Сценарий игры путешествия в начальной школе «Удивительный мир насекомых»

Игра – путешествие «Удивительный мир насекомых»

Автор: Герман Лидия Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Тамбовская СОШ» п. Тамбовский Романовский район Алтайский край

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов. Используя данный материал, можно провести внеурочное мероприятие или урок в игровой форме.

Цель:

- Расширить знания учащихся о жизни насекомых, показать их красоту и многообразие, роль и значение насекомых в жизни человека;

- Развивать эмоциональное восприятие природы, память, мышление, самостоятельность суждений, внимание;

- Воспитывать любознательность, эстетические чувства, бережное и экологически грамотное отношение к насекомым, любовь к природе, животному миру планеты;

Оборудование: слайды с изображением насекомых;

Ведущий: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир природы! А знаете ли вы, сколько насекомых на планете? Насекомые, представители более чем миллиона видов мелких беспозвоночных животных, таких как жуки, клопы, бабочки , пчелы, божьи коровки и другие. Количество видов насекомых превышает количество видов всех других животных вместе взятых. Насекомые в великом изобилии наполняют наши леса, поля, сады и даже пустыни. Они везде и всюду.

Первая наша остановка «Отгадай»

Ответьте на вопросы викторины. Итак, кто быстрее и точнее?

1. Не солнце, не огонь, а светит? (Светлячок).

2. Самого не видно, а голос слышно. (Сверчок).

3. Модница крылатая, платье полосатое

Ростом хоть и кроха, укусит - будет плохо! (оса)

4. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

5. Крылышки есть, но не птица. (Бабочка)

6. Насекомое, которое очень любит листья капусты. (гусеница)

7. С ветки на тропинку прыгает пружинка. (Кузнечик).

8. Много меду собрала, работящая…(пчела).

Ведущий: Наше путешествие продолжается. Сейчас мы поиграем в игру «Устами младенца».

Узнайте по описанию. Это насекомое очень трудолюбивое и домовитое. Кто это? (муравей)

Самки этого насекомого обычно имеют блеклую оливково-зеленую окраску, в отличие от ярко-голубых самцов. Ее жизнь коротка и напряжена. Кто она? (Стрекоза).

Конечно- же это, красавица попрыгунья Стрекоза и домовитый Муравей.

Итак, вторая остановка «Театральная». На экране слайды (стрекоза и муравей). Посмотрите инсценировку знаменитой басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Ведущий: Всегда ли стрекозу можно назвать «попрыгуньей»? Оказывается стрекозы – отчаянные летуны. Раньше считалось, что нашествие стрекоз – плохая примета. Говорят, что пролетят стрекозы – погибнет птица. Куры перестают нести яйца и гибнут. Оказывается, что куры отравлялись личинками насекомых - их детками.

Музыкальная пауза. Песня «В траве сидел кузнечик»

Ведущий: Путешествие продолжается. Вы догадались, о ком пойдет речь? Конечно- же, о кузнечиках. На лугу очень много кузнечиков. Скажите, благодаря чему зеленый кузнечик становится невидимым в траве? (Благодаря маскировочной окраске). У каждого вида кузнечиков своя песня. Стрекотание можно услышать днем, после обеда и вечером. Вечером он может петь около трех часов. А как передвигается кузнечик? Передвигается он особым образом. Он не только прыгает на дальние расстояния, но также лазает по растениям либо перелетает с места на место. (На экране слайды о кузнечиках).

Ведущий: я предлагаю отдохнуть и провести конкурс «Кузнечики». (Две команды. Первый игрок – «Кузнечик» прыгает с места на двух ногах в длину. С отметки приземления первого игрока прыгает второй игрок «кузнечик» и т.д.

Ведущий: Отдохнули и снова в путь.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Третья остановка: Брейн – ринг «Знаешь ли ты?»

· У кого ухо на задних лапках?

А) у бабочки;

Б ) у кузнечика;

В) у жука;

·Какое насекомое «носит чин» морского офицера?

А) Бабочка-адмирал.

Б) Бабочка - крапивница

В) Бабочка – капустница;

· Зачем кузнечику сабля?

А) Для « сражений»;

Б) Для откладки яиц;

В) Для красоты?

· «Умываются» ли насекомые?

А) никогда;

Б) не всегда;

В) многие, и очень основательно;

· Какой жук носит название того месяца, в котором родился?

А) Майский жук.

