочонка – 16 фунтов огурцов

40 x 16 = 640 копеек (полбочонка)

50 x 16 = 800 копеек (полбочонка)

800 + 640 = 1440 копеек, или 14рублей 40 копеек (за весь бочонок)

Если задание решено верно, группа получает картинку с изображением огурца.   

Задание №7

Продаётся сом и щука. Сом весит 10 фунтов, а щука – 2 фунта. 1 фунт сома стоит полтину с четырьмя алтынами, щуки - 2 рубля без гривенника.

Решение:

1 фунт сома – 50 + 34=62 копейки

10 фунтов сома – 62 x 10 = 620 копеек

1 фунт щуки – 200 – 10 = 190 копеек

2 фунта щуки – 190 x 2 = 380 копеек

вся покупка – 620 + 380 = 1000 копеек, или 10 рублей

Если задание решено верно, группа получает картинку с изображением рыбы.

Задание №8

Дневной рацион поросёнка: картофель-10 фунтов; свёкла-2 фунта. Закупай овощей на 3 дня, если 2 фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свёклы - алтын.

Решение:

10 фунтов картофеля - (10 : 2) x 10 = 50 копеек

2 фунта свёклы – 3 x 2 = 6 копеек

На один день – 50 + 6 = 56 копеек

На три дня – 56 x 3 = 168 копеек, или 1 рубль 68 копеек

Если задание решено верно, группа получает картинку с изображением поросёнка.

Дочь 1

- А ну налетай, покупай мой товар! Для каждой группы предлагаю набор товаров, а ваша задача узнать, что стоит дороже.

Каждая группа получает задание №9 (сравнение). После решения выполняется проверка. Группа, которая выполнила задание верно, получает картинку c изображением животного.

Сравни (поставь знаки), объясни.

1 цыплёнок  1 крот

5 черепах    1 поросёнок

1 гусёнок    крот с ежом

4 мышонка   1 уж

Решение:

1 цыплёнок (15 x 3 = 45 копеек) < 1 крот (47 копеек)

5 черепах (10 x 5 = 50 копеек)  <  1 поросёнок (50 x 3 = 150 копеек)

1 гусёнок (50 + 3 = 53 копейки) = крот с ежом (крот - 50 – 3 = 47 копеек, ёж - 3 x 3 = 6 копеек, всего - 47 + 6 = 53 копейки)

4 мышонка (1 копейка) <  1 уж (3 x 3 = 9 копеек)

Дочь 2

- Предлагаю следующее задание. Узнайте, что тяжелее.

Каждая группа получает задание №10 (сравнение). После решения выполняется проверка. Группе, решившей верно всё – картинка c изображением картофеля.

Сравни (поставь знаки), объясни.

1 пуд железа   5 фунтов овса

1 кг пшена    2 фунта ржи

7 фунтов картофеля     2кг 500г сахарного песка     

Решение:

1 пуд железа (16,4 кг) > 5 фунтов овса (400 г x 5 = 2 кг)

1 кг пшена  >  2 фунта ржи (400 г x 2=800 г)

7 фунтов картофеля (400 x 7 = 2 кг 800 г) <  2 кг 500 г сахарного песка

На экран проецируется репродукция картины И.Куликова «Ярмарка». Звучит музыка (русский народный оркестр «Боян» - «Барыня»).

Купец

- Товар продан! Ярмарка закрывается!

Учитель  

- Сколько товаров смогла приобрести каждая группа?

Каждая группа показывает приобретенный товар.

Купец

- Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы! Думаю, что учитель вознаградит вас за старание. 

Учитель

- Спасибо вам большое. А нам пора возвращаться домой.

Купец с дочерями кланяются и уходят.

Учитель

- Итак, ребята, где мы побывали?

- Что нового узнали?

- Каковы особенности русской ярмарки?

- Как вы думаете, удобна ли старинная система мер?

- Вот поэтому за два столетия система мер изменилась и стала более удобной для пользования, но устаревшие слова остались в словарях, рассказах, сказках и старинных книгах.  

- Оцените свою работу.

Рефлексия. Оценка работы каждого ученика.

Список источников основного содержания

1. Туникова А. Старинные русские меры // Начальная школа. - №16. -2005

2. Карпушина Н.М. Рукотворные мерки // Математика в школе. — № 7. — 2008. 

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 4 класса. Творчество поэтов

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Осенний праздник в начальной школе

Внеклассное мероприятие «Земля - наш общий дом», 4 класс

Конкурсная программа для младших школьников

Мила Кузьмина # 2 сентября 2013 в 23:50 +1
Урок математики в игровой форме, где ведущую роль играет театрализация, повысит мотивацию в обучении! Интересный, яркий и насыщенный материал! Спасибо за ваш труд!
Татьяна Кленина # 3 сентября 2013 в 12:12 +1
Большое спасибо за положительную оценку внеклассного мероприятия.