Б) Жук навозный

В) жук могильщик

Г) жук плавунец

·  Сколько глаз у мухи?

А) два

Б) семь

В) Пять. 

· У кого нос как спица?

А) У комара. 

Б) у кузнечика

В) у бабочки

Ведущий: Молодцы, ребята.         А вы знаете стихи про насекомых?

Четвертая остановка: Поэтическая тетрадь «Насекомые»

«Божья коровка» А. Усачев;

«Братишки - муравьишки» Е. Жданова;

«Великан» Г. Глушнев;

«Веселая саранча» С. Пшеничных ;

«Жук-олень» В. Ланцетти;

«Жучок» Л. Квитко;

«Жучок» А. Усачев и другие.

На слайдах иллюстрации прочитанных стихов.

Ведущий: Вы прослушали интересные стихи. О каком насекомом вы бы хотели еще узнать?

Жук-олень. (На экране слайд)

Когда разговор заходит об оленях, в нашем сознании всплывает образ грациозных копытных животных. Но есть и другие олени. Так называют одних из самых крупных жуков наших мест. Интересно, что жуком-оленем он называется на английском, немецком, латыни и многих других языках и диалектах. Это неудивительно, внешность жука располагает к этому. Голова жуков-самцов; как и самцов настоящих оленей, украшена роскошными рогами. Без них жук имеет длину от трех до пяти с половиной сантиметров, а с ними – до семи сантиметров. Встречаются и гиганты. Как и у настоящих оленей, самки жуков-оленей больших лишены рогов и выглядят скромнее. Жук-олень – это, безусловно, достопримечательность нашей природы. Сделаем же все, чтобы наши потомки могли встретить жука не под музейным стеклом, а живого – в живой природе и, как и мы, удивиться ее бесконечному разнообразию.

Божья коровка. (На экране слайд)

А как называют это насекомое? Правильно, солнышко. Многие ещё не забыли, как в детстве, посадив на ладонь красно-оранжевого с пятнышками жучка, напевали: « Солнышко, солнышко, полети на небо, там твои детки...» и жучок полз на кончики пальцев и, расправив крылья, взлетал. Почему его назвали солнышко? Данное жучку имя очень удачно – “солнышко”. Жучок, похож на половинку маленького, круглого блестящего, будто лакированного мячика, оранжево-красного цвета с чёрными точками, как будто пятна на настоящем солнце. У многих древних народов родословную божьей коровки вели от богов и жук являлся одним из предметов культового поклонения.

Музыкальная пауза «Песенка про Божью Коровку»

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу.

Последняя пятая остановка «Художественная»

«Узнай меня!»

На экране нарисовано непонятное насекомое. Определите, из каких частей тел других насекомых оно составлено. Можно нарисовать этих насекомых.

Ведущий: Молодцы! Итак, ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня о насекомых? Мы вспомнили сегодня только самую малую часть этих удивительных существ. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны... Чтобы узнать все об этом удивительном мире, нужно заниматься изучением насекомых. А кто знает, как называется наука о насекомых? (Энтомология) Кто хочет стать ученым – энтомологом?

Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Природа – наш общий дом и нам нужно думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Берегите природу. Помните, что многие насекомые, занесены в Красную книгу. А вот о том, какие виды насекомых занесены в Красную книгу и почему они находятся под охраной, мы узнаем в следующей игре-путешествия «По страницам Красной книги»

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Осенний праздник в начальной школе

Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Игра счастливый случай для младших школьников

Екатерина Александровна Бурмистрова # 29 мая 2014 в 00:27 0
Очень понравилось мероприятие! Беру себе на заметку.
Думаю, неплохо было бы добавить краеведческий компонент, как отдельный конкурс. Например, какая команда назовет больше насекомых родного края ( но тогда учителю все их знать нужно будет, чтобы не попасть в неприятную ситуацию)))))
Или можно добавить конкурс с иллюстрациями "наш - не наш" . На картинке насекомое. Дети угадывают, обитает он в наших краях или нет.

Это первое, что пришло на ум. Может, еще у кого какие идеи есть????
Наталья Борисовна Щипцова # 17 ноября 2014 в 19:43 0
Связь с литературой, поэзией, привитие любви к природе, к родному краю все это затронуто в данном мероприятии. я обязательно использую наработки на уроках биологии. Успехов.
Людмила Николаевна Вишнякова # 14 декабря 2014 в 22:05 0
очень полезный материал! Обязательно воспользуюсь. Спасибо